Все документы темы  


Польские авиачасти в СССР




В мае 1943 г. в Советском Союзе было начато формирование 1-й польской пехотной дивизии (ПД) имени Тадеуша Костюшко. При личной встрече со Сталиным ее командир, Зигмунд Берлинг (бывший начальник штаба 5-й дивизии армии Андерса), высказал мысль о целесообразности создания истребительной авиационной эскадрильи, укомплектованной поляками В то время как 1 -я ПД явилась краеугольным камнем новых польских сухопутных войск, отдельная эскадрилья должна была стать ядром вновь создаваемых ВВС Польши. Идея получила одобрение, и уже 7 июля по приказу Берлинга началось формирование 1-й ОИАЭ (отдельной истребительной авиаэскадрильи) Семнадцать воен- нослужащих из 1-й ПД, прежде имевших отношение к авиации, были направлены в советские авиашколы. Срок готовности эскадрильи определили жестким — уже 30 сентября ее планировали отправить на фронт. Одновременно на аэродроме Григорьевское (неподалеку от Рязани) началось формирование 1-го учебно-тренировочного отряда.

Во второй половине 1943 г руководство Советского Союза взяло курс на ускоренное создание польских частей и соединений на своей территории Так 10 августа 1-я ПД была развернута в 1-й корпус польских вооруженных сил (КПВС), а недоформированная еще эскадрилья — в 1 -и истребительный авиационный полк (ИАП) «Варшава»-(по штату 015/284 32 самолета Як-1) Первым его командиром стал капитан Тадеуш Вихеркевич Для укомплектования полка продолжили набор до- бровольцев. теперь уже из представителей всех родов войск — пехотинцев, артиллеристов, саперов . В то время Красная Армия начала освобождение Западной Украины, в связи с чем приток кадров в польские формирования значительно возрос В марте 1944 г 1-й КПВС развернули в 1-ю польскую армию, а в апреле полк «Варшава» был официально введен в ее состав. Штатную численность самолетов в нем довели до 40 машин, как в большинстве истребительных частей советских ВВС. Одновременно началось формирование 2-го польского НБАП «Краков» на самолетах У-2 (его первым командиром назначили бывшего начальника отдела боевой подготовки ВВС Северо-Кавказского военного округа полковника Йозефа Смагу) и 103-й отдельной связной авиаэскадрильи Обучение летного состава происходило с привлечением инструкторов из советского 46-го ЗАП. Весной 1944 г. уже около 600 поляков готовились в советских летных и авиационно-технических школах.

Вместе с тем следует отметить, что создание новых польских ВВС происходило в исключительно сложных условиях Большая часть опытных летчиков, избежавших плена после оккупации Польши и оказавшихся на территории СССР, в соответствии с достигнутой с союзниками договоренностью была отправлена в Великобританию, где продолжила борьбу с немцами. Весной 1944 г в двух авиаполках имелось всего шесть пилотов из «старых» польских ВВС, остальные же были «зелеными» новичками. Для укрепления польской армии кадрами, в первую очередь командными , руководство СССР приняло решение о переводе в ее состав ряда советских военнослужащих польского происхождения Сменив униформу,в строй новых польских авиачастей и соединений встали полковник Александр Ромейко (в 1947г. он стал Командующим ВВС Войска Польского), подполковник Ержи Богдановски, майор Вацлав Козловски, капитан Филип Тышкевич и другие Подбор старших офицеров, возглавивших соединения и штабы польского союзника, лично контролировал И Сталин «Нам не безразлично кто будет стоять во главе частей и соединений польской армии,» — сказал он на одном из совещаний. — «Это должны быть люди, преданные новому демократическому строю, способные постоять за интересы своего народа, показавшие себя в боях». В результате почти все без исключения руководящие должности (от командира эскадрильи и выше) в ВВС Войска Польского в годы войны были заняты проверенными советскими офицерами Подготовка экипажей для 1 -го ИАП была закончена в мае, а для 2-го НБАП — только в июле 1944 г. Следует отметить, что процесс формирования частей и обучения летно-технического состава сильно отставал от потребностей быстро расширявшихся польских вооруженных сил. Полковник Смага, возглавивший авиационный отдел 1 -й польской армии (в июле 1944 г ее преобразовали в 1-ю армию Войска Польского), пред- ставил проект плана создания национальных ВВС в составе восьми авиадивизий (660-760 самолетов). Пять из них планом предусматривалось довести до боеготового состояния всего за полгода, а полностью закончить этап комплектования к 1 мая 1945 г.

Очевидно, что столь резкое наращивание авиационной группировки только за счет новобранцев было невозможным В связи с этим руководство СССР решило сформировать «псевдопольские» авиационные части, и первой из них стал советский 611-й ШАП подполковника И. Я. Миронова, в апреле 1944г. переданный из б-й ВА в состав 1-й армии Войска Польского. Предварительно полк доукомплектовали до штатной численности самолетами и экипажами В августе все три упомянутые авиачасти были сведены в 1 -ю польскую смешанную авиадивизию (САД) под командованием полковника Турыкина, в том же месяце соединение было брошено в бой на варшавском направлении.

Между тем наращивание численности польских сухопутных войск продолжалось ускоренными темпами. В августе 1944 г было принято решение о развертывании 2-й армии, а в октябре — 3-й армии Войска Польского Тогда же принципиально был решен вопрос о создании Польского фронта. Для обеспечения авиационной поддержки фронту следовало иметь полнокровную воздушную армию (ее управление решили развернуть на базе советской б-й ВА, расформированной в связи с сокращением протяженности советско-германского фронта), и вскоре в составе Войска Польского появились три новые авиационные дивизии Одновременно 1 -я польская САД сменила номер и стала 4-й 1-ю польскую БАД вооружили самолетами Пе-2 Для ее формирования были использованы управление советской 184- й БАД и два бомбардировочных авиаполка 458-й майора Белоглазова, прежде летавший на СБ (он стал 4-м польским БАП), и 719-й майора Баженова, ранее летавший на Р-5 (он стал 3-м польским БАП). Еще один недостающий полк (5-й польский БАП майора Домобаева) сформировали из летного состава, набранного «с бору по сосенке» в частях советской 4- й авиадивизии особого назначения. Все три полка укомплектовали по 32-самолетному штату, добавив из запасных полков в общей сложности 24 экипажа. Командиром дивизии стал подполковник М. И. Мартынов.

Переучивание и подготовка к боевому применению 3-го бап производились на казанском аэроузле, 4-го БАП — на аэродроме Выползово в Московском военном округе, а 5-го БАП — при 11 -м запасном авиаполку в Кировограде. Позднее все три полка перебросили в Киевский ВО на аэродромы Миргород и Пирятин, где отрабатывалось бомбометание и полеты строем. Инструкторами в частях были представители 9- го ЗАП. В феврале 1945 г., не успев завершить подготовку из- за перебоев с горючим и нелетной погоды, 1-я польская БАД в составе 98 экипажей убыла в состав ВВС Войска Польского. По состоянию на 1 апреля 1945 г. дивизия имела на вооружении 79 бомбардировщиков Пе-2 и четыре учебных УПе-2. Однако боевые действия в Европе закончились до того, как поляки освоили «пешки». Лишь 4-й польский БАП по меркам того времени считался подготовленным для боевых действий днем, а шесть его экипажей могли действовать ночью в ПМУ.

Оргмероприятия по созданию 2-й польской ШАД на самолетах Ил-2 начались в сентябре 1944 г. в Харьковском ВО. На формирование соединения были обращены следующие советские авиационные части:

* управление 1-й учебно-тренировочной авиабригады 1 ВА;

* 658-й шап из 6 ВА, переименованный в 6-й польский ШАП (командир подполковник Вийк);

* 382-й ночной БАП из 16-й ВА, переименованный в 7-й польский ШАП(командир капитан Петрищев);

* 384-й ночной БАП из ВВС МВО, переименованный в 8-й польский ШАП (командир капитан Зимин).

Полки пришлось наполовину доукомплектовать летчиками- новичками из школ и на 70% — воздушными стрелками (поляками по национальности). Последние проходили подготовку в 67-й школе младших авиационных специалистов (ШМАС). Все три полка формировались по 32-самолетному штату, около 45% летчиков имели боевой опыт применения Ил- 2. Командиром дивизии назначили полковника Ш. А. Дзамашвили(!!).



В марте 1945 г. 2-я ШАД была направлена на Варшавский аэроузел в распоряжение командующего ВВС Войска Польского дивизионного генерала Федора Полынина (в Польше бывшего командующего советской 6-й ВА «перекрестили» в Теодора). В ее полках на этот момент имелось по пять-шесть пилотов, прибывших на доукомплектование в январе-феврале и не успевших закончить программу. Основная группа молодого летного состава получила тренировку в объеме 45-50 часов налета на Ил-2 и считалась, по военным меркам, вполне подготовленной. На вооружении дивизия имела 102 штурмовика Ил-2 и 4 учебных УИл-2.

В сентябре 1944 г. директивой Генерального штаба Красной Армии было предписано сформировать 3-ю польскую истребительную авиадивизию (ИАД) на самолетах Як-9. Также как и два другие соединения, она создавалась на основе советских частей:

* 248-й ИАП из 16-й ВАстал 9-м польским ИАП (командир подполковник Бодрашов);

* 246-й ИАП из 16-й ВА стал 10-м польским ИАП (командир майор Кожевников);

* 832-й ИАП из 15 ВА-й стал 11-м польским ИАП (командир майор Полушкин).

Все эти авиаполки обладали боевым опытом. Так, 248-й ИАП имел трехлетнюю боевую историю. Полк был сформирован в октябре 1941 г. по 20-самолетному штату из личного состава Сталинградской военной школы пилотов и первое время именовался Сталинградским ИАП. В конце ноября часть, вооруженная истребителями И-16 и Як-1, была включена в состав истребительной авиадивизии «Кубань», а позднее передана в 74-ю ИАД. В период летних боев 1942 г. полк сра- жался на Юго-Западном фронте. Под стать 248-му ИАП был и полк майора Кожевникова, который в ноябре 1944г. имел почти 100% летчиков, уже «понюхавших пороху».

Возглавил 3-ю ИАД полковник И. Хлусович. Пополнив дивизию личным составом и техникой, в октябре 1944 г. ее перебросили в Харьковский ВО на аэродромы Карловка, Красноград, где пилоты приступили к выполнению плана учебно-боевой подготовки со средним налетом по 19 часов на экипаж. В отличие от большинства советских истребительных полков, в то время перешедших на 40-самолетный штат, части 3-й ИАД на момент отправки в состав ВВС Войска Польского (февраль 1945 г) имели по 32-35 машин.

Позднее они получили еще по три-шесть Як-3, предназначенных для звена управления и наиболее опытных пилотов. Летный состав полков был подготовлен к ведению боевых действий днем в простых, а 40 летчиков — днем в сложных метеоусловиях, большая часть летного состава дивизии (до 75%) обладала боевым опытом.

Все три вновь созданные «польские» дивизии объединили в 1 -и смешанный авиационный корпус (САК). Его возглавил бывший командир 9-й гвардейской ШАД генерал-майор Ф. А. Агальцов, ставший впоследствии в СССР маршалом авиации, заместителем Главкома ВВС. В октябре 1944 г. 611-й полк сменил наименование и превратился в 3-й польский ШАП, однако 3-й БАП сохранил свой номер.

Помимо боевых частей первой линии, в 1944 г. в состав ВВС Войска Польского были переданы советские 141-й санитарный (он стал 12-м польским САП, командир — подполковник Петров), 713-й транспортный (стал 13-м ТРАП, командир — майор Казаков), 233-й связной (стал 17-м АП связи, командир подполковник Тарасов) авиаполки и целый ряд других частей и подразделений. В марте 1945 г. в 46-м ЗАПе специально для польских ВВС сформировали два транспортных авиаполка на самолетах По-2: 18-йи 19-й. Большая часть пилотов и штурманов в этих полках была польской национальности из числа набранных в авиашколы осенью и зимой.

«Заключительным аккордом» стала передача в Войско Польское 93-го отдельного корректировочно-разведывательного полка майора Соловьева (в апреле 1945 г. его преобразовали в 14-й польский ОКРАП. Кроме того, с целью ускорения подготовки кадров еще в декабре 1944 г. был сформирован 15-й польский запасной авиаполк (командир подполковник Плаксий), а в районе Замостье на польской территории развернуто 1 -е объединенное авиационное летное училище, которое возглавил генерал бригады Йозеф Смага.

В боевых действиях польские авиаполки впервые приняли участие 23 августа 1944 г. В этот день совершила боевой вылет четверка истребителей Як-1 из 1 -го ИАП, которая совместно с парой советских «Яков» из 233-го полка прикрывала штурмовики 611 -го ШАП. На первое боевое задание группу истребителей «Варшавы» повел сам командир полка подполковник И. Талдыкин, ведущим второй пары он назначил начальника воздушно-стрелковой службы полка капитана О. Матвеева. Ведомыми летели «настоящие» поляки — поручик Витольд Габис и хорунжий Эдвард Хромы. Советские летчики из 233-го ИАП Жигаев и Бейзак выступали в роли инструкторов, «вывозящих» новичков в район боевых действий. Специально для этого 233-й истребительный минский авиаполк выделил десять опытных пилотов. Самолеты из полка «Варшава» несли обычные для советских ВВС опознавательные знаки и бортовые номера из одной или двух цифр (от 2 до 49). Единственным внешним отличием являлись польские бело- красные «шаховницы», нанесенные на бортах фюзеляжа впереди и чуть ниже козырьков фонарей.

В начале сентября 1-й ИАП получил необычное задание: вскрыть артиллерийскую позицию вражеского орудия особой мощности. В тот период советское командование считало, что обстрел наших войск огромными «чемоданами» ведет сама «Большая Берта». На деле это мнение оказалось ошибочным’ 2 сентября, (как отмечено в документах — Прим. авт.) патрулировавшая в 20 км юго-восточнее Варшавы пара «Яков» хорунжего Романа Вержницки обнаружила на замаскированной огневой позиции в лесу два орудия типа «Адольф» калибра 406 мм В воздух были немедленно подняты штурмовики (в том числе и из 611-го ШАП), которые атаковали вражескую батарею бомбами и реактивными снарядами Вплоть до окончания варшавской наступательной операции, завершившейся 22 января 1945 г., основным типом самолета в 1 -м ИАП оставался Як-1. За пять месяцев боевых действий полк выполнил 620 боевых вылетов, в большинстве своем на прикрытие штурмовиков и авиаразведку. В 109 случаях «Яки» обстреливали с пикирования вражеские наземные цели. Потери полка за этот период составили пять самолетов, сбитых зенитной артиллерией противника В четырех воздушных боях с немецкими истребителями счет не был открыт ни одной из сторон.

В конце января 1 -и ИАП «Варшава» перебазировался в Будгощь, где получил новенькие Як-9М и Як-9Т Польские опознавательные знаки на «девятки» нанесли по-новому: на капоте под выхлопными патрубками, а бортовые номера некоторых машин перевалили за сотню. 20 января пара Жовницки-Боев из эскадрильи, сохранившей на вооружении Як-1, атаковала и повредила Не111 Н В условиях низкой облачности вражескому самолету удалось ускользнуть. В феврале полк понес первые потери от зениток и воздушного противника: погибли капитан О. Матвеев и подпоручник Й. Гощиуминский. Март тоже не порадовал в авиационной катастрофе сложил голову командир 1 -го ИАП подполковник И. Г. Талды-кин (врезался в железнодорожную насыпь при заходе на посадку в сложных метеоусловиях пос ле боевого вылета), не вернулся на свой аэродром хорунжий А. Брох. На заключительном этапе войны полком командовал майор В. Гашин Всего за период с 2 февраля по 13 апреля полк выполнил 213 боевых вылетов, в 121 из них пилоты штурмовали наземные цели. Вторая половина апреля наконец- то принесла успех в воздушных боях с истребителями- штурмовиками РЛ/190Р удалось сбить пять и повредить один неприятельский самолет без потерь со своей стороны. Первым из польских пилотов вражеский штурмовик уничтожил подпоручник Калиновский в районе Бад-Фрейвальде.

Пилоты 3-й польской ИАД приступили к боевым действиям с 24 апреля 1945 г. совместно с летчиками полка «Варшава», уже достаточно хорошо знакомыми с обстановкой на фронте. 25 и 26 апреля польские истребители сумели сбить три Fw-190 «достоверно» и еще один — «вероятно». А на следующий день группа Як-9 из полка «Варшава» была внезапно атакована одиноким Як-3, вероятно, трофейным Нападение немцу не удалось, и он предпочел скрыться в облаках. Девятый, и последний, сбитый появился на счету «Варшавы» 1 мая, когда подпоручник Александр Вербицкий сумел поджечь Вf109. Наибольший боевой счет среди летчиков-истребителей польской национальности (на советско-германском фронте) был у подпоручника Виктора Калиновского (два РМ/190, сбитые 19 и 25 апреля 1945 г.). За 136 боевых вылетов и уничтоженные вражеские самолеты летчик был награжден орденами «Виртути Милитари» и Отечественной войны 2-й степени. Отличились также и пилоты 3-й ИАД, за полторы недели боев они сбили 5 штурмовиков Fw190Р-8 и два разведчика — Нs126 и Fw156. Вскоре после окончания боев за Берлин дивизия получила почетное наименование «Бранденбургской».

Как уже упоминалось, 23 августа 1944 г штурмовики из 611 — го ШАП впервые вылетели на боевое задание с польскими «шашечками», нанесенными на капотах моторов под выхлопными патрубками. Задачей пары «Илов», которую повел на задание хорунжий Мироненко, стала разведка артиллерийских позиций неприятеля. Месяц спустя в бою над Варшавой 611-й полк понес первую после передачи в состав польских вооруженных сил потерю: с задания не вернулся штурмовик поручника Миронова. А еще через неделю воздушный стрелок сержант Жуберский «отправил в нокаут» немецкий истребитель, который не успел увернуться от 48- граммовых пуль пулемета УБТ В большинстве случаев прикрытие штурмовиков осуществляли «Яки» из состава 1 -го ИАП «Варшава».

19 января 1945 г, спустя два дня после освобождения Варшавы полк, сменивший номер на 3-й ШАП, 27 экипажами принял участие в авиационном параде над польской столицей В феврале Илы с польскими опознавательными знаками на капотах моторов под прикрытием истребителей из советской 282-й ИАД наносили удары по немецким войскам в районах Штеттин, Шнейдемюль, Ястров, Познань 1 марта 1945 г. в течение одного дня польские штурмовики 55 раз вылетали на боевые задания, обеспечивая продвижение частей 1-й армии Войска Польского. Только за этот день они уничтожили шесть артиллерийских орудий и 12 автомашин, подавили огонь двух артиллерийских и трех минометных батарей противника А в период с 9 по 15 марта в прицелах штурмовиков появились новые цели — морские 1 -я армия Войска Польского совместно с советской 1-й гвардейской танковой армией устремились на север, к побережью Балтики В порту Кольберг пилотам 3-го ШАП удалось потопить транспорт и четыре самоходных баржи Листовка, подготовленная командованием Войска Польского, отмечала особое значение выхода к морю. «.после шести лег польское знамя снова развевается над побережьем. Польша возвращается на Балтику Возвращается более сильная, чем прежде, чтобы прочно закрепиться на море».

Боевую технику для полков 2-й польской ШАД в январе- феврале 1945 г перегоняла на аэродромы Рогань и Основа группа из 30 наиболее подготовленных пилотов полковника Дзамашвили В начале апреля соединение приступило к перебазированию на польские аэродромы, а 12 апреля сосредоточилось на аэродромном узле Лодзь. 16 апреля, когда началось решающее весеннее наступление Красной Армии и ее союзников на Берлинском направлении, было принято решение ввести в бой свежие польские авиационные соединения. 24 апреля полки 2-й польской ШАД приступили к нанесению ударов по немецким войскам, прорывавшимся Берлину с северо-запада. Во взаимодействии с истребителями полковника Хлусовича штурмовики уничтожали живую силу и технику противника, ожесточенно атаковавшего передовые эшелоны 1 -и армии Войска Польского, и тем способствовали полному окружению берлинской группировки врага. Именно в этот день части 1-го Украинского и 1 -го Белорусского фронтов замкнули кольцо вокруг германской столицы В дальнейшем штурмовики 2-й ШАД громили колонны отступающих немецких войск, а 29 апреля сожгли три вражеских самолета на аэродроме Нойруппин. Последний боевой вылет «Илы» совершили 3 мая 1945 г. К этому времени на счету польских штурмовых авиачастей были 25 подбитых танков, более 1300 автомобилей, 290 железнодорожных вагонов и много другой техники врага «Кукурузники» из 2-го НБАП «Краков» приступили к выполнению боевых вылетов в августе 1944 г. Помимо бомб, По-2 с бело-красными «шашечками», нанесенными на фюзеляжах перед обрезами кабин пилотов, сбрасывали и другие грузы. Так, со второй половины сентября, вместе с экипажами 9-й гвардейской ночной бомбардировочной авиадивизии, они начали переброску вооружения, боеприпасов и продовольствия для восставших жителей Варшавы. Всего было сброшено 156 минометов, 505 противотанковых ружей, 2667 автоматов и винтовок, а также более три миллиона патронов. Надо признать, эта помощь заметно запоздала, но Сталин и не думал способствовать освобождению польской столицы силами «Армии Крайовой», руководимой из Лондона. По мнению Черчилля, «дядюшка Джо» был задет и чувствовал себя оскорбленным, поскольку ни англичане, ни польское эмигрантское правительство, инициировавшее восстание, не пожелали заранее предупредить о нем советское командование и скоординировать планы. В результате за эту авантюру политиков десятки тысячи варшавян заплатили своими жизнями, а в отношениях между СССР и Польшей появился еще один повод для взаимной неприязни. Но экипажи авиаполка «Краков» всего лишь выполняли приказы, и делали это с постоянным риском для жизни На протяжении осени 1944 г. почти каждую ночь самолеты 2-го НБАП поднимались в воздух, изматывая противника и нанося ему внезапные точечные удары. Ценой двух сбитых По-2 удалось уничтожить 30 автомобилей, 12 орудий, два прожектора и девять складов боеприпасов. В январе 1945 г. «Поликарповы» в парадном строю во главе с командиром полка майором С В.Воробьевым пролетели над освобожденной Варшавой, а затем снова вернулись к своей опасной работе и закончили ее только в конце апреля.



По состоянию на 1 мая 1945 г. польская авиагруппировка сражавшаяся на советско-германском фронте, оказалась довольно впечатляющей: 154 истребителя (117 Як-9, 24 Як-1 и 13Як-3), 140 штурмовиков Ил-2 и 39 ночных бомбардировщиков По-2 (кроме того, в отдельных подразделениях связи и обеспечения имелось еще 114ПО-2ВС!). Итоговая статистика боевого применения польских авиационных соединений на советско-германском фронте такова: в боях за Варшаву было выполнено 3937 самолето-вылетов, в Восточно-Померанской операции — 1401, при форсировании Одера и в боях за Берлин — 4492. В приказах Верховного Главнокомандующего шесть раз отмечались боевые успехи польских летчиков. По отчетам частей и соединений за период с ноября 1944 г. по май 1945 г. ими было сброшено 418 тонн бомб, уничтожены 794 автомашины, 20 танков, до 270 железнодорожных вагонов и 27 паровозов, 106 артиллерийских орудий, а в воздушных боях сбиты 16 самолетов врага. Собственные боевые потери за этот период составили 12 самолетов (еще одна катастрофа и три аварии считались «связанными с боевыми действиями»). Огромную помощь, которую оказал Советский Союз в деле возрождения польских вооруженных сил, высоко оценивали руководители послевоенной Польши. Ведь помимо самолетов, орудий и танков они получили в свое распоряжение десятки тысяч подготовленных военных специалистов, аэродромы, военные городки и многое другое. Уже в июле 1945 г. был произведен первый выпуск воздушных стрелков и стрелков- радистов для Пе-2 и Ил-2 в 1 -м объединенном авиаучилище, а в 15-м польском ЗАПе к 30 мая 1945 г. вылетели самостоятельно 111 курсантов. В беседе со Сталиным В. Гомулка как-то поинтересовался: «Сколько мы должны платить Советскому Союзу за вооружение, которое получила Польша?» «За кровь нет платы. Союзники кровью не торгуют», — ответил Сталин. Кто знал тогда, как повернется колесо истории на рубеже веков...

дата ФИО пилота Обстоятельства гибели
10.08.1943 Вацлав Козловский разбился в тренировочном вылете
10.08.1943 А. Коровин инструктор, разбился в тренировочном вылете
22.10.1943 мл.хорунжий Йежы Черны
18.11.1943 Иван Бондар инструктор, погиб в тренировочном вылете
18.11.1943 хорунжий Ришард Божековский
06.08.1944 майор Зигизмунд Киселёв
??.04.1944 Гаврилов Андрей ??

инструктор, погиб в учебном вылете

25.07.1944 хорунжий Ян Грабаж
24.09.1944 майор Тадеуш Вихеркевич сбит ЗА на Як-1 04173 б/н «4», попал в плен
13.02.1945 хорунжий Йозеф Гощюминский сбит в бою с двумя Bf 109G, Як-9 3715353 б/н «53»
14.02.1945 капитан Олег Матвеев сбит ЗА на Як-9 3215686, б/н «86»
15.03.1945 хорунжий Александр Брох не вернулся из боевого вылета на самолёте Як-9 б/н 81. Вероятно разбился в морю около 13.00.
16.03.1945 Талдыкин Иван  Г. Погиб в боевом вылете, разбился в 16.00 на самолёте Як-9 345315 б/н 15 в районе Полчына. По документам полка пилотажная ошибка.
20.04.1945 хорунжий Роман Дариуш Вежхницкий погиб во время взлета из Барнувка на самолете Як-9 33153819 б/н 19. Небоевая потеря.
23.04.1945 лейтенант Анатолий Широкун разбился во время посадки после боевого вылета. Самолёт Як-9 4115304 б/н 04 сгорел.


А.МЕДВЕДЬ

Источник: http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/polska/polska.htmlТеги: Республика Польша, Польские вооруженные формирования в армиях, воюющих против Германии, Исследования и аналитика

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"