Все документы темы  


Обзор города Кёнигсберга до войны


Кёнигсберг зимой
Главный город провинции Восточная Пруссия. Площадь 192,76 кв. км, население, по данным на май 1939 г.,- 372 164 человека. Город расположен при впадении р. Прегель в залив Фриш Гаф. Через мелководный Фриш Гаф к Кенигсбергу проходит морской канал. У входа во Фриш Гаф находится морская крепость Пиллау.

Кенигсберг — самый крупный и самый значительный торговый и промышленный центр Восточной Пруссии, важный железнодорожный узел и база лёгких морских сил. До войны здесь базировались сторожевые корабли, подводные лодки и тральщики. В городе сосредоточены предприятия судостроительной, машиностроительной, бумажной, химической и деревообрабатывающей промыш-ленности. Здесь находятся университет, высшая коммерческая школа, ряд высших технических учебных заведений и средних школ

В порт Кенигсберга по каналу могут заходить крупные морские суда.

Еще до войны 1914-1918 годов Кенигсберг являлся крепостью I класса. Крепость находится на обоих берегах р. Прегель и состоит из пояса фортов, расположенных вокруг города по окружности в 45 км, при радиусе 6-7 км, связанных особым кольцевым шоссе; В промежутках между фортами расположен ряд более мелких оборонительных сооружений, кроме того, центральная ограда окружает непосредственно самый город.

По северному берегу р. Прегель расположены:

Форт I (Штейн), в 6 км восточнее города за южной оконечностью пруда Цаутер Мюлен-Тайх.

Форт II (Бронзарт), восточнее шоссе Кенигсберг — Нойхаузен между деревнями Нойдамм и Мандель.

Форт III (король Фридрих III), на холме Кведнау, в углу между железными дорогами на Гранц и Тильзит.

Форт IV (Гмейзенау), 3,75 км. западнее форта III.

Форт V (король Фридрих-Вильгельм II), у северной окраины дер. Шарлоттенбург.

Форт VI (королева Луиза), в 3,25 км юго-западнее форта V на вершине, в 300 м к западу от кольцевого шоссе.

Форт VII (Хольштайн), у западной окраины селения Гросс-Хольштайн,

На южном берегу р. Прегель находятся:

Форт VIII (король Фридрих), у юго-восточной окраины селения Кальген.

Форт IX (Дона), в 200 м к юго-востоку от селения Хох-Каршау.

Форт X (Канитц), в 1,5 км юго-западнее селения Шенфлисс.

Форт XI (Денхоф), в 0,5 км южнее селения Зелигенфельд.

Форт XII (Эйленбург), в 2,5 км северо-восточнее форта XI, за южным коленом пруда Мюлен-Тайх.

Между этими фортами располагались промежуточные форты меньших размеров, оборонительные казармы и артиллерийские казематированные погреба.

Центральная ограда — земляной вал, окружающий город высотой около 4 м и толщиной около 5 м, состоял из ряда бастионов и капониров. Рвы ограды — водяные, шириной около 30 м, глубиной около 8 м с различными гидротехническими сооружениями.

Ограда еще до первой мировой войны в значительной мере утратила своё значение, и так как она препятствовала росту города, то было решено её срыть.

В городе имеются базы военно-воздушных сил.

Во все стороны от Кенигсберга расходятся железные и шоссейные дороги. К морю ведёт 62-километровое шоссе через плодородную долину Замланд к морской крепости Пиллау.

Пиллау — хорошо оборудованный порт. Береговая оборона Пиллау даже до войны была довольно сильной. Имеются базы сухопутной и морской авиации. По долине Замланд 32-километровое шоссе ведёт к морскому курорту Гранц с хорошим пляжем. Из Кенигсберга на Эльбинг идёт автострада «Рейхсавтобан», шириной около 33 м и протяжением около 165 км.

По Куришской косе из Гранца на Клайпеду проходит хорошая шоссейная дорога. На этой косе созданы военные укрепления. Имеются тщательно замаскированные форты. Движение по шоссейной дороге Гранц — Клайпеда немец-кие власти запрещали.

Расположенные вокруг Кенигсберга старые замки ш дворцы используются в качестве замаскированных военных объектов и военных складов.

Расстояния: до Гранца 32 км, до Тильзита 119 км, до Ортельсбург а 146 км, до Берлина 583 км, до Данцига 163 км, до Варшавы 322 км.

В 1757-1762 годах Кенигсберг был занят русскими войсками.

Торговля. В торговле Кенигсберга преобладают продукты сельского хозяйства. Кенигсберг — один из главных хлебных рынков Германии. До войны в Кенигсберге ежегодно происходили международные ярмарки.

Промышленность. Химические заводы и филиал электрокомпании «Сименс-Гальске», деревообрабатывающая, пищевая, ткацкая, изготовления сельскохозяйственных машин, судостроительная, мукомольная, бумажная.

Библиотеки. Государственная и университетская библиотека (Миттельтраггейм, 22), 536 тыс. томов (включая так называемую Серебряную Библиотеку герцога Альбрехта), 350 тыс. университетских и школьных работ и 2 600 рукописей.

Городская библиотека (гр. Домплатц, 5), основана в 1541 году, 95 600 томов, 8 900 приложений и 29 300 диссертаций и рукописей.

Библиотека фон-Валленроде (Собор), открыта в 1629 г., относится к управлению государственной и университетской библиотеки.

Библиотека 1-го военного округа (Врангельштрассе, 31а), основана в 1920-1921 годах. Состоит из 20 тыс. томов.

Архивы. Прусский государственный архив (Ганзарин, 31), основан, в 1525 году из архива герцогства Пруссия, ставшего в XVII веке архивом провинции. В настоя-щее время там хранятся материалы по Пруссии, Польскому коридору и весь архив Прусского ордена.

Городской архив (Гроссер Домплатц, 5а).

Архив института по изучению России и восточных государств.

Балансовый архив высшей торговой школы. Восточный архив.

Воспроизводится по: Восточная Пруссия. Статистический обзор. 1945.Теги: Восточная Пруссия. История и путь в Россию., 1933 – 1945 гг. Нацистская диктатура., Исследования и аналитика

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"