Все документы темы  


Сувчинский П. П. Письмо Трубецкому Н. С., 20 февраля — 24—4 апреля 1924 г.

Сувчинский П. П. Письмо Трубецкому Н. С., 20 февраля — 24—4 апреля 1924 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 482—485. — [Т.] V.

482

7

20/II—24—4/IV—24

Дорогой Николай Сергеевич,

Вы обещали дать отзыв относительно плана следующего «Временника», но, видимо, забыли. Между тем следует заблаговременно обдумать его содержание, т. к. судя по всему, интерес к евразийству после выхода «Временника» сильно возрос. Было бы досадно, если следующий № окажется слабым. Знаете ли Вы о выступлении Варшавской евразийской группы и отзыв в газете «За свободу»? Это выступление было нами организовано отсюда, и кажется имело большой успех. На днях получены интересные письма из России, рисующие евразийское движение. На днях П. С. выезжает в Данциг и Варшаву для свидания кое с кем.** Я собираюсь, если будут деньги — в Париж. Летом нам непременно нужно всем свидеться.

Был здесь проездом Арсеньев, который разминулся со своей визой и потому не попал к Вам. Я всячески напирал на него в том смысле, что он разъезжая по Сербии — говорил бы о евразийстве. Обещал, но ведь от него много не дождешься. Пока что, к братству относится отрицательно, хотя как всегда с церемониальными оговорками. Шахматов43 также вышел из братства — это Вы, вероятно, уже знаете от Сав.

Как Вы отнесетесь к идее пригласить в след. Временник, в качестве спеца-историка Карсавина44? За эту зиму он сильно подтянулся. По отношении к катол. и ордену — он единственный из здешних — относится крайне отрицательно. К евразийству относится сочувственно. Много говорил с ним и думаю, что предложение принял бы охотно. Я очень хорошо знаю все его слабые стороны. Знаю что это вызовет большое раздражение И. А. Ильина, но в то же время считаю, что следует иметь во всех областях первоклассных спецов, следует расширять круг авторов. Участие Карсавина обратило бы внимание на евразийство совсем иных кругов. Тему нужно ему дать чисто специальную. Вернадский относится к нему как историку с большим уважением. Мы с ним об этом говорили. Кроме того — советует как-то «полеветь». Правые во всех выступлениях

483

положительно шельмуют нас своими похвалами. С Карсавиным — я пока ничего не говорил и если мое предложение окажется не подходящим, то это ничего не повлечет за собой, но у меня есть какое-то чутье, что из приглашения Карсавина — может выйти некоторая польза евразийству. Молодежь и наши молодые ев-цы с большим сочувствием о нем отзываются.

По-моему, Вы должны развивать Ваши идеи о социальной стороне обрядности и старо <нрзб.>. Эта тема — замечательная. Но кроме того — напишите что-нибудь и историософийское. В следующем № мне кажется нужно ставить себе 2 задания: усилить историоф. и отделиться от консервативной реставрации.

Марков опять — приставал ко мне в церкви и просил свидания. Я опять его тут же обложил и он все смиренно выслушивает. Возле Н. Н.* — идут кажется страшные интриги. Бог даст через ½ и это развалится. Сав. получил от Товстолеса45 восторженное письмо о «Временнике» и обещание работать и помнить. Ливен по его словам в самодовольном и патологическом послушании у от. Серафима, причем, видимо, смакует всю глупость последнего. К евразийству относится отрицательно, ссылаясь на Флоровского. Между прочим на днях Бердяев получил от Флоровского — неожиданное письмо в котором Г. В. «после первого собрания братства Софии» — вдруг ополчился против него и почувствовал всю «ложь» этого объединения. Но после этого — судя по письму Сав. — он уже двадцать раз переменил свои суждения.

Вчера имел длинный разговор с Евлогием. Я начал с того, что спросил его мнение о «Временнике». Он отозвался восторженно. Потом, я ему сказал, что мы считаем своим долгом довести до его сведения, что наша группа, а за ней и многие другие — по отношению к некоторым вопросам, волнующим русских православных людей — имеет существенно иное отношение, чем некоторые богословские круги. Мы считаем, что не нужно смешивать вульгарную политику с церковью, как это делают «правые», что следует начисто отделить ту сферу политики и общественности, в которой следует широко идти навстречу фактам революции, где даже допустимы компромисы — от сферы религиозно-исторических ценностей России — где никакие попустительства не допустимы. Потом зашла речь об «Ордене». Он попросил прочитать Ваше письмо. Я взяв слово — что читаю только ему лично, для уяснения всех деталей — исполнил его просьбу. Оно ему страшно понравилось. Он сказал, что и не подозревал, что наши разногласия так существенны. Сказал, что понимает и сочувствует нам, что мы «подлинного православия», тогда как «профессора» только еще «стучатся» в Церковь и что ему и это дорого. Так умилительно, когда профессор (напр. Бердяев!) говорит что он верует!! Как видите — мягкость Евлогия всему виной. Думаю однако, что мое заявление на него произвело некоторое впечатление. Он жаловался на Карташова, сожалея, что он погряз в политике. Видимо, Евлогий, — не очень сочувствует Н. Н. Не так давно меня почему-то выбрали членом приходского совета. В нем сидят либо идиоты, либо черносотенцы. Думаю, что рано или поздно придется уйти, т. к. положительно оппозиций составить нельзя. В Берне появился странный тип — некто Троицкий. Он спекулянт. Ему все эмигранты должны свои деньги, а он <нрзб.> их и выплачивает в валюте огромные ежемесячные %. Можно просто сказать, что вся берлинская и парижская эмиграция у него в руках. При этом все ему верят на слово. Это какой-то психоз. Вот этот тип и завладел Церковью. Взял на свой счет содержание всего <нрзб.>. Затратил на Церковь колоссальные деньги и теперь у него все в руках. Кроме того они всюду. — Все (божеские) предприятия

484

и союзы — захвачены им и его благотворительностью. Говорят, что в одном Берлине он раздает 20.000 дол.! Что-то странное и подозрительное. Конечно он делает массу добра, но вся атмосфера возле него и весь <нрзб.> — невыносим. Он избран церковным старостой. В Церкви возле него целая опричина. Какие то молодцы — наводят порядок, всех расталкивают, выдают билеты. Народ, запуганный его благотворительностью покорно раступается и молчит. Стиль всего этого — губернаторской родовой церкви в захолустной губернии. О Тихон — конечно весь на его стороне. Троицкий без ведома всех заказывает роспись храма и иконы, ужасающего вкуса и вообще всем командует. Пишу Вам об этом, т. к. это является сейчас притчей на всех устах и очень тягостно некоторыми переживается. Евлогий также отвиливает и политиканит. «Правые» считают, что Троицкий провокатор, подослан большевиками для разорения эмиграции. Со всех сторон все это странно.

Сегодня получил Ваше письмо.

По-моему Бул. все таки следует ответить на один пункт его письма. Орден был утвержден Патриархом в 1918 г. С тех пор прошло в страшных <нрзб.> гонениях на Церковь. Можно ли после всего что было — с такой безответственностью действовать!

Ведь еще в 1918 г. — Карташов собирался устраивать «вечера любви» на частных квартирах и с преломлением хлеба (!!!). Надеюсь, что теперь он такой сектанщины и безвкусицы не проповедует... Все письма — конечно, отписка. Что касается след. «Временника» — то его «ударность» д. б. сосредоточена в трех статьях: во вступлении, в статьях Сав., Вашей и моей. Мы имели в виду, что Вы в последнюю минуту, как и в прошлом году, после нашего съезда напишите короткую статью в <нрзб.> Не могли бы Вы Ваши исторические мысли о лесе, степи и тотаризации как нибудь включить в Вашу этнографическую статью. Таким образом — научная ответственность переносится в Вашу специальность, а мысли по истории остаются как бы побочной темой и иллюстрацией.

Мы с Савицким — очень на них настаиваем. Они замечательны. Садовский46, насколько я знаю, имел в виду дать глубокий анализ и критику фашизма; Его ценность, но и непригодность для России. В смысле огосударствовления новых народных слоев и создания нового правящего класса — я думаю фашизм явление большое; но оно окрашено в тона шовинизма и мелкобуржуазного шовинизма. Богословская ст. очень нужна. Но кто ее напишет.

Арсеньев собирается дать статью о русских мучениках. Ему поручать специфически богослов. ст. — опасно.

Я не боюсь, что бы мы «секуляризиров <нрзб.>».

Ведь религиозная сущность — будет дана во всех статьях. В сущности в 3-м «Временнике» чисто богословской ст. ведь не было, но он тем не менее религиозно очень выразителен. М. б. — <нрзб.> заказать противокатолическую ст. Карсавину? — Он на днях по этому поводу очень ярко говорил. Или же дать ему тему «о двух традициях русского богословия» — т. е. о традиции Хомякова47, Спасского48, Болотова49 и др. и — Соловьева, Бердяева и Кº?

Конечно строгого разделения на 2 части — мы не имеем в виду. Мы думали только что не следует ослаблять историсофийскую нашу базу и потому хотели вынести вперед. Но это еще можно обговорить.

В. Н. Ильин50 — написал очень хороший обзор гонения на православие в Петров. и екатер. эпоху*. Бицилли еще ничего не ответил и думаю что из его

485

участия ничего не выйдет. Вот на случай его отказа мы и думали приберечь Карсавина.

500 л. — для «сократителя» перешлю Вам через 10 дней. Наше безденежье ужасающе. Меллер по видимому увиливает. Все статьи для амер. сб. — посланы какой-то американке для ознакомления через Арапова. Ответа еще нет. Г. Н. Родзянко обещала достать деньги для «Временника»*. По-моему, хорошо, что будет <нрзб.> стиль. Ведь мы в сущности пока имеем возможность выходить 1 раз в год. Кроме того есть надежда на г-жу Исакову, и др. Арапов из Варшавы проедет прямо в Лондон для раздобывания средств. Не можете ли и Вы что-нибудь сделать в этом отношении. Вот бы соорудить поездку в Америку, примеру бар. Врангеля. В смысле практической работы — мы за эту зиму сделали очень много. Страшно досадно, что нельзя обо всем писать. Как я убедился на практике — обращать в евразийство людей очень легко, но это до поры до времени ни к чему, ибо все «обращенные» садятся на шею, требуют «заданий» и проч. Вообще следует летом нам как-то сформироваться. Если Ваши студенты жаждут действий — то свяжите их с Араповым (по моему адресу). Он умеет писать письма и давать «задания». Очень надеюсь повидаться в Париже (если попаду) с Мирским. Звать ли в «Временник» Карташова? По-моему вся эта клика Бунин — Мережк. — Н. Н. — ужасна!

Только что говорил со Степуном51. Из него «нео-с-ры» — делают своего идеолога. Кажется молодые е-с-ры (в том числе Бунаков52, Руднев53, Кускова и др.) хотят основать новую партию «национал-демократия», отделившись от Чернова54, Керенского55, <нрзб.> и т. п. Называют себя новыми нео-славянофилами или даже «евразийцами». Я все-таки показал Степуну все наше отличие от них и сказал, что де до тех пор, пока с-ры не признают религиозных ценностей русского народа — с ним говорить нечего.

Но говоря между нами, конечно, как-то с «народниками» говорить нужно. Нужно создавать идею народной монархии, идею новой династии и все монархические эмоции нынешней России — пустить по новому руслу, отведя их от реставрационных мракобесов.

Что Вы об этом думаете и как говорить с этими господами? Их всех страшно интригует и сбивает наше отрицательное отношение к Н. Н.

Вообще очень досадно, что Вы и П. Н. — живете как то в стороне от всех событий и мне одному приходится нести евразийское «представительство».

Бедный И. А. Ильин — по-моему, совсем растерялся между Н. Н. и Врангелем и потому стал еще более нетерпимым и всененавидящим. Боюсь, что реальное будущее России — его совсем не примет и он останется в одинокой позе обличителя. Жаль его! О. Тихон хочет его «обращать в веру», но кажется мало толку.

Простите за сумбурное письмо. Так много хочется сказать, а писать я не умею. Надеюсь, Вы будете дополнять это письмо собственными домыслами.

Обнимаю Вас крепко. Целую руку Княгине.
Ваш. П. Сувчинский

Сноски к стр. 482

** «Мне кажется, что было первое свидание П. С. Арапова с Александром Алексеевичем Ланговым (ныне полковником советской службы)» (Савицкий).

Сноски к стр. 483

  * Н. Н. — великий князь Николай Николаевич (Савицкий).

Сноски к стр. 484

  * Вероятно, первый набросок «Сколько злобы богопротивной» (ЕА Времен., IV)» (Савицкий).

Сноски к стр. 485

  * В течение 1924 г. евразийский бюджет держался почти исключительно на средствах, добываемых Т. Н-ой Родзянко» (Савицкий).

Теги: Российский архив, Том V, 21. К истории евразийства. 1922—1924 гг., Документы личного происхождения

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.