Все документы темы | ||
|
Вановский А. А. Письмо Бердяеву Н. А., 2 февраля 1934 г.Вановский А. А. Письмо Бердяеву Н. А., 2 февраля 1934 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 510—511. — [Т.] V. 510
2 фев. 1934. Дорогой Николай Александрович, Вашу открытку с извещением о выходе моей статьи в ближайшем номере «Пути» я получил. То немногое, что писал до сего времени, печаталось на японском языке и потому оставалось недоступным для русского читателя. Теперь, благодаря Вашему любезному вниманию, попадаю в русский журнал, за что Вам премного признателен. Письма, о котором Вы пишете, я не получал. Вообще письма, если направлять их через Сибирь, иногда пропадают. Через Америку лучше, но зато много дольше. Книгу об Апокалипсисе я постепенно заканчиваю. Собственно говоря, тема много шире, так как я рассматриваю учение и жизнь Христа в свете Апокалипсиса. Но, конечно, анализ Апокалипсиса стоит в центре работы, ибо из него-то я и исхожу.12 За этой работой я совершенно отстал от жизни и ничего другого не читаю, даже не слежу за газетами, а узнаю о новостях от знакомых. Времени у меня мало, занят в университете, а кроме того возня с хозяйством, ибо я живу один и обхожусь без прислуги. Все же работа двигается и скоро начну ее перепечатывать на машинке. В одном из номеров «Пути» прочитал Вашу статью о «генеральной линии» советской философии13. Мне попадалась иногда в руки «безбожная литература», но о существовании безбожной схоластики, опирающейся на Ленина, я и не подозревал. Особенно интересны итоги, что Вы подводите в своей характеристике. Вообще я слежу за Вашими работами, только вот по философии я боюсь читать, или, лучше сказать, по чистой философии. Это у меня еще с Вологды, когда передо мной раскрылась бездна «гносеологии», о существовании коей я впервые узнал от Вас. Как-то на днях мне попался номер «Совр<еменных> Зап<исок>» за 1927 г. со статьей Ремизова «Северн<ые> Афины»14, в которой он вспоминает нас с Вами. Но обо мне он ничего не говорит, мы с ним почти не встречались. Читая его статью, я с удовольствием вспоминал беспечальное, ссыльное житье. Это было хорошее время. Я служил техником в земстве — строил школы, больницы и проводил дороги, а между делом занимался охотой на уток, к чему питал большую страсть. Принимал также участие в бесконечных диспутах о задачах революции, нисколько не подозревая, что когда-нибудь она так обманет все наши большие ожидания. Теперь времена другие: зверь вышел из бездны и наложил на мир свою страшную печать. Много всяких невзгод придется еще пережить, пока кончится его царство. Знаете ли Вы о существовании журнала «Благовест»? В № 10 за 1933 г. есть толковая статья «Библия и современная Археология». Католики, по-видимому, деятельно работают среди русских в Париже. Пока всего лучшего. Искренне пред<анный>
Привет Лидии Юдифовне и Вашей сестре15. P. S. На днях я встретился с Л. В. Гоэром16, приехавшим в Японию из Парижа. Он изучает буддизм и рассказывал мне о том, что ему приходилось спорить с Вами по вопросам буддизма. Вообще он немножко познакомил меня с интересами русской колонии в Париже. Собираюсь еще повидаться с Муратовым17, который живет пока в Токио и дальше едет в Маньчжурию. Мне нужно кой-что спросить его об Италии, которую он хорошо знает. |