Календарь


Осада Очакова в 1737 году. Гравюра XVIII века.

1737 год. 14 октября (3 октября ст.ст.) русский гарнизон крепости Очаков отбивает штурм численно превосходящей турецкой армии

«В начале октября Миних съехался в Полтаве с вице-адмиралом Сенявиным, который был назначен командиром очаковской флотилии с обязанностию поступать во всем по наставлениям фельдмаршала. Миних уговорился с Сенявиным, какие суда строить Брянске и как спускать их к морю, причем положил Сенявину в Очаков не ехать, а быть в Брянске для надзора за постройкою судов. Фельдмаршал писал императрице: "На вице-адмирала крепкую надежду иметь. можно, что он порученное ему дело исправит, от приготовления же нового надежного флота зависит возможность принудить турок к миру, потому что я тогда могу за неприятельским флотом всюду следовать и брать турецкие корабли, как крепости". Так как положено было устроить верфь несколько повыше Запорожской Сечи, то Миних писал по этому случаю: "Поступками запорожских козаков я очень доволен, все мои предписания они исполняют, жалованием и провиантом удовольствованы, кроме того, получили большую добычу в нынешнюю и прошлогоднюю кампании и потому очень довольны, присылали ко мне депутатов с благодарностию. Хотя они люди дикие, но своевольных теперь между ними немного, и нельзя думать, чтоб они могли затеять что-нибудь противное; строение верфи не может их раздражить, потому что она выше их Сечи и не в близком расстоянии, однако за поступками их я прилежно наблюдаю". Но в то время как Миних уговаривался в Полтаве с командиром очаковской флотилии, Очаков должен был выдержать осаду от турок. Комендантом Очакова был генерал-майор Штоффельн; гарнизон вначале состоял из 8000 человек, но болезни уменьшили его до 5000, когда в октябре месяце под стенами крепости появилось 20000 турок и столько же татар. Несмотря на несколько отчаянных приступов, гарнизон отбился, и турки побежали от Очакова, потерявши под его стенами больше 20000 человек как от оружия осажденных, так и от болезней, происходивших от позднего времени года и от беспрерывных дождей. Гарнизон потерял с лишком две тысячи».
Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 20, глава 2. М.: Мысль

История в лицах


Из рапорта об осаде Очакова:

По храбрости здешнего гарнизона, оный неприятель отступил с уроном и город Очаков от такой злодыхательной бури освободился. Суда сие время были все под пушками и гарнизону всякое всевозможное вспоможение чинено.
Цитируется по: Головизнин К. Русский флот на Черном море. М., 1886, № 1, стр. 106–107.


Мир в это время


    В 1737 году великий немецкий композитор Георг Гендель тяжело заболевает, что приводит к параличу

    Георг Фридрих Гендель. Г.фон Томас Хадсон. 1749 год
    «Гендель (Händel) Георг Фридрих [23.2.1685, Галле, 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Генделя протекало в Англии. Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель на различных инструментах сформировался под руководством композитора и органиста Ф. Цахау. В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 переехал в Гамбург, где находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером, поставивший первые оперы Генделя «Альмира» и «Нерон». После закрытия театра (1706) жил в Италии, где создал итальянские оперы «Родриго» (1707), «Агриппина» (1709), ораторию «Триумф Времени и Правды» (первоначальную редакцию), пасторальную серенаду «Ацис, Галатея и Полифем» (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Гендель завоевал славу выдающегося клавесиниста.

    В 1710-16 жизнь Генделя была связана попеременно с Ганновером и Лондоном. Большой успех имела в Лондоне его опера «Ринальдо» (1711). С 1720 возглавил в Лондоне оперный театр, создал оперы «Радамист» (1720), «Отгон» (1723), «Юлий Цезарь» (1724), «Роделинда» (1725) и др. В этих операх Гендель опирался на распространённый в Западной Европе тип итальянской оперы-сериа. Однако положение композитора в Англии было трудным. Английская знать предпочитала произведения композиторов-итальянцев, буржуазно-демократические круги видели в итальянских операх Генделя ущемление национальных интересов. Особенно сильный удар оперной деятельности Генделя нанёс поставленный в 1728 спектакль «Опера нищих» (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша), в котором высмеивалась аристократия и пародировалась итальянская опера (здесь были и цитаты из опер Генделя). Театр Генделя был закрыт, но композитор продолжал писать оперы: «Орландо» (1733), «Альцина» (1735), «Ксеркс» (1738) и др. Новые крушения надежд привели Генделя в 1737 к параличу. По выздоровлении композитор возвратился к творческой деятельности. В творчестве английского периода Гендель не остался в стороне от англ. музыкальных традиций. Он изучал музыку крупнейшего композитора Г. Пёрселла, ещё в 1717-19 им были написаны хоровые произведения в стиле англ. культовой музыки «Антемы». Обратившись к популярной в Англии библейской тематике, он создал ораторию «Эсфирь» (1720; 2-я редакция 1732).

    В 1730-х гг. Гендель всё чаще обращается к жанру монументальной оратории («Дебора», 1733, «Саул», 1739, «Израиль в Египте», 1739, и др.). В 1740-х гг. оратория полностью вытеснила оперу в творчестве композитора (последняя опера Генделя «Деидамия», 1741). В 1742 в Дублине с большим успехом была исполнена оратория «Мессия», в 1743 завершена оратория «Самсон».

    В 1745-46, во время вооруженной борьбы англичан против попыток реставрации династии Стюартов с помощью шотландской армии, героическое творчество Генделя получило наконец всеобщее признание. Произведения Генделя этих лет - «Гимн добровольцев», оратории «На случай» и «Иуда Маккавей» принимались с энтузиазмом патриотически настроенной аудиторией. До конца жизни Генделю сопутствовала репутация крупнейшего композитора. Неизменным успехом сопровождались выступления Генделя в качестве органиста. Слепота и тяжёлая болезнь, поразившие Генделя в начале 1750-х гг., не дали возможности завершить ораторию «Иевфай».
    Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977
даты

Ноябрь 2020
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 7

  • 8

  • 9

  • 10

  • 11

  • 12

  • 13

  • 14

  • 15

  • 16

  • 17

  • 18

  • 19

  • 20

  • 21

  • 22

  • 23

  • 24

  • 25

  • 26

  • 27

  • 28

  • 29

  • 30

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"