Все документы темы  
Российский архив Материалы по теме: том XIV


Зедергольм К. А. Письмо Толстому А. П., 8 апреля 1869 г.

Зедергольм К. А. Письмо Толстому А. П., 8 апреля 1869 г. // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2005. — [Т. XIV]. — С. 263—264.

263

13

М. С. О. н. Г. И. Х. Б. Н. п. н.

8 Апр<еля> <18>69

Ваше Сиятельство

Многоуважаемый о Господе

Граф Александр Петрович!

Два Ваших письма получил и читал с сердечным удовольствием, особенно приятно нам иметь известия о состоянии здоровья Вашего и Графини Анны Ге оргиевны, и не знаю, как Вас благодарить за Ваше внимание, что доставляете нам это утешение. Очень благодарны Вам и за оттиски печатающихся писем о. Антония. Виноват, что опоздал с указанием шрифта. Но присланный Вами шрифт, хоть не дурен, но немного мелок, и кажется, строки часто стоят; и почему-то два письма напечатаны без нумеров. если все так печатать, как два присланные письма напечатаны рядом без пробела и нумера, то это будет очень некрасиво и неудобно будет приискивать письма. Економия тут мало выгадывается, а в книге красоты много утратится. В таком случае лучше бы перепечатать. И прежде у нас было два таких случая, что и в книге Ав. Дорофея, и в книге Симеона Нового Богослова перепечатали, в одной два слова, а в другой три слова; прежние не были совсем брошены, а пошли на раздачу.

Наконец, Дария Петровна отправляется в Москву. Посылаю Вам с этою оказиею ноты от нашего скитского регента о. Платона, которые Вы, помнится, желали иметь для Ваших певчих: это — вторая часть любимой Вашей Херувимской (Бортнянского), переложенная наподобие первой части. Посылаю Вам и заглавие книги о Григории Паламе, про которую говорил Вам: думаю, что ее можно выписать из Киева, из Семинарии или Академии. Греческая кормчая, кажется, была в Вашей библиотеке, но наверно не помню. Биографию митр. Мелетия я не читал, потому что у нас нет Странника35. Прежде он выписывался Константином Григорьевичем Раевским, который в нынешнем году замедлил в деревне. Весьма будем Вам благодарны, если выпишите для нас Странника хоть на имя монаха Климента Зедергольма. Бывают в этом журнале статьи полезные и назидательные. Также за слово Св. Кирилла Иерусалимского я был бы Вам очень признателен.

Передавал я Батюшке о. Амвросию вопрос Ваш: можно ли на литургии во время освящения Даров, когда поется «Тебе поем», молиться за усопших? Батюшка сказал: этот вопрос решается Служебником, в котором, в Божественной Литургии, после освящения св. даров (когда лик уже пропоет «Тебе поем») сказано так:

«Священник возглашает: «Изрядно о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной...»

Лик поет: «Достойно есть яко во истину...»

Диакон поминает диптиха, сиречь помянник усопших».

Из этого видно, что поминать усопших следует не во время самого освящения св. даров, а когда пропоют уже «Тебе поем», т. е. когда поется «Достойно есть».

Недели две тому назад у Батюшки опять ра<зб>о<ле>лись глаза; ставили миланскую мушку за ухо, употреблялась примочка из семени Квитова или

264

Пигвы (Lemen Cydoniorum). Теперь глазам лучше, но сам батюшка что-то слаб, хотя в течение поста, по причине распутицы, посетителей у нас было не очень много. Погода у нас теплая.

Примите предварительное мое поздравление с праздником Светлого Христова Воскресения, которое даруй Вам Господь встретить мирно и радостно. Прошу Вас во дни Пасхального Торжества молитвенно вспоминать и меня, недостойного, в домашней Вашей церкви.

Многогрешный м<онах> Климент

P. S. Беседа св. Анастасия Синаита, о которой пишет Вам Батюшка, отпечатана и в особых оттисках. Дарии Петровне даю письмо, по которому можно будет получить эти оттиски из редакции Душеполезного чтения. Покорнейше просим Вас переслать нам по почте хоть сотню этих оттисков. Остальные может привезти с собою Дарья Петровна.

Еще осмеливаюсь утруждать Вас усерднейшею просьбою: прикажите кому-нибудь доставить прилагаемые при сем посылки, по надписанию, а именно:

1. Княгине Марии Алекс<андровне> Мещерской.

2. Софии Ивановне Погодиной36.

3. Григорию Николаевичу Геннади37 (письмо).

4. Купчихе Тупицыной.

Батюшка о. Амвросий посылает Вам четки, для всегдашнего употребления: сидя, лежа, ходя. Четки полезно всегда иметь в руках — они помогают в молитве. Молитву же можно творить или полную: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешного, или иногда сокращенно: Сыне Божий помилуй мя, или: Господи помилуй мя грешного. Батюшка хотел сам продиктовать Вам несколько об употреблении четок, но сегодня не имел возможности.

Еще Батюшка посылает Вам благословенный хлеб, а от меня, грешного, есть Вам просфора.

Простите!

многогрешный м<онах> Климент

Теги: Российский архив, том XIV, 08. Из переписки отца Климента Зедергольма. (1856—1878), Документы личного происхождения

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"