Все документы темы | ||
сводная хронология
|
Губерния Транснистрия в 1941–1944 гг.С.И. КатарагаКишиневский государственный педагогический университет …В связи с дальнейшим наступлением румынских войск за Днестром 19 августа 1941 г. Ион Антонеску подписал Декрет № 1 о создании гражданской администрации Транснистрии [7]. Этот первый декрет, который касался вопросов, связанных с администрацией новых территорий, и предусматривал следующее: 1. Территория между Днестром и Южным Бугом, за исключением Одесской области (там еще шли бои за Одессу), переходит под администрацию Румынии. 2. Губернатором этой губернии назначается Георге Алексиану, который подчиняется и несет ответственность только перед Антонеску. Декретом № 4 от 17 октября 1941 г., подписанным И. Антонеску, предусматривалось: 1. Город Одесса становится столицей губернии Транснистрии. 2. Устанавливаются новые правила управления в Одессе [8, s. 58]. Согласно данным из работы румынского автора Николае Попп, изданной в 1943 г., на территории между Днестром и Южным Бугом во время румынской администрации проживало около 2 200 000 человек. Согласно воспоминаниям губернатора Г. Алексиану, а также статистическим данным того периода, в этой губернии до взятия под румынский контроль, было уничтожено около 80 % предприятий, учреждений гражданской администрации, школ, больниц, радиостанций, банков, музеев, театров и т. д. Большинство из них было уничтожено советскими войсками во время отступления. Ситуация усугубилась дальнейшим грабежом со стороны немецких и румынских войск во время наступления через этот регион. С другой стороны, местное население грабило, уносило домой все то, что не было эвакуировано, уничтожено или конфисковано воюющими сторонами [8, s. 63]. В связи с критической ситуацией, первым Указом местной гражданской администрации от 28 августа 1941 предусматривалось возвращение в 15-дневный срок всех украденных предметов, имущества, оборудования. Местные административные органы должны были вести работу по инвентаризации, оцениванию, консервации и хранении данного имущества [8, s. 67]. Указом № 2 местной гражданской администрации, подписанным также 28 августа 1941 г., предусматривалось возобновление работы в бывших колхозах и совхозах. Все ремесленники должны были в 5-дневный срок пройти регистрацию и после получения документов также возобновить работу [8, s. 68]. Только в 1943 г. Ион Антонеску подписывает запоздалый Декрет № 9 от 15 июня, согласно которому проводится аграрная реформа, крестьяне получили право на имущество земли, горожане – жилье. Этот же декрет давал право на участие рабочих и администрации в перепроизводстве [8, s. 114]. Указом № 3 от 29 августа вводится новая обменная валюта – Reichskreditkassenschein (R.K.K.S.), а Указом № 24 от 21 ноября 1941 г. выводится полностью из обращения советский рубль. Был фиксирован курс рубля: 10 рублей = 1 R.K.K.S [8, s. 69]. Указом № 6 от 7 сентября 1941 г. предусматривалось возобновление обучения в школах на территории Транснистрии, начиная с 1 октября 1941 г. Учительский корпус должен быть создан из бывших учителей, а оплата работы будет произведена из фондов местных органов власти в том же размере, как и в советское время. Органы местной власти должны срочно произвести инвентаризацию, очистку и ремонт всех школ, а также произвести подготовку школ к зимнему отопительному сезону, организовав доставку необходимого количества дров и угля. Всю подготовку необходимо было завершить 28 сентября 1941 г. Интересно, что этим же декретом предусматривалось: “Примары вместе с директорами школ откроют школьные столовые, чтобы детям давался хлеб, чай, молоко, мед, мармелад” [8, s. 71]. Это лишь только очень малая часть документов, касающихся новой администрации на территории губернии Транснистрия в 1941 – 1944 гг. Согласно документам того периода, можно сделать вывод в пользу того, что Румыния рассматривала оккупацию Транснистрии как временную. Среди них можно назвать: 1. Письмо Адольфа Гитлера от 14 августа 1941 г., адресованное И. Антонеску [9]. 2. Письмо И. Антонеску от 17 августа 1941 г., адресованное А. Гитлеру [10]. 3. Письмо Военного Представительства Германии в Румынии от 24 августа 1941 г., адресованное Главному Военному Штабу Румынии. 4. Германо-румынское Соглашение о безопасности, администрации и экономической эксплуатации территорий между Днестром и Бугом (Транснистрия) и Бугом и Днепром (область Буг – Днепр), подписанное в Тигине 30 августа 1941 г. [8, s. 85 – 87]. 5. Стенограммы заседаний Совета Министров Румынии от 20 августа 1941г., от 12 ноября 1941 г., от 23 января 1941 г., от 27 марта 1942 г. В своём письме от 14 августа 1941 г. Гитлер называет главные цели действий на севере Черного моря – недопущение создания новой линии обороны за Днепром и взятие Крыма, откуда советская авиация может атаковать нефтедобывающие районы в Румынии. Излагая цели дальнейших военных действий, канцлер Германии предлагает Антонеску: “… взятие под контроль, после выхода к нижнему Днепру, основных ваших сил, безопасности территорий между Днестром и Днепром”. В ответном письме Антонеску от 17 августа 1941 г., премьер-министр Румынии, после того, как выложил свое согласие с целями военных действий за Днепром, согласился с Гитлером об взятии ответственности “… охраны порядка и безопасности территории между Днестром и Днепром. Остается лишь ограничить эту территорию на севере”. Далее Антонеску пишет, что он “… в состоянии, из за неимения ресурсов и подготовленных органов, взять на себя ответственность администрации и экономической эксплуатации только на территории между Днестром и Бугом …”, “В заключение, прошу Ваше Превосходительство, дать точные инструкции, которые установят права и ответственности администрации и экономической эксплуатации между Днестром и Бугом, а также охраны безопасности и порядка на всей территории между Днестром и Днепром…”. В письме Военного Представительства Германии от 24 августа 1941 г. немецкая сторона информировала Главный Военный Штаб Румынии о получении Гитлером письма от 17 августа, и что канцлер согласен с предложениями Антонеску. На основе этих писем, а также переговоров между немецкой стороной во главе с бригадным генералом Хауфе и румынской стороной во главе с бригадным генералом Мазарини, 30 августа 1941 г. в Тигине было подписано соглашение, которое предусматривало для подписывающих сторон: “… Являются ответственными: а) в Транснистрии – Румыния над безопасностью, администрацией и экономической эксплуатацией, почтой и коммуникациями…; б) в территории Буг – Днепр – Германия над администрацией и экономической эксплуатацией; Румыния над безопасностью.» Согласно статье 8-й данного соглашения: “Линия закрытия границы. Остается по Днестру. Закрытие границы между Транснистрией и областью Буг – Днепр находится в ведении Группы Армий Юг”. Следует отметить, что румынская армия обеспечивала военную охрану области Буг – Днепр только до момента создания немецкой армией Reichkomissariat Ukraina. Также, согласно Соглашению от 30 августа 1941 г., в Транснистрии допускалось нахождение немецких войск у железнодорожных узлов и военных складов. В Очакове и Одессе создаются военно-морские немецкие базы, а в Голте и Одессе – авиационные базы. Все немецкие войска в Транснистрии подчиняются Военному Представительству Германии в Бухаресте, что приводило ко многим конфликтным ситуациям с румынской гражданской администрацией и в особенности абсолютно бесконтрольные нечеловеческие действия Einsatzgruppen. С политической точки зрения в Румынии никто и никогда не рассматривали вопрос об аннексии Транснистрии к этому государству. Транснистрию всегда рассматривали как временно оккупированную территорию. Во время заседания кабинета министров Румынии от 20 августа 1941 г., на второй день после подписания Декрета № 1 от 19 августа 1941 г. (“О создании Гражданской администрации Транснистрии”), было сказано: “Румыния не делает никаких заявлений об аннексии. … Данная оккупация имеет только политический залог” [7, s. 111]. В стенограмме заседания того же кабинета министров от 12 ноября 1941 г. подчеркивалось: “Транснистрия должна жить сама собою, потому что в стране у нас нет необходимых резервов для ее обеспечивания ни с точки зрения аграрного, ни промышленно, ни коммерческого. … Роль армии сводится к охране и безопасности. Роль г-а Алексиану, есть роль политическая, экономическая и административная. Значит, в политике, экономике и администрации армия не имеет ни одного слова” [7, s. 112]. Согласно решениям кабинета министров Румынии, губернатор Алексиану никогда не был членом правительства в Бухаресте. В составе правительства Румынии существовал узкий кабинет для Транснистрии, в который входили маршал Антонеску, генерал Василиу, генерал Добре, генерал Попеску. Из всех стенограмм, в которых затрагивался вопрос Транснистриии, выходит что эта губерния была оккупированной временно, полностью отделенной от Румынского Королевства, с собственными границами, пропускными пунктами и таможнями. Большой интерес представляет и заявление министра иностранных дел Румынии Михая Антонеску во время заседания кабинета министров от 23 января 1942 г.: “В том что касается Транснистрия, не можем сделать ни одной обязанности, поскольку в моих дипломатических действиях, в связи с юридическим режимом этой территории, даже в отношениях с Германией, я был с мыслью, что наше юридическое условие есть условие военной оккупации. Когда Италия попросила послать Консула в Одессу, ответил, что она может послать лишь специального уполномоченного при военном представительстве. Согласно правилу безопасности, я не сделал ни одного формального акта, который бы дал понять о нашем желании аннексировать эту территорию и исполнять суверенность над ней” [7, s. 117 – 118]. А в заседании Совета Министров от 27 марта 1942 г. подчёркивалось еще раз: “Транснистрия есть провинция, которая сама себя администрирует, и непозволительны никакие акты вмешательства в администрацию данной провинции. Она администрируется как отдельная провинция, как оккупированная страна, где Бухарест не вмешивается”. Все эти решения, касающихся Транснистрии, привели к тому, что эта губерния разительно отличалась во время ее оккупации от остальных оккупированных территорий СССР. Во время оккупации в Транснистрии было зарегистрировано меньше случаев партизанства, и практически ни одного случая неповиновения со стороны местных органов администрации. Интересен и тот факт, что губернатор Георге Алексиану является единственным губернатором из всех тех 11 губернаторов, которые были назначены в оккупированных территориях СССР и в конце войны были арестованы по личному приказу Сталина, который после его ареста в 1944 г. был отпущен после суда в г. Одесса в 1945 г. Но после возвращения в Румынию, его снова арестовали и осудили к смерти, согласно решению Народного Трибунала № 17 от 17 мая 1946 г., обвинив его в пособничестве Антонеску. Приговор был исполнен 1 июня 1946 г. [11] 1. Blanovschi A. Diplomaţia cotropitorilor. – Chişinău, 1992. – C.48. 2. Bulat L. Basarabia. 1940. –Chişinău, 1991. – C. 33. 3. Constantin I. România, Marile Puteri şi problema Basarabiei. – Bucureşti, 1995. – C.87–90. 4. Buzatu Gh. România şi Marile Peteri.1939/1947. – Bucureşti, 2003. – C.107–108. 5. Duţu A. Retegan M. Armata română în al Doilea război mondial. – T. 1. – Bucureşti, 1996. – C.30–31. 6. Duţu A. Între Wehrmacht şi Armata Roşie. – Bucureşti, 2000. – C.18–19. 7. Архив МАЕ (Министерство иностранных дел Румынии), ф. URSS, Д. 71. – Т.129. – С.37. 8. Verenca O. Administraţia civilă română în Transnistria 1941 – 1944. – Bucureşti, 2000. 9. Архив Государства (Румынии), ф. РСМ, Д. 476/1941. – С. 117. 10. АМАN (Архив Министерства Национальной обороны Румынии), Ф. 1000, Д. 123. – С. 14 – 15. 11. Dragan I. Antonescu. Mareşalul României şi războaiele de reîntrgire. – Bucureşti, 1996. – C. 510 – 514. Теги: Королевство Румыния, Исследования и аналитика |