Календарь

В этот день


Объявление указа Петра Великого (1699) «считать новый год» с 1 января. Гравюра конца XIX века

1699 год. 30 декабря (20 декабря ст.ст.) по указу императора Петра I с 1 января 1700 года в России вводилось летоисчисление от Рождества Христова. Подданным предписывалось праздновать наступление нового, 1700-го года, украшать при этом улицы и устраивать салюты.


«Легенда о самозванстве Петра, вся построенная на тягловых мотивах, очевидно, сложилась в тяглой среде, особенно в той массе, которая, быв дотоле свободной от податей, больно была захвачена указами о новых налогах и службах. Другая легенда, о Петре-антихристе, возникла или была разработана в церковном обществе, взволнованном новшествами Никона, и сплелась из других мотивов. Преобразовательная деятельность Петра представлялась народу прямым продолжением того непонятного и бесцельного посягательства со стороны правительства на чистоту родной веры и родных обычаев, какое началось при царе Алексее. Новое иноземное платье, брадобритье и тому подобные новшества затрагивали религиозные воззрения древнерусского общества. В конце 1699 г. последовала новость, еще более тревожная, чем немецкое платье или табак: изменен был русский православный календарь, велено вести летосчисление от рождества Христова, а не от сотворения мира и новый год праздновать не 1 сентября, по-церковному, а 1 января, как делалось у неправославных. Это новшество уж прямо вторгалось в церковный порядок. Люди, и без того встревоженные латинобоязнью никоновского времени, теперь еще сильнее встрепенулись на защиту старой веры. В полиции и на улице при Петре происходили иногда очень странные сцены. Раз в 1703 г. один нижегородец, простой посадский человек Андрей Иванов, пришел в Москву с изветом, т. е. с доносом, - на кого бы вы думали - на самого государя, что-де он, государь, веру православную разрушает, велит бороды брить, платье носить немецкое, табак тянуть: во всем этом обличить государя и пришел он, Андрей Иванов. В 1705 г. в Ярославле Димитрий, митрополит ростовский, в воскресный день идучи к себе из собора, встретился с двумя еще нестарыми бородачами, которые спросили его, как им быть: велено брить бороды, а им пусть лучше головы отсекут, чем бороды обреют. "А что отрастет, отсеченная ли голова или сбритая борода?" - переспросил владыка. В дом к митрополиту сошлось много лучших горожан, и начался диспут о бороде, об опасности брад обритая для душевного спасения, ибо сбрить бороду - значит потерять образ и подобие божие. Ученому владыке пришлось написать целый трактат об образе и подобии божием в человеке Вопрос о брадобритии разгорелся до народной агитации: в разных городах разбрасывались подметные письма, призывавшие православных восстать за бороду. Люди более серьезного образа мыслей не могли довольствоваться распространявшимся в темной массе сказанием о самозванстве Петра и искали более глубокого источника его непонятных и опасных нововведений. Поддразнивая пугливую совесть пустяками вроде брадобрития или безобразиями пьяного собора, Петр вызывал тревожные суеверные толки о конечной гибели благочестия, о последних временах и о необходимости вольного страдания ради спасения души. Эти толки, обращаясь на их виновника, и породили легенду о царе-антихристе. Мы встречаем ее в Москве в одном следственном деле уже 1700 г. Некто Талицкий, книгописец, значит, человек сравнительно образованный, составил для распространения в народе тетради о последнем времени и о пришествии в мир антихриста в лице государя. Тамбовский архиерей до слез умилялся этими тетрадями, а боярин князь Хованский плакался Талицкому на самого себя, что был ему послан мучения венец, да он его потерял, согласившись обрить себе бороду, а потом приняв шутовское поставление в митрополиты известного всепьянейшего собора. Но особенно широкое распространение получила легенда на олонецком и заонежском Севере, в краю, наиболее тронутом расколом, куда бежало от гонений множество подвижников древнего благочестия еще при царе Алексее. Уже к концу XVII в. эти беглецы в своем фанатизме выработали в борьбе с еретической церковью и антихристовым государством страшную форму вольного страдания за благочестие - самосожжение массами. По одному идущему от того времени староверческому сочинению насчитывали более 20 тысяч самосожженцев, сгоревших в 1675 - 1691 гг. На глухом поморском Севере, наполненном лесами, все известия, приходившие из Центральной Руси, отражались в искривленном виде: напуганная фантазия превращала их в чудовищные призраки. В одном погосте Олонецкого уезда раз священник и дьячок, вышедшие из церкви после литургии, разговорились о том, что делается на белом свете. Дьячок сказал: вот ныне велят летопись (летосчисление) вести от рождения Христова и платье носить венгерское».
Цитируется по: Ключевский В.О. Курс русской истории. Том 4, лекция 69. М.: Мысль, 1989. С.211-213

История в лицах


Из «Дневных записок» Ивана Желябужского:
7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя Poccии указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить cиe: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же...
Цитируется по: Хрестоматия по русской истории. Т. II / Сост. М. Н. Коваленский. М- Пг.: Гос. издательство, 1923. С.273-275


Мир в это время


    В 1806 году было образовано Великое герцогство Гессен

    Монета Людвига I Гессенского. 1825 год
    Младший сын Филиппа Великодушного, Георг I Набожный, основатель Дармштадтской линии, много сделал для материального благосостояния страны. Вследствие доставшегося сыну его, Лудвигу V (1595—1626), в наследство от Лудвига IV Марбургского княжества Гиссен, между Г.-Дармштадтом и Г.-Касселем возгорелась долгая борьба, во время которой основан был лютеранский университет в Гиссене (1607), ибо единственному для всего Гессена университету в Марбурге Мориц Кассельский придал чисто реформатский характер. Борьба кончилась лишь при сыне Лудвига V, Георге II Ученом. При преемниках Георга II, Г.-Дармштадт много потерпел во время войн Людовика XIV, особенно войны за испанское наследство. Лудвиг Х (1790—1830) приобрел, за свои потери на левом берегу Рейна и за отказ от Бадена и Нассау-Узингена, герцогство Вестфалию, 12 майнцских и 3 пфальцских округов, имп. г. Фридберг и церковный округ Вимпфен, из которых образовал 3 пров.: Штаркенбург, Обергессен и Вестфалию. Присоединившись в 1806 г. к Рейнскому союзу, он 14 августа принял титул великого герцога, под именем Лудвига I, а когда он, по Венскому конгрессу, взамен уступленных им Вестфалии и земель на Майне получил часть Доннерсберга на левом берегу Рейна и часть Изенбурга на правом берегу, то принял титул великого герцогства Г. и на Рейне. 18 марта 1820 г. им введено представительное устройство. При его сыне, Лудвиге II (1830—48), июльская революция отозвалась в Г. Дармштадте волнениями, которые скоро были подавлены. Требования уплаты долгов великого герцога, полицейские строгости против демократов и упразднение (1846) действовавших в Рейнской части великого герцогства французских гражданских законов способствовали усилению оппозиционной партии. Когда вспыхнула февральская революция, либералы, во главе которых стоял Генрих Гагерн, внесли в палату требование созыва общегерманского народного представительства. 5 марта наследник престола объявлен регентом, а Гагерн — министром внутренних дел. При Лудвиге III (1848—77) преемник Гагерна, Яуп, преобразовал администрацию, ввел гласный суд, упразднил право охоты, но из-за своих симпатий к Пруссии уступил свое место Дальвигу, ставшему в 1866 г. на сторону Австрии. После поражений при Лауфахе и Ашафенбурге Гессен был занят пруссаками и лишь родственным отношениям великого герцогского дома к России и Англии обязан тем, что условия мира были сравнительно не тяжелы: Пруссии были сделаны незначительные земельные уступки, уравновешиваемые приобретением некоторых гесс.-кассельских владений, в уплачено 3 мил. гульденов военной контрибуции. Часть Гессена к северу от Майна вошла в состав Северного Германского союза. В том же 1866 г. была заключена с Пруссией военная конвенция, а 11 апреля 1867 г. — оборонительный и наступательный союз.
    Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон, 1890-1907
даты

Ноябрь 2023
Конвертация дат

материалы

О календарях
  • Переход на Григорианский календарь Название «григорианский» календарь получил по имени папы римского - Григория XIII (1572 — 1585), по чьему указанию он был разработан и принят.
  • КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium, букв. - долговая книга, называвшаяся так потому, что в Др. Риме должники платили проценты в первый день месяца - в т. н. календы...>>>


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"