Все документы темы | ||
|
Жеребцов А. А. Речь, говоренная 20-го сентября 1816-го года Великим Провинциальным Мастером А. А. Жеребцовым при закрытии Великой ДиректоральноЖеребцов А. А. Речь, говоренная 20-го сентября 1816-го года Великим Провинциальным Мастером А. А. Жеребцовым при закрытии Великой Директоральной [ложи масонской] Владимира к порядку // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1995. — С. 94—95. — [Т.] VI. 94
В<ЕЛИКАЯ> П<РОВИНЦИАЛЬНАЯ> Л<ОЖА>
Предмет сегодняшнего нашего собрания есть закрытие Великой Директоральной □ ... Владимира к порядку, чтобы на месте оной открыть вскоре торжественно древнюю Великую Провинциальную Ложу, бывшую в нашем Отечестве еще в 1787-м году под управлением покойного В ... М ... Князя Гагарина2, столь уважаемую предками нашими истинными Свобод, каменщиками и соотечественниками.
Да поможет нам великий Строитель Миров оную соорудить на истинном фундаменте Ордена (т. е. порядка).
С закрытием Великой □ ... Владимира закроем все, что не должное среди оной и бб ... происходило, замажем оное лопаткою совершенного забвения.
Наконец мы приступаем к делу великому, коего мы хоть недостойные орудия, но на то есть воля вышняя: повинуемся в смирении ей. Бог есть наш единый и великомогущий Великий Мастер, а долг наш есть Ему поклоняться, Ему угождать и через внутреннее наше совершенство с Ним сблизиться и даже уподобиться Ему. Природа есть великая наша □ ..., по Его воле нам данная для познания и удостоверения нас в Его могуществе и милосердии, в изыскании оной всего, что может быть понятно братиям и роду человеческому. Ежели нам дано и зло, возле его же не дано ли и добро; ежели мы имеем болезни, нам даны и лекарства; ежели мы имеем бедность, Орденом через природу имеем и вспоможение; ежели имеем печали, имеем в Ордене утешение; ежели упадаем через оный, то и встаем; ежели бродим во тьме, то и просвещаемся познанием природы; через Орден приобретаем великую милость, данную нашим Великим Мастером.
Оно начинается с познания самого себя, труднейшей науки для обыкновенных человеков, долженствующих при первом воззрении на себя усматривать
только грубое, скорбное, иногда угасающее — только тьму при слабо мерцающей искре света. Орден есть зеркало, показывающее безобразие наше, Орден иероглифами наружными возбуждает в нас внутренние размышления и приводит нас в счастливое положение. Мыслить, видеть, слышать, чувствовать и наконец принимать благие намерения исправить себя, улучшиться. Сердце наше есть дикий камень, который должны обтесывать, а мы сами есть малая □ ..., в которой должны работать и держать ее в порядке. Наша совесть есть священный молоток В ... М ..., приводящий нас в сей порядок, он враз открывает и закрывает □ .... Счастлив будет тот, кто прежде закрытием оной скажет: я доволен, я получил плату за мою работу. Истинный наш ритуал есть неукоризненная нравственность: Мастер наш открытое Его слово: Св. Евангелие; Его же признавать и не исповедовать и не следовать оному есть не быть Своб. каменщиком, но презреннейшим из тварей.
Наши Акты суть ближайшая к истине, потому их держаться должно свято и нерушимо и притом помнить, что □ ... есть школа премудрости и добродетели, и потому приходить в нее как в истинное училище с сердцем открытым и с благословением неограниченным.
Бог есть любовь: Он для Блага нашего изливает на нас милости свои через учение Ордена нашего, а мы, каменщики, должны разделить любовь сию не только с братьями одними, но и со всеми подобными нам человеками.
Единый свет, горящий всегда в □ ..., и по закрытии ее указывает нам на тот свет, иже просвещает всякого человека, грядущего в МИР. Ложа же не иначе открывается возжением троякого света вокруг лежащего пред очами нашими ковра и открытием оного возжением троичного же света на жертвенник и раскрытием Св. Евангелия. Три света на жертвеннике образуют Святую Троицу, три света, окружающих ковер, означают три силы, составляющих существо человека, по подобию Всевышнего сотворенного, и такие три главные (кардинальные) добродетели: веру, надежду и любовь; а шесть, в звезде горящих, показывают соединение торжественного с земным по шестидневному творению Его.
Наконец все народится на своем месте, в Ордене ничего нет лишнего или недостающего: все имеет свое ощутительное ознаменование, и потому упоен нас Строитель Миров прибавить или отнять и единое звено из связующей и ведущей нас к Блаженству цели, сие покажет неразумение наше Ордена и слепую гордость, страшнейшую из пороков, от коей пал и виновник зла. Все в Ордене доказывает нам великие истины, завернутые в иероглифический язык; стоит нам прямо заняться оным, и Орден отчасу делаться будет нам знакомее, стоит последовать означенному тремя знаками трех наших степеней: ученической — в образовании головы нашей; товарищеской — в ощущении сердца; и мастерской — в приложении всей нашей натуры состоящих. Тогда-то мы и будем Рыцарями Духовного Храма.
Для победы над нечистой силой Орден нас не только учит теоретической науке, но посредством учения его через теорию дается нам вернейшее познание и суть к практическому познанию Бога, натуры и самого себя.
Ежели мы были в □ ... научены, я за счастие бы поставил, люб<имые> бб., сказать вам, что я вижу на поверхности, в символах и прочих иероглифах Ордена: оно было бы для вас не ново, но и хорошие воспоминания иногда полезны: я бы вам сказал очень мало об Ордене, ибо еще во все мое учение о нем одно узнал я то, что ничего не знаю, недостоин даже имени Мастера, ибо я сам слабый еще ученик.
|