Все документы темы |
Российский архив
Материалы по теме: Том VIII |
|
|
Тютюнник Л. И. Любительские фотографии Императорской семьиТютюнник Л. И. Любительские фотографии Императорской семьи // Н. А. Соколов. Предварительное следствие 1919—1922 гг.: [Сб. материалов] / Сост. Л. А. Лыкова. — М.: Студия ТРИТЭ; Рос. Архив, 1998. — С. 383—384. — (Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв; [Т.] VIII). 383 В ГАРФ находятся личные фонды Императора Николая II, Императрицы Александры Федоровны и их детей. Помимо рукописей, здесь собраны фотопортреты Императорской семьи, сделанные знаменитыми русскими мастерами Левицким, Ганом и др., а также многочисленные альбомы с любительскими снимками. В конце 40-х — начале 50-х годов в ГАРФ проводилось научное описание личных фондов. Тогда же были обработаны поступившие из Государственного архива феодально-крепостнической эпохи (ныне РГАДА) императорские альбомы. Семья Императора разделила увлечение любительской фотографией, охватившее в начале XX в. Европу и Америку. Развитие фототехники сделало искусство съемки более доступным для непрофессионалов, дало возможность снимать не только в фотоателье, но и во дворце, в парке, на берегу реки, в купе поезда или на палубе императорской яхты. Вооружившись “Кодаком”, лучшим фотоаппаратом того времени, Семья последнего русского Императора и ее ближайшее окружение — Пьер Жильяр, Сидней Гиббс, А. А. Вырубова и другие, часто снимали сами или с удовольствием позировали для снимков... Постепенно их альбомы превращались в своеобразные “дневники в фотографиях”. В них запечатлевались сценки повседневной жизни семьи, а многочисленность снимков, их неофициальный характер позволяет заглянуть во внутренний мир, подметить характерные особенности снимавшихся, их меняющуюся с течением времени внешность. Как правило, Император и его дочери сами наклеивали фотографии в альбомы. Николай II, Ольга и Татьяна делали записи о дате и месте съемки, а Мария и Анастасия подкрашивали фотографии в своих альбомах акварелью, украшали страницы рисунками цветов. В составлении фотоальбомов (съемка, наклеивание фотографий, надписи) часто принимала участие вся семья. Примером может служить альбом, фотографии из которого публикуются. Альбом в серо-голубом матерчатом переплете (40 × 30 × 4) хранится в фонде Вел. Кн. Анастасии Николаевны (ГАРФ. Ф. 683. Оп. 1. Д. 125). В верхнем левом углу альбома — тисненная золотом монограмма “А. Н.” с Императорской короной. На некоторых страницах имеются записи, сделанные Николаем II. На 25 листах (с оборотами) альбома наклеено 452 фотографии за период с весны 1916 г. до июня (включительно) 1917 г. В фотоальбоме Вел. Кн. Анастасии запечатлено последнее посещение Императорской семьей юга России, любимого ими Крыма, а также пребывание Императора в Ставке в Могилеве. Находясь в Ставке, Император совершал почти ежедневные прогулки с сыном на автомобиле в окрестностях города или на “быстроходном моторе” (катере) по Днепру. На реке у Них были любимые места для отдыха и купанья. Весной и летом в Могилев часто приезжали Императрица и Великие Княжны. В публикации представлено несколько фотографий, относящихся к июлю — августу 1916 г. 384Во время приездов Императрицы с дочерьми этот порядок не нарушался. Правда, прогулки становились более шумными и веселыми. В развлечениях принимали участие и офицеры Свиты, бывали Великий Князь Дмитрий Павлович и князь Игорь Константинович. На последних листах альбома — 73 фотографии, относящиеся ко времени царскосельского заточения Императорской семьи до отъезда в Тобольск. Они не сопровождаются какими-либо комментариями. Узнать время и место съемки удалось по копийным фотографиям этой серии, сохранившимся в личном фонде учителя словесности Царских детей П. В. Петрова. На обороте некоторых царскосельских фотографий Пьер Жильяр написал по-французски о времени и месте съемки, кто изображен на снимках, кто снимал (ГАРФ. Ф. 611. Оп. 1. Д. 102). Все снимки сделаны в парке у Александровского дворца. Кандидат исторических наук
|