Все документы темы  


Положение русских рабочих в Пруссии в конце XIX века


Русские рабочие в Пруссии
Записка Генерального Консула в Данцигѣ Барона  А. Е. Врангеля о положенiи русскихъ рабочихъ в Пруссiи.

1895

Отвѣты на вопросы, предложенные Департаментомъ Внутреннихъ Сношенiй.

(Извлечение)

ВОПРОСЪ 1. Съ какими видами наши рабочiе могли-бы считаться в Пруссiи законно пребывающими въ мѣстахъ заработка?

В Пруссiи не установлено закономъ предъявленiе иностранцамъ особаго заграничного паспорта (Passzwang), но Министру Внутренних Дѣлъ, а также Обер-Президентамъ предоставлено право требовать отъ иностранцевъ представленiе документовъ, удостоверяющихъ ихъ личность и подданство. Это правило особенно строго соблюдается только в западной и восточной границахъ. Характеръ этихъ документовъ до сихъ поръ не Министерствомъ Внутреннихъ Дѣлъ не определенъ. Всякiй Президентъ (Губернаторъ) предоставляетъ ландратамъ и полицейскимъ управленiям право требовать вид по своему усмотренiю. Поэтому у русскихъ рабочихъ в одномъ округе, напр., требовали заграничныхъ паспортовъ (мое донесение отъ 15/27 Декабря1889 года за № 263), въ другомъ довольствовались плакатнымъ видомъ, въ третьемъ, даже записками, писанными на клочкѣ бумаги карандашемъ: «до края Црусскаго» (донесенія 1890 года 24 Мая и 6 Іюля, за №№ 119 и 138), и во многихъ ландратствахъ ничего не требовали, пока шла лѣтняя работа; за то, по окончаніи таковой, рабочихъ немедленно удаляли заграницу.

Въ настоящее время, во всѣхъ областяхъ довольствуются легитимаціонными, для перехода границы, карточками, и хотя онѣ імѣютъ значеніе только въ теченіи восьми дней и притомъ для пограничной черты, но тѣмъ не менѣе съ ними рабочихъ допускаютъ даже далеко во внутрь страны, напр. въ Померанію, Бранденбургъ и держатъ съ Апрѣля до Ноября. (Донесеніе отъ 18-го Февраля 1894 года за № 147).

Въ провинціи «Западная ІІруссія» (Westpreussen) не требуютъ и этого, такъ какъ мѣстныя власти могутъ во всякое время удалить рабочихъ, какъ безпаспортныхъ, что имъ даже удобнѣе — такъ какъ исключаетъ возможность заступничества за такого рабочаго со стороны русскаго консула.

Не подлежитъ сомнѣиію, что было бы необходимо установить для всѣхъ лѣтнихъ русскихъ рабочихъ выдачу однообразныхъ видовъ съ установленіемъ необходимаго сбора, напр. въ 15 коп. за каждый видъ, для образованія особаго капитала, назначеніе котораго я выясню въ конце донесенія.

Если нашъ законъ (XIV т. 3 ст. 253 Уставъ о паспортахъ) допускаетъ выдачу мѣщанамъ и купцамъ заграничныхъ паспортовъ со взысканіемъ только 50 коп. бланковаго сбора, то я не вижу причины, почему подобную же льготу нельзя примѣнить къ бѣдному, чернорабочему люду. Таковой видъ полезно бы было установить въ формѣ рабочей книжки, въ которой на польскомъ и нѣмецкомъ языкахъ, кратко и ясно, по пунктамъ, были бы изложены правила и обязанности рабочаго, требуемыя прусскими законами и тѣ льготы, которыя намъ удастся выговорить. Въ концѣ заключались бы также указанія къ какому чиновнику или установленію слѣдуетъ обращаться за защитою, кого просить о лѣченіи, или о помѣщеніи въ госпиталѣ, гдѣ на границѣ предъявлять паспортъ, какъ поступать въ случаѣ увѣчья, для полученія законнаго вознагражденія; какъ и чрезъ кого вести процессъ, въ случаѣ нарушенія договора о наймѣ и т. д. Книжки эти должны быть помѣчены на нашихъ переходныхъ пунктахъ и ландратомъ того округа, къ которому принадлежитъ имѣніе, гдѣ работаетъ русскій рабочій. Книжки должны быть срочныя съ 1-го Апрѣля по 1-е Ноября, т. е. начала и конца полевыхъ работъ въ восточныхъ областяхъ ІІруссіи.

Германское Правительство въ п. 4 своихъ пожеланій, сообщенныхъ Министерству Иностранныхъ Дѣлъ при нотѣ отъ 16/28 Августа 1894 года № 2282, указывало, что книжки эти могли бы быть «безсрочными», на подобіе тѣхъ, которыя, якобы, уже введены въ мѣстностяхъ, прилегающііхъ къ восточно-прусской грапицѣ. Я полагаіо, что это неудобно и опасно. Масса молодыхъ людей такимъ образомъ годами могли бы скрываться отъ воинской повинности за границею. Конечно, прусскимъ помѣщикамъ было бы весьма удобно держать рабочихъ съ безсрочными видами и удалять ихъ въ случаѣ ненадобности. Слѣдовало бы обязать ландратовъ, прописывающихъ рабочія книжки доставлять ближайшему русскому Консулу черезъ каждые три мѣсяца списки прибывшихъ и выбывшихъ рабочихъ. Это дастъ возможность намъ вести статистическій контроль движенію русскихъ рабочихъ въ странѣ. Мнѣ извѣстио, наир., что это движеніе русскихъ рабочихъ доходило до Киля, гдѣ на морскомъ каналѣ работали наши землекопы. Отнюдь не слѣдуетъ дозволять помѣщикамъ, полиціи, ихъ канцеляріямъ, а въ особенности поставщикамъ рабочихъ, отбирать книжки — онѣ всегда должны быть при рабочихъ. Это повело бы къ массѣ злоупотребленій и самоуправству.

Само собою разумѣется, что намъ слѣдуетъ выговорить освобожденіе рабочнхъ книжекъ отъ всякихъ денежныхъ сборовъ по пропискѣ ихъ у лапдратовъ, или въ полицейскихъ управленіяхъ, а также отъ проектированнаго гербоваго сбора (Stempelsteuer).

ВОПРОСЪ 2. Какова степень отвѣтcтвенноcти рабочихъ за нарушеніе контрактовъ, какой защитой они пользуются въ cлучаѣ нарушѳнія контрактовъ со стороны работодателей и какой характѳръ, въ юридическомъ отношѳніи, имѣютъ эти контракты?

а) Русскіе рабочіе, занятые только полевыми работами, какъ то: уборкою хлѣба, сѣнокосомъ, копаніемъ картофеля и свекловицы, а также лѣсными работами, принадлежатъ, по мѣстнымъ законамъ, къ категоріи «Handarbeiter» и какъ таковые могутъ быть оштрафованы административнымъ порядкомъ, за нарушеніе условія или небрежное исполненіе работы, на основаніи параграфовъ 1 и 2 закона 24 Апрѣля 1854 года, штрафомъ въ 15 мар., или трехдневнымъ арестомъ въ тюрьмѣ.

Если же эти рабочіе не принадлежатъ къ разряду полевыхъ или лѣсныхъ, но законтрактовапы на фабрики или заводы, напр. винокуренный, крахмальный, кирпичный, торфяной, лѣсопильный и др., то наказаніе ихъ за нарушеніе контракта можетъ послѣдовать только судебнымъ порядкомъ и до рѣшенія суда они не имѣютъ права оставить работу, а также могутъ быть присуждены къ уплатѣ убытковъ. б) Всѣ условія, заключенныя русскими рабочими въ письменной или словесной формѣ, имѣютъ передъ судомъ ту же законную силу, какъ и условія: заключенныя мѣстными рабочими.

в) Что касается самой формы контрактовъ и ихъ содержанія, то 99% русскихъ рабочихъ никакихъ контрактовъ съ помѣщиками не имѣютъ. Ихъ большею частію ставятъ помѣіцику подрядчики, заключивъ съ нашими крестьянамн условія въ волостныхъ правленіяхъ при выдачѣ задатковъ. Поэтому съ содержаніемъ и формою этихъ условій можно ознакомиться на мѣстѣ, въ Россіи. Подрядчики-же обыкновенно выдаютъ прусскимъ помѣщикамъ обязательство поставить къ извѣстному времепи столько то русскихъ рабочихъ по такой то цѣнѣ, безъ всякихъ другихъ условіи, какъ напримѣръ относительно пищи, помѣщеиія, лѣченія и т. п.

г) Въ случаѣ неисполненія прикащиками или помѣщиками условій, а также притѣсненія нашихъ рабочихъ,- этимъ бѣднякамъ, не знающимъ языка и законовь, остается молча переносить все, или бѣжать съ работы, не получивъ заработанныхъ уже денегъ. Къ сожалѣнію въ Пруссіи не существуетъ учрежденія или лица (Behörde oder Institution), которое было бы обязано вступаться за нихъ передъ судомъ.

Въ виду вышеизложеннаго, необходимо настоять передъ прусскимъ правительствомъ, чтобы всѣмъ ландратамъ было поручено обязательно блюсти за интересами нашихъ рабочихъ, принимать отъ нихъ жалобы, вступаться за нихъ, а въ важныхъ случаяхъ сноситься съ русскимъ агентомъ. Еслн же мѣстное правительство не пожелаетъ поручить этого рода контроль ландратамъ-то пусть для вышесказанной цѣли укажетъ другое лицо, или учрежденіе.

д) Въ Пруссіи всякій гражданскій искъ, или процессъ во всѣхъ истанціяхъ долженъ быть веденъ адвокатомъ (Rechtsanwalt). Самъ лично никто свое дѣло ни вести, ни защищать не имѣетъ права. Это распространяется даже на иностранныхъ агентовъ, такъ что они не могутъ сами выступать въ судахъ ни по своимъ дѣламъ, ни по дѣламъ своихъ соотечественниковъ. Поэтому можно съ увѣренностью сказать, что ни одинъ русскій рабочій, какъ по бѣдности, такъ и по незнанію мѣстныхъ обычаевъ, не будетъ въ состояніи вести какой либо процессъ. противъ помѣщика или подрядчика. Процессы здѣсь иногда, ради какой нибудъ марки длятся годами, очень дороги и ожидать конца таковаго русскому рабочему, даже при желаніи и возможности- нельзя, такъ какъ полиція обязана, по окончаніи лѣтнихъ работъ, всѣхъ ихъ, безъ исключенія, выселять въ Россію. Поэтому было-бы очень важно выговорить у прусскаго правительства нашимъ рабочимъ назначеніе дароваго правительственнаго адвоката, какъ это заведено для прусскихъ рабочихъ, получающихъ свидѣтельство о бѣдности отъ мѣстныхъ властей. Иностранцамъ эти свидѣтельства не выдаютъ.

ВОПРОСЪ 3. Учрежденъ ли вообще контроль въ Пруссіи надъ подрядчиками, доставляющими рабочихъ и если да, то какой именно?

Никакого контроля надъ подрядчиками и работодателями въ Пруссіи относительно нанятыхъ ими рабочихъ не существуетъ, если не считать контролемъ требованіе полиціи, чтобы помѣщики не смѣли держать русскихъ рабочихъ до 1-го Апрѣля и послѣ 1-го Ноября. Даже въ санитарномъ отношеніп ихъ не принуждаютъ напр. давать нашимъ рабочимъ приличное здоровое помѣщеніе, чистую воду, право стирки, или отдѣлять дѣвушекъ отъ мужчинъ. Въ этомъ отношеніи одно высокопоставленное здѣсь лицо съ негодованіемъ говорило мнѣ: «большинство нашихъ помѣщиковъ держитъ русскихъ кули хуже скотины, и намъ и вамъ необходимо обратить на это вниманіе».

Болѣе всего слѣдовало-бы контролировать подрядчиковъ, большею частію евреевъ, грабящихъ сколь-возможно этихъ темныхъ людей, ввѣряющихъ себя имъ на слово.

Чтобы избавиться отъ безсовѣстныхъ посредниковъ, слѣдовало бы открыть у насъ конторы, при какомъ-либо правительственномъ учрежденіи, въ пограничныхъ уѣздахъ или волостяхъ, куда прусскіе помѣщики могли бы прямо обращаться для найма рабочихъ. Если же это признано будетъ неудобнымъ, то во всякомъ случаѣ требовать, чтобы прусскіе поставщики рабочихъ, были подъ контролемъ прусскихъ властей и пріурочены къ здѣшнимъ «Gesinde Vermiethungs-Bureau». При появлепніи ихъ въ Россіи для найма рабочихъ, слѣдовало бы требовать у нихъ свидѣтельства прусскихъ властей о добропорядочности и правѣ заниматься наймомъ рабочпхъ. Вообще организацію этой части вопроса желательно обсудить подробно, въ особомъ совѣщаиіи, можетъ быть даже при содѣйствіи прусскихъ властей, помѣщиковъ и подрядчиковъ, для выясненія практической стороны дѣла.

ВОПРОСЪ 4. Лежитъ ли на обязанности прусскихъ работодателѳй лѣчить рабочихъ на свой счетъ?

Прусскіе работодатели, но закону, не обязаны лѣчить своихъ мѣстныхъ рабочихъ, а слѣдовательно и русскихъ. Хотя расходъ по лѣченію неимущаго и падаетъ на сельское или городское общество, въ которомъ онъ числится, но законъ 6-го Іюня 1870 года «über den Unterstützung-Wohnsitz der Hilfsbedürftigen, § 1 u. 28» относится только до германскихъ подданныхъ.

На основаніи этого, полиція можетъ требовать, если признаетъ нужнымъ, помѣщенія въ госпиталѣ и русскаго рабочаго. Но такъ какъ въ деревняхъ, большею частію, полицейская власть сосредоточивается въ лицѣ старосты, или волостнаго старшины, а онъ же представитель общества, которому пришлось бы платить больницѣ, то къ лѣченію прибѣгаютъ въ cамыхъ крайннхъ случаяхъ. Сплошь и рядомъ бываетъ, что даже опасно больныхъ русскихъ рабочихъ оставляютъ безъ всякой помощи.

Этотъ вопросъ слѣдовало бы выяснить крайне точно и обязать не только полицію, но также работодателей и подрядчпковъ, лѣчить находящпхся у нихъ русскихъ рабочихъ на свой счетъ; о смертныхъ же случаяхъ сообщать консуламъ съ представленіемъ документовъ (рабочіе виды) и метрикъ о смерти.

ВОПРОСЪ 5. Въ такой же ли степени отвѣтственны прусскіе хозяева за нарушѳніе общихъ законовъ о «проходящихъ рабочихъ» (Vorübergehende Arbeiter) по отношенію къ русскимъ рабочимъ, какъ и германскимъ?

Мѣстные законы, касаясь обязанностей работодателей, не устанавливаютъ различія въ отношеніяхъ ихъ къ рабочимъ туземнымъ или иностраннымъ. То же слѣдуетъ сказать относительно отвѣтствениости работодателя какъ за русскихъ такъ и за прусскихъ рабочихъ въ случаѣ нарушенія ими полицейскихъ законовъ. Напримѣръ на основаніи параграфа 5 закона 5-го Мая 1880 года «Felder u. Forstpolizeigesetz» помѣщикъ отвѣчаетъ за нанесенный вредъ его рабочими «im Falle der Unvermogenheit des Dienstpersonals» и при этомъ законъ не дѣлаетъ различія между прусскимъ рабочимъ и иностранцемъ.

Воспроизводится по: Департаментъ Внутреннихъ Сношенiй Министерства Иностранныхъ Дѣлъ. Русскiе рабочie в Пруссiи. Извлеченiя из донесенiй Императорскихъ Россiйскихъ Консуловъ. С.-Петербургъ. 1896.Теги: Восточная Пруссия. История и путь в Россию., 1871 – 1933 Империя – Республика. , Служебные документы и письма

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"