Все документы темы  
Рубрики Рубрика: Рубрики


Метрическое свидетельство о рождении и крещении Вл. С. Соловьева

Философскую мысль можно назвать квинтэссенцией интеллектуального наследия. У философских идей нет срока давности, они не «устаревают», а потому всегда актуальны для любого времени. У последующих поколений при обращении к трудам мыслителей далекого прошлого меняются акценты, но сама ценность прежде созданного с течением времени нисколько не умаляется. Более того, каждая эпоха находит здесь созвучия, так что философы прошлого часто оказываются нашими собеседниками. Они обсуждают с нами проблемы бытия, устройства общества, добра, истины, красоты. Чем больше внимания уделяется прошлому философии, тем осмысленнее наш взгляд на настоящее и будущее.

В накоплении знаний в области философии участвовали различные социальные институты, организации, личности. Однако в целом здесь можно выделить три сферы: «университетская философия», философская мысль духовно-академических школ, кружки и объединения по интересам. В первых двух сферах философия является составной частью педагогического процесса (светского и богословского), в третьей — она институционально независима, здесь самостоятельно выбирают точки приложения интеллектуальных усилий.

У каждой сферы есть свои преимущества и недостатки, факторы как препятствующие философствованию, так и стимулирующие его. Примечательно, что проблемы могут формулироваться «свободными мыслителями», «любителями», а продуктивное решение предлагаться профессионалами, равно как и наоборот. Это свидетельствует о том, что взаимоотношения между тремя указанными сферами не иерархические, а синкретические.

В философии привилегии и приоритеты обусловлены не принадлежностью к социальным структурам, а стремлением к истине, последовательному решению общезначимых задач. Например, проблемы, поставленные в «Философических письмах» П. Я. Чаадаева, ведущего частную жизнь, оказали решающее влияние не только на общественную атмосферу его эпохи, но и на долгие годы определили ход академических дискуссий о смысле мировой истории и роли в ней России.

Следует помнить об условности деления философского процесса на три сферы. Для кого-то университетская кафедра является альфой и омегой биографии, у другого мыслителя это лишь преходящий момент в его творческой эволюции. Например, В. С. Соловьев довольно скоро из «университетских философов» превратился в «свободного мыслителя», а изначально бывший им Н. А. Бердяев, при всей своей декларируемой антипатии к институциям, неоднократно пытался формировать сообщества. Выпускники и преподаватели духовных академий и семинарий продолжали свою карьеру в светских учебных заведениях, а университеты поставляли кадры для богословских школ.

Подобная условность в границах характерна и для «кружков», куда могли входить не только дилетанты, автодидакты, свободные от корпоративных обязательств «любители истины», но и профессиональные философы. История дает нам много примеров того, как отечественные университеты выпускали дипломированных, но никчемных «мыслителей», а любительские кружки формировали оригинальных философов, работы которых в дальнейшем определяли форму и содержание образовательного процесса.

Российское философское сообщество чрезвычайно разнородно — здесь дворяне и духовенство, купцы и мещане, гражданские и военные, представители всех отраслей науки и искусства. Так что философы в России — не замкнутая в себе корпорация гуманитариев, а обширное сообщество ищущих истины.

С одной стороны, подобная пестрота участников усиливает дискуссионный момент в философском сообществе, с другой – обогащает его многообразием предлагаемых решений проблем.

Когда в России начинается философский процеcc? Этот вопрос все еще остается предметом дискуссий как среди отечественных, так и зарубежных специалистов. В зависимости от дефиниций возникновение философии относят к X, XVIII, XIX векам. Определения же, в свою очередь, зависят от принадлежности спорящих к школе, направлению, от их методологических предпочтений и культурологических симпатий. Но эти разногласия лишь отражают многообразие проявлений мысли, богатство интеллектуальных форм. Тем не менее мы отдаем предпочтение периоду, не вызывающему сомнений у большинства исследователей: XIX — начало XX века.

Что касается направлений и школ, то мы будем представлять весь спектр типов философствования — материализм и идеализм, религиозно ориентированную философию и позитивизм, чистую метафизику и конкретно-ориентированные типы философствования (историософия, эстетика, этика, философия права и т.п.).

Следует особо подчеркнуть, что отечественная философская мысль развивалась в диалоге с западной и восточной, поэтому проблемное поле, формируемое нашим проектом, охватит собой все основные идеи, понятия, методологические программы мировой философии.

Проект «Русская философия» ориентирован не только на специалистов, но и на самую широкую читательскую аудиторию. Это не означает упрощения историко-философского материала. Также, подбирая темы, тексты и персоналии, мы стараемся не упускать из виду и социально ориентированную проблематику, поскольку прежние формулы общественного устройства могут помочь в решении и современных задач. Ведь, как показывает история, некоторые идеи в момент своего появления опережают время, а потому остаются непонятыми и невостребованными. И кто знает, может быть, именно сегодня они найдут свое применение?

Тексты, опубликованные в нашем проекте, представляют собой образцы синкретизма в философии. Здесь сочетаются история, политика, право, религия, наука, искусство. Труды П. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, К. Н. Леонтьева, Н. Я. Данилевского, Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, Е. Н. и С. Н. Трубецких, В. Ф. Эрна, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина и др. – это не отвлеченная метафизика, спекулятивная наука для узкого круга избранных, а философия, ориентированная на решение конкретных жизненных задач.

Мы планируем представлять не только работы мыслителей первого плана, но и тех, кто формировал «идейный фон», находился у истоков новых направлений, не получивших в силу внешних обстоятельств дальнейшего развития. Также будут публиковаться тексты, ставшие библиографической редкостью.

Такой подход позволит получить удобный доступ к классическим произведениям, а также создаст условия для новых исследований, без чего невозможно развитие философии. Теги: Русская философия, Служебные документы и письма

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.