Все документы темы | ||||
сводная хронология
<br /> <br /> <b>Лета 7095-го, по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии наказу, Иван Судоков пришел на Сосну в Ливенской город генваря в 6 день, а с Ливен пошел генваря в 8 день, Донец Северской перелез, ниже Святых Гор в малой перевоз, генваря в 30 день, и которые головы провожали Ивана: Яков Змеев да Мешек Зыбин з детми боярскими и с козаки Иван воротил, не доходя Торца Малого на полднища, генваря в 31 день.</b> <br /> <br /> И Февраля в 15 день приехав к Алмиюс сьехався с Ываном Асан чеуш и говорил в розговоре с Ываном Асан чеуш: посылал его царь Ислам Гирей в Азов и в Казыев улус для своего дела, присылали к к царю бить челом мурзы из Казыева улуса Екшисат да Кан мурза, теснота деи им великая от Черкас от пяти горских и царь бы их оборонил от Черкас, однолично бы царь шел на Черкас воевать, а не пойдет царь в Черкасы воевать, и нам соединачитца с Саадет Киреем Царем да с Мурат Киреем царевичем, а Саадет Кирей царь был у Кан мурзы в улусех да пошел в Шевкалы, а Мурат Кирей царевич в Асторохани и Царь Ислам Гирей и царевичи однолично хотели итти на Литовского короля воевать и князи и мурзы и иные черные люди царю и царевичем говорили: идете вы Литовского короля воевать, а недрузи ваши у вас за хрептом соединячатца с Ногайскими мурзы, пришедчи Крымской юрт пуст зделают, и царь и царевичи от неволи пошли Черкас воевать, не хотя зимли раскручинитъ, ногайские бы мурзы с Саадет Киреем царем не соединачилися, а меня царь послал прошед море, а тому уж другой месяц. Февраля в 17 день, съехался с Ываном на море, не доходя улусов Кангильдей татарин, а едет ис Кафы в Азов и в разговоре сказывал Ивану, как Гилдей де шел с Москвы с чаушом Турского царя и яз из Литовские земли поехал наперед и короля Литовского при мне не стало и яз по грехам царя Ислам Гирея в Перекопи не застал, царь пошел в Черкасы воевать, а воевал царь в Черкасех 20 ден и с проходам, а царь Черкас не извоевал, полону не добыли, а были снеги клубоки, ездили в один человек, а Черкасы со царем билися, Фети Гирея царевича ранили и Крымских людей побили; а пришел царь ис Черкас тому 18 день. И Февраля в 22 день приехал к Ивану встречю за два дни до Молочных вод от Калги царевича Кара Аталык, и от царевича Ивану поклон правил и о здоровье спрашивал, и говорил Ивану царевич: мне с тобою велел ехать на спех, день и ночь, чтобы от Литовских казаков пройти ранее, литовские казаки у царя Крымску юрт пусту зделали, на сей зиме трожды приходили и улусы поимали многие, а лошадей и животины болши 40 тысяч пояли. <br /> <br /> Февраля в 27 день встретил Ивана от царя Коштеней Дуван и говорил Ивану: царь тебе прислал своего жалования - конь в седле и в узде и велел царь давать тебе подводы под казну и толмачем и корм велел давати тебе и толмачем. <br /> <br /> Февраля в 29 день пришел Иван в Перекоп, прислал Калга Алпкирей царевич Смаил Имилдеша, и говорил Ивану Смаил Имилдеш: Калга царевич волел тебе говорити: хочет тебе очи завтра дать, а что прислал государь твой поминков и ты бы то с собою нес, а денги тебе царевич велел прслать к себе тайно со мною, да царевич велел, тебя спросити многим ли моим людем государь ваш прислал жалованье, и Иван Смаилу Имелдешу говорил: которым царевичевым людем князем и мурзам и ближним людем государь свое жалованье прислал, и яз тем людем и роздам, а денги послал к царевичю с толмачем с Сенчюрой с Баикешевым. Того же дни от царевича Сенчюра денги принес назад и сказывал Ивану: Алпкирей царевич, велел тебе говорити: денег мне государь ваш прислал мало, таить мне их от своих, людей нечего. <br /> <br /> Марта в 1 день говорил Ивану Смаил Имелдеш: Калга Царевич, велел тебе говорити - очей тебе царевич не хочет дать, на государя вашего досадует, государь ваш прислал к царевичю денег мало; и царевичевым ближним людем оталыкам и омилдешам жалованья своего не прислал и царевич у государя вашего вперед амиятом быти не хочет, да царевич же велел тебе прислати грамоту и поминки, что государь ваш прислал, и Иван Смаиле Амилдешу говорил: донеси мое слово до царевича, чтобы калга царевич пожаловал, силы надо мною не учинил, велел мне у себя быти и грамоту бы государя нашего вычел и речь слушал; а поминки государь наш прислал царевичю боле старого и двум царицам поминки присланы, а людем царевичевым четырма человеком поминки присланы и покажет, калга царевич государю нашему свою прямую дружбу и правду и учинит по государеве грамоте: пойдет сее весны на вопчего нашего недруга на литовского короля, и государь наш и великий князь Федор Иванович всеа Русии царевичю за большие поминки не постоит и людем царевичевым свое жалованье вперед учнет присылать. И Исмаил Имелдеш Ивану говорил: яз до царевича твое слово донесу и отказ тебе учиню. И того же дни, пришел Исмаил Имелдеш и говорил Ивану: до царевича твое слово донес, и царевич тебе велел говорити: очей тебе царевич не дал потому - государь ваш многим ближним людем жалованья своего не прислал, князи и мурзы и оталыки и имелдеши все на царевича пеняют и царевич тешит людей своих ближних, а грамоту и поминки велел мне взять. И Иван послал к царевичю грамоту и поминки по государве росписи с толмачем с Сенчюрою з Баикешевым и того же дни сказывал Ивану Сенчюра Баикешев: грамоту и поминки царевич у меня велел взять, а на очи меня царевич не пустил. <br /> <br /> Марта во 2 день приехал к Ивану Смаил Имелдеш и говорил Ивану: Калга Алпкирей царевич велел тебе говорити: государя вашего грамоту царевич чел и поминки смотрил и царевичю грамота люба, а поминки не любы: государь ваш царевичю прислал поминки лехкие не как к прежним калгам поминки присыловали, а большая царевичю досада, что людем его государь, ваш своего жалованья не прислал, а тебе велел, ехати к царю в Крым. Того же дни Иван послал с толмачем с Сенчюрою Калги Аликая царевича двум царицам поминки по государевой росписи. <br /> <br /> Марта в 11 день пришел Иван в Крым и поставили Ивана на Ормянских дворех. <br /> <br /> Марта в 14 день приехал к Ивану в ночи Дербыш князь, и Иван Дербышу князю от царя и великого князя дал грамоту и поклон правил, и Дербыш, прочет грамоту, говорил: много челом, бью на царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии жалованье и хочю ему государю работать до своего живота, а жду меры, а однолично хочю ехать на его государево имя. Да говорил Дербыш князь в розговоре: государь ваш пишет к брату своему к Ислам Гирею царю и к нам к холопем своим к вопщим, чтобы царь послал царевича со многими людми Литовского короля воевать и в оржаную бы жнитву самому б царю итти, то велит Турской султан итти на Литовского короля и царь царевичей пошлет и сам пойдет, а не велит им турской итти и им и за Днепр, не сметь перелесть, то бы было государю вашему прибылнее зделать - отпустить Мурат Кирея царевича да с ним послать десять тысеч вогненово бою, и Мурат Кирей бы царевич тотчас согнал с юрту Ислам Гирея царя, весь Крымской юрт царя не любит, а все любят Саадет Кирея царевича з братьею и коли государь ваш не хочет тово делатъ, хотя бы Мурат Кирея царевича на дань послал, ино бы ни один тотарин не смел за Молочные воды ехать. И Иван Дербышу князю говорил: государь крестьянской на своем слове стоит твердо, а с Ыслам Гиреем царем хочет дружбы и братства, не хочет государь наш початъ никоторою недружбою; а Мурат Кирей царевич з братьею о том государю нашему бьют челом, чтобы им отца своего недружба мстить, и государь наш того не слушает, их не пустит. <br /> <br /> Марта в 20 день приехали к Ивану Магмет мурза да Асан копычей и говорили Ивану: царь Ислам Гирей велел тебе ехать к Курнюшу и поминки велел тебе нести, с собою. И Иван у Ислам Гирея царя был и от царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии поклон Ислам Гирею царю правил и о здоровье спрашивал, и речь по наказу говорил и грамоту подал и по списку поминки явил. И Ислам Гирей царь про царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии здоровье спрашивал и поминки велел взять; и царь Ислам Гирей Ивану говорил: как грамоту брата своего вычту, и тебе во всем отказ учиню и велел царь Ивану у стола быть, и при царе в те поры был Соломат Кирей царевич. Марта в 21 день, по царевой присылке, посланы к царю трех цариц поминки по государевой росписи с толмачем с Сенчюрою з Баикешевым и прибавлена четвертой царицы шуба камка венедитцкая на хрептах на бельих, посланы поминки другой царицы Шефер, што были посланы поминки к болшой к Озям царице, для тово, что ее царь жалует, к Онабним к Хан Сюгер царицы посланы поминки по государевой росписи; х Казы Гирею царевичю поминки посланы за море во Царьгород с сестрою его с родною с Есинеевою Княгинею; Мубарек Кирею царевичю, Соломет Кирею царевичю, Фети Гирею царевичю поминки розосланы по государевой росписи, Девлет Кирею царевичю, Ислам Гирееву цареву сыну посланы поминки ко царю; Батыр Кирея царевича, Мубарек Кирея царевича сыну поминки даны, амилдешу ево Бнандику убавлена у нево шуба белья черевья да цки бельи хрептовые, Саикирея царевича старово калги Алды Гирея царевича сыну поминки даны брату его Магаз Кирею царевичю, Алди Гирееву сыну; Асан Кирея царевича не стало, даны поминки Мурату князю, убавлена шуба хрепты бельи да двое цки хрептовы бельи. Государево жалованье по росписи Иван розослал с толмачи князем и мурзам, карачею Алею князю Ширинскому, Мурату князю Сулешеву, Дербышу князю Куликову, Мурат Казы князю Акчигаеву, Магамет мурзе Алееву сыну Ширинского, Резен Дувану, Ахмет паше мурзе Сулешеву, Абдуле Кадыскерю, Ахмет Беку Магметеву, Капичею болшому Ахбулату князю, Алаш Дувану, Резван Чилибею, Тотар мурзе, Тохтамышу Улану, Кош Текей Дувану, Солтан Гильдею Ахмет Уланову сыну, цареву дьяку Дефтендар Абдуле, калге царевича Смаил Амилдешу; роздано государова жалованья князем и мурзам, и государева жалованья им прибавлено: Мустафе Беку Ахметеву, княжому сыну прибавлено двои цки хрепты бельи, Берек Булату князю Перекопскому прибавлено шуба горнастайна, Муртазе Аге Черкашенину прибавлена шуба белья хрептова, шуба белья черевья, двои цки хрептовы бельи, Асан мурзе Ширинскому прибавлена шуба кунья, убавлено у него цки хрепты бельи, Сефер мурзе Ширинскому прибавлена шуба кунья, убавлено у него цки хрепты бельи, Абдею князю болшому казначею прибавлена шуба горнастайна, конюшему Урустам аге прибавлена шуба кунья, Мустафе Киличею башу прибавлена шуба черева бельи; которым князем и мурзам государева жалованья послано и государева жало|ванья у них убавлено: у Зень Темир аги Черкашенина убавлена шуба горнастайна, у Касыма князя Куликова шуба кунья, у Егуп Чилибия шуба кунья, у Мустафы Мурзы у Ширинского шуба горнастайна да двои цки хрепты бельи, у Алей мурзы у Черкашенина шуба кунья, а прибавлено ему в то место двои цки хрепты бельи; которым князем и мурзам государево жалованье не послано и им государева жалованья дано: Калги Аликирея царевича щюрину Магамиту князю: шуба хрепты бельи, шуба черева бельи, двои цки хрепты бельи, шапка черна; цареву аталыку Курмашу: шуба хрепты бельи, шуба черева бельи, двои цки хрепты бельи, шапка черна; Курам аги Черкашенину шуба хрепты бельи. По царевой присылке посланы к Ислам Гирею царю: шуба хрепты бельи, шуба черева бельи, двои цки хрепты бельи, две шапки черны. И царь шубы и шапки дал Каре князю Енгурчееву, Ишиму князю Барымову да Иналею князю Чижиуту; кафинскому жилцу Семену арменину даны цки хрепты бельи да шапка красна, послана с ним государева грамота с вестьми на Дон к отаманом; которым аталыком и дуваном государева жалованья послано и им не дано: Зиял паши аталыку Аисе Селфе дувану; Сеяуш аге Киличи башу, а Зиял паши аталыка не стало, Сеяуш агу царь от киличейства отставил. Марта в 22 день приехали к Ивану Мурат князь да Мурат Казы князь, Зентемир ага, Абдулла Дефтендар и говорили Ивану: царь тебе велел говорити: били челом царю карачеи Кара князь Енгурчеев, да Шигим князь Барамов, да Иналей князь Чижиут, Абдула князь Кипчаков, просили они у тебя государева жалованья, и ты им не дал, и царю добре в досаду, без корочеев как царству стоять?; а при прежних царех Карачеем и омилдешам всем государево жалованье бывало, и ты бы однолично четырем карачеем да Курам аге государево жалованье дал. И Иван Мурату князю и Зентемир аге с товарищи говорил: которым князем и мурзами и ближним царевым людем государь послал свое жалованье, и яз тем и роздал, а тем карачеем и Курам аге потому не послано государева жалованья: тому другой год как меня царь отпущал к брату своему и про которых людей царь со мною приказывал к брату своему и яз тех людей имена написав и донес до государя своего и государь наш и прислал тем людем свое жалованье с Васильем с Непейциным и со мною, а про те карачеи у царя и у вас у ближних людей я не слыхал и при царе я их не ведал, потому их государева жалованья со мною не прислано и похочет царь быти з государем нашим в дружбе и в братстве и покажет царь брату своему государю нашему свою правду и дружбу и государь наш тем карачеем и жалованье свое пришлет з болшими послы. Марта в 24 день приехали к Ивану Мурат князь да Зен Темир ага, Уруслам ага и говорили Ивану: царь тебе велел говорити: многие ближние люди царю бьют челом и царю докучают, что государь ваш не прислал многим ближним людем своего жалованья, а царь свою правду и дружбу государю нашему показал и видел то гонец государя вашего Василей Непейцын: пошли было на государя вашего украиные царевичи и с ними многие люди и царь послал и велел царевичей и всю силу воротити и которые люди утекли и царь на них опалу свою клал. И Иван Мурату князю с товарищи говорил: государь наш брата своего Ислам Гирея царя правду и дружбу узнал: царевичей велел воротить, а рать всю Крымскую отпустил на государя нашего украины воевать и по их правде што над ними сталося, и царю то извесно; а государя нашего царя и великого князя правда и дружба к Ислам Гирею царю объявилася, как учинился государь наш на отца своего вотчине на Московском государстве царем, а царь Ислам Гирей на брата своего на Крымском юрте учинился царем, государь наш ссылки чинит частые и поминки посылает и людем своим на Дону и на всех реках атаманом и казаком наказы чинит крепкие, чтобы царевым людем никоторые шкоты не чинили, государь наш царь и великий князь показал свою дружбу и правду Ислам Гирею царю: ево недрузи Саадет Кирей з братьею в государя нашего воле и государю нашему бьют челом и просят того, чтобы им мстити отца своего недружба; и государь наш тово не слушает и их не отпустит, а держит их в своей руке крепко, а не хочет почать никоторою недружбою, а хочет быти с Ислам Гиреем царем в дружбе и в братстве и учинит царь по государя нашего грамоте и покажет свою правду и дружбу и государь наш за то не постоит: карачеем и агам вперед учнет свое государево жалованье присылать. Марта в 26 день сказывал Ивану толмач Сенчюра Баикешев: приехал к царю в Крым тотарин Усейн, а сказывал царю Усейн: был он сее зимы в Асторохани три месяцы у Мурат Кирея царевича, а Мурат Кирей царевич пошел в Шевкалы, а в его место остался в Асторохани Саадет Кирей царь, а Усейн побежал от Мурат Кирея царевича з дороги и которых тотар Ислам Гирей царь да колга царевич послали в Нагаи в посольстве к Урусу князю - Девлет Килдея Амилдеша, и Урус князь Девлет Килдея Амилдеша с товарищи отдал в Асторохань Мурат Кирею царевичю, а велел их послати к Москве, а Урус князь государю Московскому добил челом и за Волгою все Нагаи учинились в государевой воле. Того же дни сказывал Ивану Сенчюра Баикешев: приказывали к Ивану Алей князь Ширинской да Мурат князь: приехал к царю тотарин Усейн, а был Усейн у Мурат Кирея царевича в Асторохани 3 месяцы, и Саадет Кирей царь пришел в Асторохань, а Мурат Кирей царевич пошел в Шевкалы, а с ним пошли многие люди стрелцы и козаки с вогненым боем и царь кручиноватъ, а чает Мурат Кирея царевича з братьею и с московскими людми приходу на Крымской юрт. <br /> <br /> Марта в 27 день посылал Иван, толмача Сенчюру Баикешева к Олею князю Ширинскому да к Мурату князю Сулешеву, чтобы Ивану велели с собою видетца для государева дела. И Ивану сказывал Сенчюра Баикешев: Алей князь и Мурат хотят с тобою видетца, где тебе с ними сьехатца и они к тебе весть пришлют. Марта в 29 день прислали к Ивану Алей князь Ширинской да Мурат князь, а велели Ивану с собою видетца. И Иван у Алея князя Ширинского да у Мурата князя был и говорил Алею князю и Мурату князю: государь царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии велел вам говорити: покажите свою службу к государю нашему, чтобы царь по государя нашего грамоте учинился з государем нашим в крепкой дружбе и в братстве и в любви на веки неподвижно, и тем бы государю нашему царь первую свою правду показал, штобы сее весны царь послал брата своего калгу царевича со многими людми на вопчего недруга на литовского короля воевать, то будет государю нашему царева и дружба и знаме и учинит царь по государя нашего грамоте пошлет на сее весны калгу царевича на литовского короля воевать и государь наш царь и великий князь пришет з болшими послы к брату своему к Ислам Гирею царю и к царевичам, и к царицам болшие поминки, а вам князем и мурзам и ближним людем пришлет свое болшое жалованье, а не учинит царь по государя нашего грамоте и первые своей дружбы и правды не покажет, царевича калгу сее весны не пошлет на вопчего недруга на литовского короля, и государь наш царю и царевичем з болшими послы не самые болшия поминки пришлет, а вам князем и мурзам неболшое жалованье будет. И Алей князь и Мурат Ивану говорили: мы межу дву государей о добром деле радеем и царя на доброе дело станем наводить, будут к царю в Крым калга царевич и все царевичи и князи и мурзы все сьедутца, и учнут о том думать и мы государя вашего дело взочнем и учнем царю и царевичем говорить, чтобы учинили по государя вашего грамоте, а нынче и сам видиш царю вскоре царевича в литовскую землю воевать послать нелзя, царь и царевичи сее зимы ходили в Черкасы Пятигорские воевать лошади либиви (sіc), а которых мы лошадей, Иван, не имали и тех с половину померло; мы такой зимы не помним: морозы были великие, а снег у нас лежал пять месяц; а в Днепре вода волика. И Иван Алею князю и Мурату говорил: и будет царю вскоре царевича послати нелзе, а как трава будет и лошади наедятца, и царь бы толды послал царевича со многою ратью на вопчего недруга на литовского короля воевать. <br /> <br /> Апреля в 5 день прислали к Ивану Алей князь Ширинской да Мурат князь, а велели с собою сьехатца для царева дела. И того же дни Иван у Мурата князя был и говорил Ивану Алей князь Ширинской, Мурат князь, Дербиш князь Куликов: Царь Ислам Гирей велел тебе говорити: приехал ты к царю з добрым делом и поминки государь ваш прислал царю и царицам и царевичем небольшие, толко царю любы, а князем и мурзам и ближним царевым людем привез ты государево жалованье, а трем карачеем государь с тобою своего жалованья не прислал и царю добре в досаду. И чтобы на том меж дву государей доброе дело не стало, и тебе бы однолично царя утешить и кручина от царя отвести, а трем карачеем да Курам аге государево жалованье дать, а царь з братом своим царем и великим князем хочет быти в дружбе и в братстве и на вопчего недруга хочет стоять за один. И Иван Алею князю с товарищи говорил: присылал ко мне царь двожды о том деле Мурата князя и ближних своих людей, и яз тому делу отвод дал: потому государь наш не прислал трем карачеем своего жалованья, что они у царя учинились в карачеех и в приближенье вновь, а царь про них к брату своему не писал, а гонец государя нашего Василей Непейцын государю про них не сказывал, и будут межу дву государей добрые дела, царь про них к брату своему отпишет, а яз до государя своего царево слово донесу, и государь наш для доброво дела за то не постоит, вперед государь свое жалованье тем карачеем учнет присылать. <br /> <br /> Апреля в 11 день приехал к Ивану Курам ага и говорил Ивану: Ислам Гирей царь велел тебе говорить, чтобы еси прислал с толмачем ко царю список, што прислал государь ваш князем и мурзам и ближним людем свое жалованье, и царь велит честь список перед своими людми, которым ты не привез государева жалованья и тем людем царь отказ учинит; а не пошлет списка с толмачем, и царь велел спасок у тебя взять да привесть. И Иван Курам аге говорил, чтобы царь пожаловал, надо мною силы не учинил, списка у меня имати не велел, при прежних царех тово не бывало, у государских послов и у гонцов списков не имывали, а которым царевым людем я государево жалованье привез и царь бы к брату своему к государю нашему писал, и ты мое слово донеси до царя, яз не за список говорю: моя голова в царевых руках, велит царь надо мною силу учинить, список взять, и государя нашего имени будет бесчесно и меж дву государей будет доброму делу поруха. И Курам ага Ивану говорил: яз твои речи до царя донесу и отказ тебе учиню. <br /> <br /> Апреля в 19 день сказывала Ивану толмач Сенчюра Баикешев: приехал ко царю тотарин Тегреул, посылал его царь на вести в Казыев улус и сказывал царю: имал Бюйдяш мурза Екшисатов брат в Асторорохань, и Тегреул то видел, как приезжал Урус князь к Асторохани, а с ним многие мурзы и царевич Мурат Кирей и воеводы выезжали к Урусу князю на посад, и приводили Уруса князя и мурз к шерти и Урус князь и все за Волгою Нагаи учинились в государя московского воле и идут с царевичем к Москве воевати Литовского короля: Урмамет мурза Берек Булатов сын, Араслан мурза Урусов сын, а с ними идут многие люди, а царя Ислам Гирея послов Девлет Гилдея Амилдеша сама друга Урус князь отдал Мурат Кирею царевичю и воеводам. Да Тегреул же сказывал: Мурат Кирей царевич пошел из Асторохани в Шевкалы, а стоит на Терке и з братом Сафа Киреем царевичем, а в Мурат Киреево место остался в Асторохани брат его Саадет Кирей царь и осталися 2 человека царевых у Араслан Мурзы Дивеева сына, а дожидатца им как пойдет Саадет Кирей царь з братьею и ногайские мурзы к Москве и тем людем быть к царю с прямыми вестьми. <br /> <br /> Майя в 4 день сказывал Ивану Сенчюра Баикешев: прислал к Ислам Гирею царю грамоту из Асторохани Кушум мурза Сеферев сын, а в грамоте пишет, чтобы царь и царевичи жили с великим береженьем: Мурат Кирей царевич з братьею однолично будет на сем лете в Крым войною, а государь московской дал им стрелцов и казаков пол-третьятцать тысеч с вогненым боем да с Волги да з Дону казаков пять тысеч, а Урус князь отпущает с царевичи мурз со многими людми, а Араслан Мурза Дивиев сын да Кал Мурза идут с царевичи же своими людми; и царь, выслушав грамоту, учел кручинитца: государь московский со мною ссылаетца, а надо мною с моими недруги умышляет; а грамоту послал к царевичам. <br /> <br /> Майя в 9 день сказывал Ивану и Сенчюра Баикешов: приказывал тебе Мурат князь Акчетаев, царевичи просилися у царя на государя вашего украины, и царь ослободил калги Алпкирею царевичю итти на государя вашего украины, а однолично итти царевичам в Мае месяце на Вотху, и мы царю и отговаривали, штобы з государем вашим недружбы не учинил. И того же дни Иван послал к Муртозе аге Исенчюру Баикешева, чтобы Муртоза ага Ивану велел с собою видетца для государева дела. <br /> <br /> Майя в 10 день прислал к Ивану Муртоза ага Черкашенина, и велел Ивану с собою съехатца за городом у Бакчи. Того же дни Иван с Муртозою агою съехался и говорил Муртозе аге: сослужи государю нашему свою службу, чтобы твоею службою и твоим раденьем межу дву государей доброе дело почалось, ты у царя человек ближней, доведи мое слово до царя, чтобы царь по государя нашего грамоте учинился з государем нашим в дружбе и в братстве и показал бы царь государю нашему свою первую правду и дружбу, послал царевича на вопчего недруга на литовского короля и государя нашего болшого посла с поминки к себе взял, а своего бы болшого посла к государю нашему отпустил, докуды царевичи зберутца, лошеди наедятца, Днепр сольет, и будут такие великие государи в дружбе и в братстве и недруги царевы будут под конем волочитца за собаки местъ и помрут; а по грехом такие великие государи будут в не дружбе, недруги царевы будут на конех и учнут о том радоватца; а государь наш царь и великий князь Федор Иванович, всеа Русии на своем слове стоит крепко, никоторые недружбы царю не делает, а хочет быти со царем в дружбе и в братстве с чем царь прислал гонца своего Исея князя и писал в грамоте к брату своему, чтобы царь на том слове стоял крепко. И Муртоза ага Ивану говорил: сказываешь ты государь ваш хочет быти со царем в дружбе и в братстве и на том своем слове стоит крепко, и твое слово ложно, царю говорят царевичи и карачеи и князи и мурзы и все ближние люди: государь ваш со царем ссылаетца и поминки посылает; а над царем недоброе дело умышляет, недругов царевых у себя держит и на кони их посадил, из ево руки недруги царевы ездят по многим землям, приводят к шерти нагайских людей и Шевкальских и Черкас Пятигорских, чтобы государю вашему служили, и на царя бы за один стояли, - и то государя вашего правда ли? и царевичи хотели себя объявити, и государю вашему недружбу довесть. И Иван Муртозе аге говорил: Саадет Кирей царь и брат его Мурат Кирей да Сафа Кирей царевичи государю нашему не нужны, не посылал государь по них, сами они на государя нашего имя приехали и их для государь наш з братом своим с Ислам Гиреем царем никоторые недружбы чинити не хочет; а хочет государь з братом своим с Ислам Гиреем царем быти в братстве и в любви и в дружбе крепко, потому как в своих государских грамотах пишет и приказывает, а Саадет Кирея царя з братью государь наш жалует и бережет не для того, чтоб ему государю брату своему Ислам Гирею царю тем которая недружбу учинить, для тово, что их челобитье государю нашему было, чтоб их государь пожаловал и берег и держал в своем имени, а Мурат Кирей царевич к государю нашему приехал служити в холопстве и бил челом, государю нашему, чтобы ему государь велел с собою итти на своего недруга на литовского короля, а хочет свою службу государю показать и нагайскую орду всю на литовского с собою поднять; а Урус князь и мурзы детей своих и многую братью и племянников своими людми на литовского хотят с ним послать и государь наш царевича Мурат Кирея в Асторохань того для и послал, что ему быти с государем в походе с Астороханскою ратью, а с ним, быти нагайским всем, которых Урус князь и мурзы с ним пошлют и всей земли казанской и с Ислам Гиреем царем им никоторые недружбы чинить государь не велел, а хотя бы они царю которую недружбу учинить похотели, да коли им государь наш сево не велит делать и им то как делати, мимо государя нашего повеленья? потому что они во всем государя нашево воли и том бы себе Ислам Гирей и царь и калга царевич однолично никоторовно сумненья не держали, Саадет Кирею царю з братью на крымской юрт никако не бывать, потому что им государь наш не велел, а быти Мурат Кирею царевичю з государем в походе, а будет не так будет, что яз говорю и царь меня казнить вели, чтобы царь и царевичи Кушум мурзине грамоте не верили, та грамота ссорная, а писал грамоту Кушум мурза умысля чтобы царя з государем нашем ссорити. И Муртоза ага Ивану говорил: яз твое слово до царя донесу, а царевичи еще на конь не сели, а ко царю будут из Асторохани вести прямые часа того. <br /> <br /> Майя в 14 день, приехали к царю в Крым от калги от царевича ближние люди Магомет князь, калги царевича шурин, да Смаил Амилдеш: просить у царя знамени царева да верьблюдов и лошадей кошевых царевичю в поход, и царь знамя послал царевичю с Курмаш аталыком и лошадей кошевых велел дать на царевичев обиход. <br /> <br /> Майя в 15 день Иван послал Сенчюру Баикешева к Магаметю князю и к Смаил Амилдешу и велел говорити, штобы Магамет князь да Исмаил Амилдеш государю нашему первую свою службу показали и калгу царевича на доброе дело наводили, чтобы калга царевич поход свой отставил и с государем бы нашим царь и царевичи учинили ссылку, гонцов своих послали, што их хотенье и царь бы и калга царевич о том к государю нашему писали, а болших послов государя нашего з болшими поминки взяли, чтобы царевич стоял на своем слове крепко как писали к государю нашему царь и царевич в своих грамотах с Исеем князем. Того же дни Сенчюра Ивану сказывал, что он Магамет князь Исмаил Амилдешу и говорил, и Магомет князь Исмаил Амилдеш велели тебе говорить: калга царевич на государя вашево досадует: государь ваш присылает царевичю поминки лехкие, не как к прежним калгам и ближним его людем жалованья своего не присылает, и царевич хочетъ себя объявити, мы рады государю вашему служити, а царевича на доброе дело наводити, царевичи мыслью шетаютца, на Московские украины хотят идти, и литовским людем недружбу хотят мстити, и на Черкасы на Петигорские за их ослушание хотят идти, хто угадает куды пойдут? <br /> <br /> Май в19 день пришел к царю из Литовские земли гонец Ягуп Лях, привез ко царю грамоту от панов, а поминков царю и царевичем и мурзам не привез, а в грамоте к царю пишут: послали мы ото всее литовские земли гонца к турскому солтану, чтобы турской дал нам короля Стефанова королева брата или племянника, а посол и казна стоит в Каменцы и царь бы послал людей, велел взять посла и казну, а царь бы шел бы или царевичей послал со всею ордою на московские украины; а московскому бы государю царь не верил: ссылки чинит и поминки посылает, а с недруги царевыми умышляет, а московской посол пришел в литовскую землю: государь московской писал к паном и ко всей земли, чтобы взяли у московского государя брата царевича Дмитрия на королевство, и на крымского царя станем стояти заодин; и мы у московского государя брата взяти на королевство не хотим, и миритца с московским государем и на тебя стоять заодин, не хотим, а хотим быти в турсково салтана воли и с тобою с Ислам Гиреем царем, хотим на Московского государя стоять за один. <br /> <br /> Майя в 22 день сказывал Ивану Сенчюра Баикешев: приказывал тебе Хани чилибей царев писарь, прислал к царю грамоту ис Царяграда Коджа царев амият, а в грамоте пишет: турский салтан, на царя пеняет, а паши дивят: прежние цари турскому и пашам поминки посылали, а ты турскому и пашам поминков не присылаешь и што у тебя лучитца и ты бы однолично турскому и пашам поминки прислал, а службы в Кизылбаши не будет, и хто тебе недруг, и ты бы на него шел или царевичей послал. <br /> <br /> Май в 25 день сказывал Сенчюре тотарин Берек Булата князя Перекопсково человек: Соломат Кирей царевич ис Перокопи вышел, а Калги Алпкирею царевичю выйти часа того из Перекопи, а идут на государя вашего украины, а тотарове многие не идут на войну, а которые и пошли и те нехотно идут, а о те поры царь и царевичи не хаживали, уже у нас сенокос приставает и жито посиеет, и которые тотарове одинакие, и они с царевичи не идут: причтего (sіс) на войне не добудемся, а хлеба прятать некому и нам приитти не к чему; а царевичи и ближние люди умышляют: о те поры царь и царевичи войною не хаживали и люди в те поры живут на украине оплошася по домом, а станицы далече не ездят; а у государя у московского с литовским королем перемирье выходит и ратные люди все будут на литовских украинах; а мешкали царевичи, на войну не пошли долго: ждут прямых вестей из Асторохани и ис Казыева улусу: нет ли собранья у Мурат Кирея царевича з братьею; а других вестей ждут: пошел из Азова Дос-Мамет ага на московские украины, а с ним пошло 3000 азовских и нагайских людей и как поемлют на украинах языки, Досмамет аге прислати к царевичам с вестью нет ли собранья Московским людем на берегу и по украинам и будет скажют языки царевичам: московским людем собранья на берегу и по украинам есть, и царевичи и воротятца. <br /> <br /> Июня в 4 день приехал к Царю в Крым Пела паша, а посылал ево турской к Бухарскому царю для того, штобы Бухарской царь шел или рать свою послал на Кизылбаши; и Бухарской царь Пеле паше отказал: сам нейду на Кизылбаши и рати своей не пошлю, с Кизылбашским я государем в миру, а с Турским мне не сошлося. Д Назад в раздел Служебные документы и письма Доменико д’Альба-Реале и Гаспар, его товарищ, представители Короля Венгерского при Стефане Воеводе Молдавском, передают своему государю о июль 1475 года.Письмо о падении Каффы, направленное венгерскому королю Матьяшу Хуньяди его представителями при дворе молдавского господаря Стефана IIIКарты и схемы Карта Европы VIII 1513 и 1584 гг.Карта, изданная в 1513 г. представляет собой Северное Причерноморье, Таманский полуостров и восточную Европу в представлении Клавдия Птолемея. В 1584 г. была переиздана Меркатором в его «Атласе». Клавдий Птолеме́й (Κλαύδιος Πτολεμαῖος, ок. 87-165) — древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. |
Московия и Крымское ханство в XVI – конец XVII вв. 1475 - 1689Московия и Крымское ханство в XVI – конец XVII вв. Распад военного союза, начало противостояния. Набеги крымских ханов на Московию. Крымские походы Василия Голицына.Постоянные набеги крымских татар на литовско-польские и украинско-русские земли начались с 1507 года, после смерти московского великого князя Ивана III Васильевича. Они грабили, собирали дань и захватывали пленников для продажи и получения выкупа. Антирусские договоры Польши, Литвы и Крымского ханства подписывались в 1507, 1513, 1516, 1520 годах. Самые опасные и страшные набеги на московские земли происходили в 1516, 1537, 1555, 1570, 1572, 1589, 1593, 1640, 1666, 1667, 1671, 1688 годах. За один набег татары уводили от пяти до пятидесяти тысяч человек. Пленные продавались в Кафе (Феодосия), Карасубазаре (Белогорск), Бахчисарае и Гезлеве. Крымское ханство как вассал Порты обязано было проводить внешнюю политику, враждебную Московскому государству, однако татарские ханы часто выступали на русской стороне во время войн Москвы с Литвой и Польшей, не желая чрезмерного усиления ни того, ни другого государства. Совершив в 1521 г. набег на Московию, хан Мухаммед Гирей вернулся в Крым, где в 1523 году в междоусобной войне был убит князьями Ногайской Орды. В этом походе вместе с ногайцами участвовали и первые украинские казаки со своим военным вождем Евстафием Дашкевичем. Бывший литовский воевода стал черкасско-каневским старостой и превратил Черкассы и Канев в центры украинского казачества. Численность казаков уже через сто лет составляла более ста тысяч воинов. После набега большой татарской орды на Черкассы в 1531 году, казаки предложили польскому правительству организовать регулярную охрану государственных границ в устье Днепра. Эти предложения были даже одобрены на сейме в Пиотрокове, но оставлены без исполнения. Казакам был подарен укрепленный городок Чигирин. В середине XVI века Московия с переменным успехом отбивалась от татарских набегов. Формально Крымское ханство было союзником Польско-Литовского государства против Москвы, что, впрочем, не мешало татарам в 1489, 1494, 1499, 1500, 1502, 1508, 1509, 1524 годах совершать опустошительные набеги на земли Подольского, Галицкого, Волынского, Киевского воеводств, принадлежавших тогда Литве. Усилиями шляхтича Дмитрия Вишневецкого, позже ставшего запорожским кошевым атаманом, южная граница Польши охранялась крепостями на Днепре. Позже Вишневецкий перешел на русскую службу. Иван IV прикладывал серьезные дипломатические усилия в конце 50-х годов XVI в. по созданию антитатарской коалиции с западным соседом, но они не увенчались успехом. В 1559 г. экспедиция Адашева в Крым заставила хана Девлет Гирея искать диалога с Москвой. В 1564 г. состоялся обмен грамотами. В 1569 г. объединенное турецко-татарское войско потерпело неудачу в походе против захваченного Москвой астраханского ханства, а повторная попытка вернуть Астрахань и Казань закончилась в 1572 г. разгромом крымского войска при Молодях воеводой Воротынским. К концу XVI века Крымское ханство достигло предела своего могущества. Совместная турецко-крымская политика делала невозможным создание в Восточной Европе антитурецкого союза. Крымскому ханству платили дань племена адыгов; Молдавия, Польша и до 1685 года Россия. За вторую половину XVI века на Московское государство было совершено сорок восемь набегов крымских татар. Набеги совершались не только ханом, но и крымскими беками и мурзами по собственной инициативе. Московское государство защищалось от крымско-татарских и ногайских набегов укрепленными линиями, образованными цепочками больших и малых городов-крепостей – "засечными чертами". С 1632 года крымско-татарские войска регулярно нападали на Московское царство, доходя до Тулы, Каширы, Серпухова. За первую половину XVII века из русских земель татарами было угнано более 200 000 человек, около 4-х процентов населения, Украина потеряла еще больше. Во второй половине XVII века разгорается конфликт между польским правительством и украинскими казаками, к тому времени представлявшими серьезную военную силу. Гетман Хмельницкий пытался заручиться поддержкой Крыма в борьбе против поляков, но татары показали себя весьма ненадежными союзниками, лавируя между противоборствующими сторонами. В конце концов 8 января 1654 года в Переяславле был создан военный союз Украины и Московского государства, гарантированный протекцией московского царя над Украиной. Украина юридически освободилась от власти Польши и стала независимым государством. В 1660 году, после поражения под Чудновом на Волыни объединенного русско-украинского войска от поляков, Украина была поделена на две части – Левобережная часть осталась в составе Московского государства, а Правобережная часть опять вошла в Польское государство. Это было юридически узаконено договором, подписанным Польшей и Москвой в 1667 году в Андрусове. 27 апреля 1670 года между Россией и Крымским ханством был подписан мирный договор, в котором хан с оговорками признал включение Левобережной Украины в состав России. В конце 1679 года к хану Мурад-Гирею в Крым для определения границ между двумя государствами отправились московские послы Сухотин и Михайлов, но договориться с ханом не смогли. В августе 1680 года для окончания переговоров в Крым прибыли стольник Василий Тяпкин и дьяк Никита Зотов, договорившиеся с ханом Мурад Гиреем о перемирии на двадцать лет с 13 января 1681 года. В начале 1680-х годов Австрия, Венеция, Польша, Ватикан и Московское государство составили антитурецкую и антикрымскую "Священную Лигу". 21 апреля 1686 года между Россией и Польшей был заключен "вечный мир", произошел разрыв Москвы с Турцией и Крымским ханством. Россия и Польша договорились о совместной защите своих государств от крымских татар и Турции. Осенью 1686 года стотысячное русское войско во главе с князем Василием Васильевичем Голицыным начало первый поход в Крым "для избавления Русской земли от нестерпимых обид и унижений от татар". Ни этот, ни последовавший зимой 1689 года поход успехами не увенчались. |
Литература, искусство Сказание об Азовском сидении 1642 год«Сказание…» представляет собой облеченное в форму донесения («отписки») царю Михаилу Федоровичу поэтическое описание действительных событий — четырехмесячной осады Азова турками в 1641 г.Государственные документы Ярлыки крымского хана Девлет Гирея 1573, 1576 гг.Ярлыки крымского хана Девлет I Гирея, датированные 1573 и 1576 гг. Девлет Гирей (1512−1577 гг.) — хан Крыма в 1551−1577 гг.) вошел в историю ханства усмирителем и объединителем всех бейских родов Крыма, а также успешным большим походом на Московию, закончившимя взятием и сожжением Москвы, за что хан получил прозвище «Взявшего трон».Документы личного происхождения Переписка Ивана Грозного с Василием Грязным 1574, 1576 год.Уникальная по своему характеру переписка царя Ивана Грозного с опричным думным дворянином Василием Григорьевичем Грязным, представляет собой три письма. |