Оглавление
a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:87633:"
- Переписка князя Курбского с царем Иоанном Грозным и История о великом князе Московском.
- I. Эпистолия первая князя А. Курбского к царю и великому князю Московскому. Обращение к царю. - Курбский упрекает царя в побиении "сильных во Израили" и воевод, в оклеветании верных подданных; спрашивает, чем провинились они. - Говорит о своем гонении, бедах и напастях от царя. - Никакие просьбы не помогли.- "И не вем себя и не наидох ни в чем же пред тобою согрешивша".-Напоминает о своих победах, ранах и трудах.-"Уже не узриш, мню, в мире лица моего".-До скончания своего будет вопияти со слезами на царя пребезначальной Троице, равно как и все избиенные неповинно, и заточенные, и прогнанные без правды.-Указание на развратных ласкателей, товарищей трапезы.-Писание сие велит в гроб с собою вложить.-"Писано Волмере, граде государя моего, Августа Жигиманта короля".-Приписка
31
- II. Послание царя Иоанна Васильевича к князю Андрею Курбскому. Редакция I и II. Пространный титул царский.-"Курбисому", "восхотевшему своим изменным обычаем быти Ярославскому владыце".-"Почто единородную душу отвергл если?"-Сообщество Курбского с иными злодеями.-"На человека возьярився, Богу приразитися": война с християнами и бедствия от войны.-Иоанн оправдывается, что сам воюет, "на християны, Германы и Литаоны".-Тела ради душу погубил Курбский.-"Аще праведен еси и благочестив, почто не изволил еси от мене, строптивого владыки, страдати и венец жизни наследити?"-"Как не усрамишися раба своего Васьки Шибанова?"-И души всех прародителей своих погубил Курбский.-Писание "разумленовнятельно".-Разбирается, почти дословно, все: "в православии пресветлых явившеся", "сопротив" (сему). - "Не пресветлые ли победы з Божиею помощию на противныя показаша?" - "Како не стыдишися, злодеев мученики нарицая?" - "Почесому учитель еси души моей и телу моему?"-"Нигде же обрящеши, иже не разоритися царству, еже от попов владому"-"Доброхотные" хотели, подобно Ироду, "и сущая млеко младенца смертию пагубного света сего лишити, чужаго же царствия воцарьствити".-"Разумевая разумеи совесть прокажену имущаго".-"Про что есмя во Израили побили и воевод, от Бога данных нам на враги наша, различными смертьми расторгли есмя и победоносную их святую кровь в церквах Божиих пролили есмя, и мученинскими кровьми праги церковныя обогрили есмя, и на доброхотных своих, душу за нас полагающих, неслыханныя муки, смерти и гонения умыслили есмя, изменами и чародеиствы их и иными неподобными обличая православных".-"Прострашейше" снова говорить Иоанн о своих злых страданиях от бояр, от детства до Сильвестра и Адашева включительно.-"Света во тьму прелагати не тщуся, и сладкое горкое не прозываю". - "О провинении и прогневании подовластных наших перед нами".-"Предстатели прегордые царство разорили и подручны нам их сотворили во всем, у них же прежде в работе были праотцы наши" - Опустошения крымцев и казанцев.-Неудачные походы на Казань.-Такие же действия и советы при взятии Казани. - Больше 7 лет бранная лютость и по взятии Казани. - Неудачи против крымцев.-"Брань еже на Германы".-"Антихриста вемы".-"Сунклита, от преблуждения рожения не вемы".-"Моавитин и Амонитин-ты".-"Что же убо писал еси, хотя убо поставити судия или учителя,-ни к чесому убо власть твоя, понеже претительно повелеваевши".-Обширное извлечение из письма Дионисия Ареопагита к Демофилу.-"Всеродно вас не погубляем".-"О ереси всякои".-Кто прегорд?"-"Вы с попом и со Алексеем гонили".-"Судитель-Бог".-"Зла же и гонения безлепа от мене не приял еси".-"От Божия земли тебя не отгоняли".-"Злая и непримирительная ненависть".-"Кровь, пролитая от иноплеменных за нас, вопиет на нас к Богу",-"смеху подлежит сие".-"Совесть свою испытал еси не истинною".-"Победы же пресветлы и одоление преставно" "когда показал еси?"-Лишения ратныя, о которых говорит Курбский, были при господстве Сильвестра и Адашева.-"Мздовоздаятель Бог"-праведный.-"Лице же свое пишешь не явити нам до дне страшного суда Божия" - "кто же убо всхощет такового Ефиопского лица видети?" - "Воссылати Богу о отмщении".-Пример Поликарпа. Преп. кн. Феодор Ростиславич, хотя и сродник Курбского, судия желательный, приемлемый, праведный. - "Прогнанных от нас несть никого"; "избиенные же и заточенные вси прияша по своим винностем". - Убиенные изменники у престола Божия - суемудренное помышление.-"На христианский род никаких мучительных сосудов не умышляем".-"Наругающиижеся и попирающии ангельский образ, согласующеся ласкателем своим некиим"-"разве останком вашего злаго совета!".-"От Кроновых же убо жрец,-еже подобно псу лаяти".-"Писание в гроб вложить"-"последнее свое христианство отложил еси".-"Волмере"-"измену до конца совершаешь".-"Много пожалован быти" от Жигимонта-"се убо подобно есть".-"З безумным не множи словес".-Дата послания
35
- Окончание Послания редакции II. Хто же убо и желает такового Ефиопского лица видеть?"0О Карпе.-Суд кн. Федора Ростиславича, хотя и родственника Курбского, желателен: святые праведно судят.-Св. кн. Феодор Ростиславич исцелил царицу Анастасию.-"Прогнанных от нас несть никого же, разве сами отторгошася.-"Избиенные же и заточенные вся по своим винам".-"Неповинные глаголати-се убо наипаче злобу совершаете".-"Радоватижеся о всех одолении ни о чесом".-"Убиенных же по своим изменам у престола Владычня предстоящи, как убо возможно есть".-"Ни о чесом же хвалюся в гордо ти".-"На род христианский мучительных сосудов не умышляем".-Наругающии и попирающии ангельский образ, согласующе ласкателем некиим, - "развее останков вашего злаго совета!"-"От Кроновых убо жрец,-еже подобно псу лаяти".-Писание свое в гробь положить,-"последнее христианство свое отложил еси". - Волмер - град Жигимонта короля,-"се убо свою злобесную собацкую измену до конца совершавши". - Надеешися от него мною пожаловань быти,-"се убо подобно есть": избрал государя по себе, худейша от худейших раб суща. - Выдержка из письма св. Дионисия Ареопагита к Демофилу.- Напрасны оправдания Курбского.-Дата послания
96
- Послание редакции III
35
- Пространній титул царский.-Князю А. М. Курбскому.-"Почто единородную свою душу отвергл еси?"-Сообщество Курбского с злодеями.-"Возьярився на человека и к Богу приразился": разорение церквей во время войні, попирание икон и християн погубление. - "Всяка душа владікам превладущим да повинуются".-"И аще праведен еси и благочестив, почто не изволил еси от мене, строптивого владіки, страдати?"-Пример-Васька Шибанов.-Курский, "единого ради малого слова гневна", погубил душу свою и родителей.-Писание Курбского получено и вразумлено и внятельно.-"Во Израили побили воевод, от Бога данніх нам... и то еси писал и глаголал ложно".-"Пожаловати есмя своих холопеи вольні, а и казнити вольні же".-Веруем в праведній суд Божий.-Предстатели.-"Хто убо тя поставил судью или владетеля надо мною?"-Главное злобесное умішление "ваше", "с попом Силеверстом". - "Не подобает священником царская творити". - Курбский восхищает на ся учительский сан. - Цитата из Григория Богослова.-Из старчества о Иване Колове. - "Во царстве многих владение подобно женскому безумию". - Обвинение Курбского и его сообщников в желании "во царствии царей достальніх истребити", "от царствия растояшагося колена вопарити": "ссущаго млеко младенца, мене смертию пагубною хотеста света сего лишити, чужаго же царствия царя во царство вести".-"Извкосте от прародителей своих измену чинити". - Безсмертен не мнюся.-Учительский сан восхищает Курбский. (См. выше).-"Ваше злобесное на церковь возстание разсыплет сам Христос".-"Царем подобает обозрительным быти", наказывать и миловать.-О Поликарпе.-Злобесные единомысленники Курбского иноческое одеяние свергли и христиан воевали.-Нет им извинения.-Примеры. - Дмяся пишет Курбский.-Напрасно хвалится победами.-Примеры из ветхословия.-"На род же христианский мучительных сосудов не умяшляем". - Наругающих и пострамлющих ангельский образ - "не вем, разве останков вашего злаго совета".-"Губители души нашей и телу несть у нас".-"Вы владатели и учители повсегда хочете быть ми, яко младенцу".-"О Иароновых убо жрецех, - еже убо подобно псову лаянию". - "Свое писание хощеши с собою во гроб вложити, се убо последнее христианство отложил".-"Волмер град Жигимантов нарицаеши, злобесную собатцкую измену до конца совершаеши".-"А еже от него надеешись много пожаловать быти, се убо подобно есть".-"Синклита от преблужения рожденна не вемы, паче вас". - "Иступив ума, неистовяся бесному подобию, колебляся, писал еси".-Злодеи - не мученики.-Примеры казней злодеев. - Напрасны оправдания Курбского.-Дата послания.
- III. Краткое отвещание князя Андрея Курбского на зело широкую эпистолию великого князя Московского
112
- Курбский отвечает на предыдущее послание, что царь постыдился бы так нескладно писать, яко неистовых баб басни, в чужую, просвещенную страну, и что он, злополучный изгнанник, заслуживает не укоризн, а утешения.-Не знает, чего хочет Иоанн, погубив всех потомков великого Владимира, и отняв у бояр все, до последней рубахи.-Думал отвечать на каждое слово царское, но не решился, предавая все суду Божию, и считая, "иже не достоить мужем рыцарским сварится, аки рабом".
- IV. Такова грамота послана от государя из Володимерца же ко князю Андрею к Курбскому со князем Александром Полубенским
114
- Прописав весь свой титул, царь со смирением "воспоминает" Курбскому о победе, дарованной Богом. - Лишь немногое теперь "воспоминает" царь: "на все досады" отвечено раньше подробно. - Разсматривает выражение "разтлен разумом" и доказывает, что оно прилично не ему, царю, а боярам 1) для них дороже было "Прозоровского полтораста четье" царевича Федора; 2) судили Прозоровского с Сицким, с великою укоризною самому Иоанну; 3) Честили дочерей Курлятева, а царевен проклинали; 4) погубили царицу Анастасию Романовну, и тем довели до "Кроновых жертв"; 5) стали с "попом" против царя и тем вынудили на противодействие; 6) хотели избрать на царство "князя Володимера". - Сознается в строгости мер, вынужденных строптивостью бояр; говорит что вся мудрость изменников "ни во что же бысть", что и без них русское оружие торжествует, что грады германские падают силою животворящего креста, и что Бог принес его, царя, в самый Вольмар, где думал укряться Курбский.-Смеется над бегством его.-В заключение советует одуматься и уверяет, что все это написано не из гордости, а "к воспоминанию исправления" Курбского.-Дата грамоты.
- V. На вторую епистолию отвещании цареви Московскому убогого Андрея Курбского, князя Ковельского
118
- Курбский считает себя недостойным быть царским исповедником.-Не верит смирению и покаянию Иоанна. - Укоряет его в оклеветании благочестивых мужеЙ, в неблагодарности к Сильвестру, исцелившему на время царскую душу. - Исчисляет бедствия России, когда прельстили царя презлые и прелукавые ласкатели: глады, "стрелы поветренные", созжение Москвы неприятелем и опустошение всей Российской земли, позорное бегство царя от крымских татар. - Оправдывает себя в приписываемых ему Иоанном преступлениях: в измене, в разорении и попалении церквей, в смерти царицы Анастасии, в намерении возвести на престол брата царского Владимира. - Насмехается над похвальбой Иоанна победами: уже поражения; "не Христови кресты, но погибшего разбойника, яко перед разбойником, носимо". - О Курлятеве, Прозоровских, о Сицких, об узорочьях каких-то, "и за упокой", припоминание Кроновых и Афродитовых дел, стрелецких жен - "аки бы нечто смеху достино и пьяных баб басни". - Ответ на широковещательный лист царский давно был готов, но нельзя было его послать: "царство Русское (царь) затворил аки во адове твердыни". - "Обвинение в желании владеть землею Курбский оставляет без ответа: явственный навет. - И "другии отвещавания" оставляет ради краткости эпистолии, возлагая на суд Нелицемерного Судьи, не желая, убогий, с царскою высотою сваритися. - В доказательство, что невольное бегство не есть измена, приводит две главы от книги премудрого Цицерона. - Исчисляет пагубные плоды ласкателей: срамотная победа врагов над царем и русским войском; созжение Москвы от безбожных измаильтян; непонятное ослепление царя, который не стыдится писать, что сила животворящего креста ему помогает против врагов. - Примеры Божей помощи из Ветхого и Нового завета. - Ссылка на житие св. Николая, написанное Симеоном Метафрастом. - Царь, погубив лучших воевод, посылает в чужую землю армату, "зеб людей, с овцами или з заицы, не имуща добраго пастыря, которые от ветру вещающаго боятся". - "Срамота срамотнейшая и тысяча крат беднейшая". - "Погубил" град великий Псков. - За лесы забившися со всем воинством, царь трепещет "и исчезает". - "Помяни первые дни". - Над письмами царя, в чужие земли, к чужим слугам, смеются в этих землях. - Время уже усмиритися. Дата письма.
- Приписка: Аще пророцы плакали. Курбский сокрушается о перемене Иоанна, о бедствиях России. - Сравнивает прежнее время с теперешним: победы, покорение царств, трепет врагов; теперь, при ласкателях, вместо избранных и преподобных мужей - прескверные паразиты и "маньяки", вместо крепких стратигов - "прегнусодейные и богомерзкие Бельские с товарищи"; вместо храброго воинства-тьмы кромешников; вместо "богодухновенных" книг и молитв священных - скоморохи со дудами и бесовскими песньми; вместо блаженного презвитера-чаровники и волхвы. - Разврат. - Неупоминание о многих других гнусностях. - "Очюдися и воспряни". - Дата приписки.
132
- VI. История о великом князе Московском
136
- История о великом князе московском. Еже слышахом у достоверных, и еже видехом очима нашима, сие сокращенне вмещаючи, елико возмогох, написах прилежного ради стужания от многих.
- 1. Предисловие автора. - Развод вел. кн. Василия с Соломониею. - Гнев его на Вассиана, Семена Курбского и Максима Грека. - Рождение Иоанна. - Воспитание его. - Бедствия княжества. - Убиение кн. Ив. Бельского, кн. Андрея Шуйского, кн. Ив. Кубенского, Ф. и В. Воронцовых, Ф. Невежи, кн. М. Трубецкого, кн. Ив. Дорогобужского, кн. Ф. Овчины. - Пожар Москвы. - Возмущение народное. - Убиение кн. Юрия Глинского. - Исправление Иоанна Сильвестром и Адашевым. - Избранная рада
136
- 2. Военные успехи. - Поход на Казань. - Основание Свияжска. - Нашествие крымского хана. - Отсупление его. - Битва Курбского с татарами под Тулою. - Поход на Казань. - Трудность пути. - Прибытие в Свияжск. - Местоположение Казани. - Первая битва. Обложение города. - Курбский с товарищем начальник правой руки. - Устроение шанцев. - Вылазки казанцев. - Стрельба на град. - Хитрость царя казанского. - Тяжелое положение русских. - Военный совет. - Победа кн. Александра Горбатого. - Ярость казанцев. - Взятие Арского града. - Чары. - Древо спасенное. - Взорвание тайника. - Построение высокой башни. - Штурм Казани. - Взорвало подкоп. - Приступ. - Родной брат Курбского первый на стене. - Татары уступают. - Корыстовники. - На езицком рве. - Помощь утружденным воинам. - У мечети, яже близу царева двора. - Во дворе царском. - Жены в прекрасных и преисперщенных одеждах. - У нижайших ворот. - Отдают царя (Идигера). - Остаток исходит на широкое поле испити последнюю чашу. - Доблесть братьев Курбских
142
- 3. Слово царя воеводам. - Совет бояр и шурьев царских. - Возвращение в Москву. - Болезнь Иоанна. - Путешествие в Кириллов монастырь. - Совет и предсказание Максима Грека в монастыре Троицы Живоначальной. - Беседа у св. Кирилла с Вассианом Топорковым. - Смерть царевича Димитрия. - Возстание "оставших" князеи казанских. - Поход. - Воеводы начальные. - Нашествие перекопского царя. - Хитрость Иоанна Шереметьева. - Неосторожность писарей "царских". - Поражение русских. - Возмущение казанское. - Смерть царя черемисы Луговой
157
- 4. Война Лифляндская. - Причины войны. - Опустошение Лифляндии. - Перемирие. - Немцы нарушают его. - Нечестие их. - Взятие Нарвы, Сыренеска, града Новаго, Дерпта и других городо. - Шкода от маистра. - Неудачный набег царя перекопского. - Покорение Астрахани. - Мор в ногайской орде. - Тщетный совет бояр. - Димитрий Вишневецкий воюет Крым. - Бездействие Иоанна и короля польского. - Образ жизни панов польских. - Доблесть волынцев и Константина Острожского. - Заслуги Сильвестра и Адашева. - "Последняя власть Лифлянская разрушилась". - Неудачи русских воевод в Лифляндии. - Курбский послан царем исправлять их. Поражение немцев. - Плен Филиппа "ленсъмаршалка" с "кунторы и со другими". - Рассказ Филиппа о начале лифляндцев. - Смерть Филиппа. - Взятие Феллина
169
- 5. Начало злу. - Ласкатели. - Удаление Сильвестра и Адашева. - Новый образ жизни царя; последствия его. - Воспоминание о "погублениях" деда Иоанна. - Слова Иоанна об избиенных. - Скорбь автора. - Причины краткости "Истории"
185
- 6. О побиении княжеских родов. - Гонение великое и пожар лютости. - Первые казни - сродники и знаемые Алексеевы и Селивестровы. - Убиены: Мария Могдалыня Ляховицкая, Иоанн Шишкин, Данило, брат единоутробный Алексеев, и с сыном Тархом, Петр Туров, Федор, Алексей и Андрей Сатины; кн. Дмитрий Овчинин; кн. Михайло Репнин; кн. Юрий Кашин, брат его Иоанн; кн. Дмитрей Шовырев; кн. Петр Оболенский Сребреный, кн. Александр Ярославов, кн. Владимир Курлятев; кн. Александр Горбатый со единочадным сыном своим Петром, Петр Ховрин; кн. Дмитрий Ряполовский; кн. Ростовские - Семен, Андрей, Василий и "друзии с ними", Василий Темкин, кн. Петр Щенятев и единоколенная братия - Петр и Иоанн; кн. Ярославские - кн. Федор ЛЬвов и "другие тое же пленицы не мало", Иоанн Шаховской, кн. Василий и Александр Прозоровские и "другие княжата того же роду", кн. Ушатые "всеродне; кн. Рязанские - кн. Иоанн Пронский, кн. Василий Пронский Рыбин. - Избиено аки двести благородных мужей нарочитых воин. - Убиты: Владимир, стрыечный брат Иоанна с матерью Ефросинией, княжною Хованской, Евдокия кн. Одоевская и два младенца сына ее; кн. Михаил Воротынский и кн. Микита Одоевской с двумя младенчики детками и со женою. - Сопоставление врагов церковных - Батый и Иоанн. - От чарования родился два сына в. кн. Василия. - Чары-великий грех
193
- 7. О побиении болярских и дворянских родов. - Убиты Иоанн Петрович и жена его Мария. - О Иоанне Шереметьеве. - Погублен: Семен Яковлевич, Хозяин, нареченный Тютин, "всеродно", тако же и другие мужие нарочитые и богаты. - Убиты: Иоанн Хабаров со единочадным сыном его, Михаил Матвеевич Лыков и с ним ближний сродник его, юноша. - О подвиге Матвея Лыкова. - Судьба его детей. - Погубил род Колычевых. - Убиены: Василей Разладин Квашня, Дмитрий Пушкин, Крик Тыртов, Андрей Шеин, Владимир Морозов, Лев Салтыков с четырьмя або с пятьма сынами. - Оговорка о Петре Морозове и Львовых детях. - Побиены: Игнатий Заболацкий, Богдан и Феодосий и другия братия их, "глаголют всеродне", Бутурлин Василий и другия братия его со единоплеменными своими, Иоанн Воронцов, Замятня, Андрей Кашкаров и брат его Азарий с детками, Василий и Григорий Тетерины и "других стрыев и братии их немало всеродне". - От Рязанские шляхты погублено: Данило Чюлков, Федор Булгаков "со братиями и со другими многими единоплемянными их всеродне", во граде Танаисе, кромешниками во главе с Федором Басмановым. - Убиты: кн. Владимир Курлятев, Григорий Сидоров. - Случай с отцом Сидорова, Андреем Аленким. - Всеродне погублены Сабуровы, Сарыхозины. - Погублены Никита Казаринов с сыном единородным Феодором. - Убиен Михаил Морозов с сыном Иоанном и со другим юнейшим (имя забыто) и со женою Евдокиею
202
- 8. О страдании священномученика Филиппа, митрополита московского. - Добродетели св. Филиппа. - Упреки Иоанну. - Наветы. - Собор "евреев Вельзавелиных" осуждает митрополита. - Истязание и заключение в темницу. - Чудеса. - Заточение в Отрочь монастырь. - Различные поведания о смерти митрополита. - Убиение "многих кририков и около сот нехиротонисанных мужей митрополичьих". - Смерть Германа, еп. казанского. - Убиение Пиена, архиепископа Великого Новаграда. - Казни и погром в Новгороде. - Убиение игумена Печерского монастыря Корнилия и его ученика Вассиана. - Разорение Ивангорода, Пскова. - Устав кромешников
203
- 9. О преподобном Феодорите священномученике. - Житие преп. архимандрита Феодорита. - Благочестивые странствования его. - Знакомство с Порфирием. - Подвижническая жизнь Порфирия, его страдания. - Знакомство Феодорита с Артемием, Иоасафом Белобаевым. - Возвращение к старцу своему (Зосиме, на Соловецкий остров). - Просвещение лоцарей. - Основание монастыря. - Изгнание Феодорита из монастыря. - Странствования. - Клевета. - Суд над Артемием. - Осуждение Артемия и Феодорита. - Страдания. - Ходатайства за Феодорита и освобождение. - Путешествие в Царьград. - Милость Иоанна. - Двукратное посещение дикой лопи. - Добродетельные дела Феодорита. - Смерть. - Разноречивые известия о ней. - Причины краткости повествования о Феодорите
210
- 10. Заключение. - Новоизбиенные мученики. - Сравнение Иоанна с другими мучителями и новых мучеников с древними
217
- Письма князя Курбского к разным лицам и История о осмом соборе.
- VII. Курбского в Печерской монастырь
237
- Записочка о двух писаниях-деле государском - и о тетратках без кожи.
- VIII. Ивану многоученному ответ о правой верии
238
- Повод к ответу. - "И от Сына". - Доказательства правильности православного учения: ссылки на евангелие, деяния апостольские, Дионисия, Ареопагита, Григория Богослова, Исаию пророка, ап. Павла. - Никейский собор не касался вопроса о Св. Духе. - Ересь Македония. - Собор: продолжение символа веры - "И в Духа Святого". - "Фармос памя" за Македония: "и от Сына". - Упрямство. - "Научимся на небеси" - ответ недоумения полный. - На небеси нет имеющих растленные догматы богословия. - Свидетельства: ап. Павла, Давида, Моисея, ап. Павла. - Ефесский собор. - Обращение к премудрому Ивану. - Пременение законов: опресноки; "и от Сына"; "порготорья"; бороды и усы побриша; "а ныне во следе неосвященного Лютора поидоша"; и иные новые законы от новых проповедников. - Трость колеблемая ветром. - И священные книги Моисейские и пророческие растленны и "в преводех изпрепорчены": соблазны и смятение. - Перевод 70-ти. - Похвала ему блаж. Гиеронима. - Противопоставление православной церкви. - Об Иоакиме, патриархе Александрийском. - Краткость "жестокости ради и невнимания ко святым". - Отложите гордость. - Лютор о папах. - О Люторе. - "О распятом и воздержательном жительстве" апостолов и святых всех. - Нечестие новоявленных учителей: образы-идолы, правоверные-болванопоклонники. - "Крестьяне ся прозывающе, а вся жидовская мудрствующе". - Наказание за нечестие здесь. - Муки в загробной жизни.
- IX. Послание князя Андрея Курбского о ложных писании, иже обретаются меж божественных писаний, в Печерской монастырь некоему старцу
246
- Похвала книге, глаголемой Райской. - Повесть глаголемая Никодимова. - Ея несогласие с св. писанием. - Есть и на польском языке. - Извинение за письмо. - Причина краткости его. - Просьба о молитвах: паки напасти и беды от Вавилона. - Приписка (позднейшая).
- X. Послание к старцу Васьяну
249
- Писанейце прежнее получено. - Возражение на "памятцу" старца о Ниодиме. - О лжесловесниках. - Противоречия Никодимовой повести евангелию. - Бедствия церкви Божией в Литовской земле от лжесловесников. - Злоба мысленного дракона, бодрого и никогда не спящего: в Ветхом завете, в церкви Христовой (ереси), на Руси: гордость и растленное жительство пастырей; услаждение "бабскими баснями"; "Ефремовы словеса подобны горестию хрену". - Следствия. - Воистину разрешен сатана от темницы своей: гибель многих царств Востока и Запада. Благодеяния Божия Русской земле. - Неблагодарнии. - Козни врага. - О державных. - О священническом чине. - О воинском чине. - О купецком чине и земледельцах. - Вывод. - Да не смутимся. - Горе грабящим и крови проливающим. - Блажени и треблажени претерпевающие различные напасти. - О Скориных книгах. - Переведены с препорченных книг жидовских. - Согласны с Люторовым переводом. - Совет пользоваться старыми переводами или переводами Максима Философа и текстом 70-и преводников, который есть в казнах многих монастырей.
- XI. Послание к старцу Васьяну
260
- Жалоба на отказ в займе денег. - Упрек в неблагодарности. - Воспоминание прошлых походов и бед. - Ни помощи, ни утешения в бедах от архиереев, святителей и чина преподобия. - Мнение одного архиерея о печаловании и обличении царей. - Примеры пророков, святителей и свидетельство евангелия. - Малое воспоминание о себе. - Жестокосердие иноков. - С писанейцем сим на суд неумытного Судии. - "Не добра похвала в вас". - Послано второе посланейце против всего пятого евангелия. - Упрек в неблагодарности.
- XII. Лист Андрея Ярославского до Костянтина Острозского, против варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулил словеса новопреложенные Иоанна Златаустого
263
- Курбский удивляется, что кн. Острожский переведенную им (Курб.) с латинского на славянский беседу Иоанна Златоуста дал "пробовати" невежде и еретику. - Польский перевод не может быть лучше славянского. - Лучше бы спалить или отдать перевод попу якому в Русскую церковь. - Духовное не всякому открывать можно; в доказательство приводится отрывок из книги Дионисия Ареопагита.
- XIII. Лист князя Андрея Курбского до Марка, ученика Артемия
265
- Краткая повесть о беседе с преп. Артемием. - Желание преподобного перевести творения Василия Великого, обещание помощи в переводе. - Старания Курбского: со многими труды приучался Римскому языку; умолил кн. Михаила Оболенского навыкнуть внешних наук во языце Римском. - Оболенский вернулся после 5-летнего учения. - Курбский купил не только всю книг Василия Великого, но и все оперы книги Златоустовы, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Иоанна Дамаскина и хронику Никифора Каллиста. - Просьба к Марку помочь в переводе, приехать на несколько месяцев: недостаточное знание славянского языка. - Как образец, посылается предисловейцо единой книги, вновь переведенное. План совместных переводов. Курбский оправдывает себя в подозрении кн. Слуцкого, который дмал что он хочет сманить к себе Марка. - Остановка в переводе только за Марком, но как ему угодно.
- XIV. Лист Андрея Курбского до Кузьмы Мамонича
268
- Курбский слышал о нападках одного иезуита на православных. - Просит Кузьму Мамонича советовать православным "не сражаться" без ученых с иезуитами; описывает хитрости иезуитов и заблуждения в делах веры; укоряет в ложном учении. - Вспоминает о беседе, бывшей в его доме; снова просит не спорить с ними без "искусных"; обещает обличить их ересь творениями Дионисия Ареопагита, Иоанна Златоуста и Иоанна Дамаскина и иными древними учительми, в заключение советует прочесть это посланейцо всем во правоверии стоящим Виленским мещанам ....
- XV. До Кужьмы Мамонича лист 2
271
- Курбский советует "не ужасаться софизматов езуитских" радуется, что принесена книга в помощь от Святыя Горы, Григория и Нила, митрополитов Селунских: советует прочесть письмо всему собору Виленскому и переписать присланную книгу; "по вторей и про третеи крот" напоминает не унывать, не отчаяваться, противиться с присланной книгой в руках, изверив себе единого мужа от пресвитеров или хотя от простых словесна. - Указывает на ложное учение панов иезуитов о Святой Троице; в доказательство - свидетельство Дионисия Ареопагита и ссылка на Амбросима Медиаламского и св. Августина.
- XVI. Ответ восточных или щит церкви правоверной
274
- Изьясняется учение о Св. Троице. - Советуется показать премудрым езуитам - лучше и пространней ответ в новопринесенной книге от святыя Горы и другой ответ Максиа Философа во епистолии его к Федору Карпову.
- XVII. Епистолия ко Кодияну Чапличю Андрея Ярославского
276
- Заметка о неотраженной силе епистолии.
- Курбский просит Чаплича "не поучать, альбо толковать святое письмо"; от младости во священных псаниях Курбский научен и утвержден в вере христианской благочестивых догматов, руководствуется учением св. апостолов, постановлениями вселенских соборов; а пан Чаплич "напоен от мутных источников и от истинного самочинника". - Как отвергали "новыя толкования" апостолы и пастыри церкви, так и Курбский отвергает "новыя толкования" "Меленктона Филипа и Лютора Мартина и учеников его, Цвинглияна, Калвина и прочих". - Пан Феодосий и пан Игнатий - их последователи и хитрые совратители слабейших из православных. - По вопросу, почему назвал Лютора Курбский псевдопрофитом, был большой устный разговор. Запамятование подозрительно: "не на ругание ли" нужно письмо? - Святая псам не повергаются. - Еретика надо отлучаться. - Чаплич насмехается над св. писанием "на лыцыях и на съездох". - Случай в Корцу. - Бог судья епископам богатым и мнихам многостяжательным. - Есть и апостолоподобные, нестяжательные, ангельское житие проходящие; но их Лютор вкупе смешал с нынешними законопреступники, похулил, как и Чаплич многия святыни исполненного Дамаскина, вероятно, только слыша "от претора": лишь часть переведена, да та запсована от нерадящих и преписующих; и Чаплич и пан Игнатий не только по-гречески, но и по-латыни, вероятно, не знают; только хулити и сваритися искусны. - Горе таким.
- XVIII. Лист Андрея Ярославского до пана Федора Бокея Печихвостского
280
- Курбский радуется обращению пана бокея от ереси к православию; предостерегает его от опасных сетей неутомимого врага человеческого роду; советует для этого читать священные книги, беседовать с благочестивыми и удалятьсянечестивых, еретичеством дышущих. - Просить часто посещать "в дому" для некоего духовного дарования от прочитания священных книг.
- XIX. Лист вторый Андрея Ярославского до Федора Бокея
282
- Курбский радуется утверждению в правоверных догматах Бокея и его обещанию во истине ходити. - Молит и советует "угодить Господу, ходяще в заповедех Его", "уподобляющеся Ему распинатися, сиречь во всех терпети наводимых нам от диавола делех и посыслех, воюющеся и храбре застанавляющеся противу князя тме"; против невидимых врагов Христу еще больше подобает мужатися и храбрствовати, чем против супостатов в телесных делех": вечная слава обещана от Господа, истинного Бога нашего.
- XX. Лист князя Андрея Курбского до княгини Ивановое Черторыжское
283
- Курбский благодарит велице за извещение, что сын княгини "во страсе Божии и во правоверии праотеческом утвержен" и прилежит к священным писаниям. - Из таких бывают мужи велицы и знамениты, церковные поборники. - Хвалить умышление княгини послать сына "До Вильни, до Римского закона честных пресвитеров язутов"; но опасается, что иезуиты отлучат от правоверия юношу, как детей Крошинского князя и других. - Но великие учители христианские ездили учитися до поганских философов. - Решение вопроса предоставляет мудрому разсуждению княгини и приятелей ее. - Дарит княгиня лист свой против иезуитов. - Книжка, о которой писала княгиня, в Ковле; пошлет на прочитание княгине и сыну, а если понравится, и на перепись, но просит возвратить: нужна. - Лист против иезуитов иноверным не надо давать читать и переписывать, "бо того есть писания потреба".
- XXI. Цедула писана до пана Остафия Троцкого
285
- Курбский льстит себя надеждою, что пан Остафий Троцкий "некогда в тех уже честных, во маститых сединах" воспомянет праотцев своих правоверие и паки утвердится "в церковных дохматех", "прочитающе со потщанием" посылаемые ему часто творения св. Иоанна Златоуста. - Время уже обратиться к Христову пути: седины их обоих предвещают скорое разлучение с миром, и сам Бог нашествием врагов, бедствиями междуцарствия напоминает о покаянии.
- XXII. Цыдула Андрея Курбского до пана Древинского писана
286
- В язычливом листе пана Древинского к Курбскому обрелось "невдячное" поздравление: "поздравляю тя новым роком 76-м". - Курбский весьма обижен; думает, что такое поздравление может быть "от некоего варвара, або предитора праотеческого правоверия", от диавола или кого-то "от стаинник его". - Просит впредь не "срамотить" его.
- XXIII. Лист Андрея Ярославского до князя Костянтина воеводы Киевского
288
- Курбский извещает о получении листа кн. Острожского, книжицы Скаркги еизуита и листа Мотовилы. - Немощи ради недуга говорить мало лишь о Мотовиле. - Удивляется, как можно христианину правоверному от арианина христоненавистного услаждаться епистолиями ил ипринимать от него писания, на помощь церкви Христово. - От лености это приключается, нерадения ради "прочитаней священных писаней": не перестанет до смерти, по великой любви к князю, докучати о чтении св. писания.
- XXIV. Цыдула князя Андрея Курбского до князя воеводы Киевского
289
- Острожский прислал Курбскому книгу Мотовилы. - Кубрский негодует: начальники христианские еретикам поручают защищать церковь Божию и писать сопротив полуверных латинов. - Указывает на еретичество Мотовилы: хуже Магмета. - Книгу Мотовилы подарить бы не ему, а Алексею, умеющему равные глаголы отдавати. - Подробно отвечать на книгу "празно и туне впделося": Мотовило развратился до конца. - Он называет римских епископов антихристовыми, что "есть смеху и преудивлению достоино пред теми, яже ум имеет". - Просить "не прогневатися о дерзновенном" и перестать дружиться с еретиками.
- XXV. Посланеицо краткое к Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовных вещах вопрошающему
292
- Седларь прислал епистолию Курбскому и желал знать, как думал Иоанн Златоут о чистилище. - Курбский исполнил желание без закоснения; не щадячи старости и недуга и прочих приключившихся напастей, вскоре преложил "от Римского языка во Словенско" соответствующую целую беседу и послал, как подарок духовный. - Просить не показывать перевода схизматикам и не спорить с ними. - Приглашает отца Мину наведать его в приключившихся бедах, приглашает и Седларя на совещание, как поступать с иноверными. - Указывает на диалектическое искусство противников и их обычай нападать на "неискусных". - Дата письма.
- XXVI. История о осьмом соборе
294
- Сочинения о восьмом соборе. - Цель "Истории", - Завоевания турок. - Посольство папы к цесарю грецкому Иоанну Калуняну Палеологу, ко всем четырем патриархом, ко царем и княжатом болгарским и сербским и ко всем королям западным. - Приглашение царем греческим и патриархом константинопольским великих княжат русских и епископов их на собор. - Открытие собора. - Ораторы с обеих сторн: Марк Ефесский и Иоанн. - Мирное течение собора. - Уступки "восточных". - Пункты разногласия: 1) "и от сына"; 2) "пресное тесто"; 3) пургатория. - 16 заседаний в Ферраре. - Перенесение собора во Флоренцию. - Папа и все великие кардиналы "позволили оставити тыя три ереси предреченныя". - Прибытие Родосского магистра. - Беседа его с папой; угрозы его и обещания. - Папа изменяет свое решение. - Утоляют цесаря греческого, златом многим, дарьми великими растлевают патриарха константинопольского Иосифа и неко