О проекте

Проект «Детская иллюстрированная книга» предоставляет уникальную возможность погрузиться в мир детства – увидеть страницы знакомых книг, рассмотреть забытые иллюстрации. Читатель сможет познакомиться с редкими изданиями XVII – XX веков, которые были отобраны для данного проекта из различных частных коллекций.

История зарождения и становления детской книги в России предстанет не только в картинках. Иллюстрированная книга – это сотворчество автора текста и художника-иллюстратора. Подробные аннотации о каждом из участников этого творческого процесса и составят краткую историю детской русской иллюстрированной книги: от появления первых детских книг на рубеже XVII – XVIII веков, когда имена авторов и художников оставались почти неизвестными, до расцвета детской иллюстрированной книги в начале XX века, когда самые известные писатели, поэты и художники начали творить для детей.

Оглавление

  • Правила учтивости и благопристойности 1

Читать книгу

Скачать

Скачать с Torrent

Правила учтивости и благопристойности, представленные в примерах, могущих возбудить в детях желание быть добрыми и умными

В конце XVIII века известный издатель Н.И. Новиков не без сожаления отметил, что «между некоторыми неудобствами в воспитании одно из главнейших в нашем отечестве есть то, что детям читать нечего». Издатели начала XIX века постарались восполнить этот пробел. Нравоучительная, воспитательная литература той эпохи продолжала быть переводной. Отношение к переводу было достаточно вольным, часто не указывался оригинал перевода, иногда переводчик составлял компиляции из нескольких трудов одного автора, не указывая на это.

Издатель Август Семен, выпускавший в свет изысканные книги, выбрал для издания «Правил учтивости…» оригинальный формат, напоминающий небольшой детский альбом. Такой формат должен был расположить ребенка к чтению и рассматриванию картинок. Издание так и составлено: слева всегда расположена иллюстрация в лист, справа – сопровождающий ее текст, занимающий всего лишь один лист с двух сторон. Так издатель предположил, что разглядывание картинки будет долгим, пока не прочитается половина текста, который являет собой крошечный рассказ, с элементами беседы, разговора с читателем.

Всего в этой книге десять правил «учтивости и благопристойности». На первый взгляд, нам покажется, что этого совсем недостаточно. Но, вчитываясь в эти правила, читатель понимает, что выбраны те, без которых вы не можете обходиться ни одного дня. Знание этих норм поведения раскрывает читателю смысл эпиграфа, украсившего титульный лист: «Кто в юности посеет, тот может в старости пожать». 

О художниках

Чаще всего художники-иллюстраторы в начале XIX века оставались неизвестными. Они еще и не назывались иллюстраторами, а просто граверами, литографами. Иллюстрации могли продаваться отдельно от текста и вклеиваться владельцами уже самостоятельно. Вот почему бумага, на которой печатали картинку, была часто другого цвета, другого качества и даже не всегда лист с картинкой совпадал с форматом книги. Самой распространенной техникой в то время была гравюра на меди, реже – литография. Встречаются экземпляры с раскрашенными акварелью от руки гравюрами. Раскрашиванием могли заниматься и сами дети, и их родители, что тоже входило в круг проблем познавательно-поучительного издания, воспитательной литературы.