Все документы темы | ||||
сводная хронология
(протоиерей, 1797—1854) — основатель русской теистической философии; род. и умер в Костроме. Окончив костромскую семинарию, служил в ней информатором греческого языка, а затем поступил в Московскую духовную академию, где и сделался профессором философии. Среди своих слушателей Г. пользовался славою глубокого и оригинального мыслителя, но до последнего времени не было возможности составить себе понятие о характере и направлении философии Г. При жизни он напечатал — да и то без подписи — лишь одно небольшое письмо о конечных причинах ("Прибавление к твор. св. отцов", 1847 г., стр. 176—205). Только с 1868 г. бывшие слушатели Г. начинают издавать его лекции (самое полное издание сделано на средства Общества люб. дух. просв., М., 1884 и след.). Жизненным нервом философии Г. является идея высочайшего существа. У своих предшественников он ищет главным образом то, что может дать прочную опору этой идее. Выросши на вольфовской философии, Г. не остался чужд и новым течениям мысли. Заметнее всего влияние Канта и Якоби. Философия — система познаний о всеобщих главнейших силах, целях природы внешней и внутренней, а также о свойствах виновника их. Эти познания приобретаются разумом под руководством ума и при помощи как внутреннего, так и внешнего опыта. Цель системы — возбудить, воспитать и направить любовь к премудрости божественной, предназначенной человеку. Главным источником философии служат идеи ума, которые раскрываются при помощи свидетельств внутреннего и внешнего чувства. Все это, по мнению Г., можно назвать откровением посредственным, и оно-то и служит уделом философии. Тщетно, однако, ждать от философии такого познания, которое удовлетворяло бы всем исканиям человеческого духа: будь такое познание возможно, оно было бы на пагубу человеку. Из различных частей философии Г. напечатана только метафизика. Задача ее состоит в том, чтобы, основываясь на идее бесконечного и применяя к ней данные внешнего и внутреннего опыта, привести в систему познания о свойствах бесконечного существа и об отношении к нему существ конечных. Метафизика разделяется на онтологию, богословие, умозрительную психологию, или пневматологию, и космологию. Как душа, так и внешний мир подлежат ограничению, с одной стороны, пространством и временем, а с другой — законами разума, категориями. Как тот, так и другой вид ограничения являются не только формами нашей психической деятельности, но и формами обыкновенного существования вещей. Вопреки Канту, категории вполне применимы к бытию неограниченному и всесущественному. Оно тем более доступно человеческому познанию, что идея бесконечного по бытию и совершенствам неразрывно связана с природой человека. Вследствие этого первоначальный закон ума состоит в том, чтобы для всего ограниченного искать первоначала и первообраза в бесконечном. Эта идея составляет первое и непосредственное начало всякого познания и дана человеку самим существом бесконечным. На отдельных вопросах (напр. о категориях, о доказательствах бытия Божия и др.) Г. останавливается с особенною обстоятельностью. Из последователей Г. особенно выдается В. Д. Кудрявцев (см.). Ср. "Прот. Ф. А. Голубинский" (биографич. очерк, m., 1855); Я. Колубовский, "Материалы для истории философии в России" ("Вопр. философии и психологии", кн. 4). Я. Колубовский. {Брокгауз} В библиотеке "Руниверс"Лекции философии (в 5 ч.) — М.: Типография Л.Ф. Снегирева, 1884 Дополнительные материалыВведенский А.И. Профессор философии протоиерей Федор Александрович Голубинский. — Сергиев Посад: 2-я Типография А.И. Снегиревой, 1898 Глаголев С.С. Протоиерей Федор Александров (Голубинский) — Сергиев Посад: 2-я Типография А.И. Снегиревой, 1898 Назад в раздел Персоналии Бердяев Николай Александрович Выдающийся русский философ, социальный мыслитель, публицист. Служебные документы и письма Метрическое свидетельство о рождении и крещении Вл. С. Соловьева Историю философской мысли можно уподобить квинтэссенции интеллектуального наследия культуры. У философских идей нет срока давности, они не «устаревают», а потому всегда актуальны для любого времени. У последующих поколений при обращении к трудам мыслителей далекого прошлого меняются акценты, но сама ценность прежде созданного с течением времени нисколько не умаляется. |
О портале:Историю философской мысли можно уподобить квинтэссенции интеллектуального наследия культуры. У философских идей нет срока давности, они не «устаревают», а потому всегда актуальны для любого времени. У последующих поколений при обращении к трудам мыслителей далекого прошлого меняются акценты, но сама ценность прежде созданного с течением времени нисколько не умаляется. Более того, каждая эпоха находит здесь себе созвучное, так что философы прошлого часто оказываются нашими собеседниками, соучастниками при решении проблем, связанных с осмыслением бытия, существования, смысла, добра, истины, красоты, устройства общества. Чем больше внимания уделяется прошлому философии, тем осмысленнее наш взгляд на настоящее и будущее. В накоплении интеллектуального наследия в области философии, которым мы активно теперь пользуемся, на протяжении долгого времени участвовали различные социальные институты, организации, личности. Однако все их можно свести, для удобства рассмотрения, к трем сферам: (а) «университетская философия», (б) философская мысль духовно-академических школ, (в) кружки и объединения по интересам. В первых двух сферах философия является составной частью педагогического процесса (светского и богословского), в третьей — институционально независима, самостоятельно выбирая точки приложения интеллектуальных усилий. У каждой сферы есть свои преимущества и недостатки, факторы как препятствующие философствованию, так и стимулирующие его. Примечательно также, что проблемы могли, например, формулироваться «свободными мыслителями», «любителями», а продуктивное решение предлагалось профессионалами, равно как и наоборот. Все это свидетельствует о том, что взаимоотношение между тремя указанными сферами не иерархическое, а синкретическое. В сфере философии привилегии и приоритеты обусловлены не принадлежностью к социальным структурам, а стремлением к истине, последовательным решением общезначимых задач. Например, проблемы, поставленные в «философических письмах» П. Я. Чаадаева, ведущего частный образ жизни, оказали решающее влияние не только на общественную атмосферу его эпохи, но и на долгие годы определили ход академических дискуссий, касающихся выявления смысла мировой истории и роли в ней России. Несмотря на деление философского процесса на сферы университетскую, духовно-академическую и «кружковую», следует помнить об условности такого подхода, что вызвано многими объективными и субъективными факторами. Для кого-то университетская кафедра является альфой и омегой биографии, у другого мыслителя это лишь преходящий момент в его творческой эволюции. Например, В. С. Соловьев довольно скоро из «университетских философов» превратился в «свободного мыслителя», а изначально бывший им Н. А. Бердяев, при всей своей декларируемой антипатии к институциям, неоднократно пытался формировать сообщества с далеко идущими социальными последствиями. Выпускники и преподаватели духовных академий и семинарий продолжали свою карьеру в светских учебных заведениях, а университеты поставляли кадры для богословских школ. Подобная условность в границах характерна и для «кружков», куда могли входить не только дилетанты, автодидакты, свободные от корпоративных обязательств «любители истины», но и профессиональные философы. История дает нам много примеров того, как отечественные университеты выпускали дипломированных, но никчемных «мыслителей», а любительские кружки формировали оригинальных философов, работы которых в последующем определяли форму и содержание образовательного процесса. Российское философское сообщество демонстрирует чрезвычайную разнородность по социальному составу — здесь и дворяне, и духовенство, и купцы, и мещане, люди состоящие не только на гражданской, но и военной службе, представители всех отраслей науки и искусства. Так что философы в России — не замкнутая в себе корпорация гуманитариев, а сообщество ищущих истины представителей науки, политики, искусства. С одной стороны подобная пестрота участников (социальная, профессиональна, мировоззренческая), представляющих всевозможные сферы общества (государство, церковь, бизнес) усиливает дискуссионный момент в философском сообществе, с другой стороны обогащает его многообразием предлагаемых решений проблем. Определение начала философского процесса в России как среди отечественных, так и зарубежных специалистов все еще остается предметом для дискуссий. В зависимости от дефиниций возникновение философии видят в X, XVIII, в XIX вв. Определения же в свою очередь зависят от принадлежности спорящих к школе, направлению, их методологических предпочтений и культурологических симпатий. Но эти разногласия относительно начала русской философии и ее этапов лишь отражают многообразие проявлений мысли, богатство интеллектуальных форм. Тем не менее мы предполагаем развертывать наш проект с периода времени, не вызывающего сомнений у большинства исследователей: XIX — начало XX вв. Что до направлений и школ, то мы будем представлять весь спектр типов философствования — материализм и идеализм, религиозно ориентированную философию и позитивизм, чистую метафизику и конкретно-ориентированные типы философствования (историософия, эстетика, этика, философия права и т.п.). Следует особо подчеркнуть также, что отечественная философская мысль формировалась в диалоге с западной и восточной философскими традициями, так что проблемное поле, формируемое нашим проектом, охватит собой все основные для мировой философии идеи, понятия, методологические программы. Проект «Русская философия» в контексте «Руниверсума» ориентирован не только на специалистов, но и на самую широкую читательскую аудиторию, что не означает упрощения историко-философского материала. Подбирая темы, тексты и персонажи, касающиеся основополагающих для философии проблем, мы стараемся не упускать из виду и социально ориентированную проблематику, поскольку прежние формулы общественного устройства могут помочь в решении и современных задач. Ведь, как показывает история, некоторые идеи в момент своего появления опережают время, а потому остаются не понятыми и невостребованными. И кто знает, может быть, именно сегодня они найдут свое применение? Представляемые в нашем проекте философы являют собой образцы синкретизма в философии, в трудах которых сочетаются история, политика, право, религия, наука, искусство: П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. Н. Леонтьев, Н. Я. Данилевский, Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, В. Ф. Эрн, С. Н. Булгаков, И. А. Ильина и др. Тексты этих мыслителей представляют не отвлеченную метафизику, спекулятивную науку для узкого круга избранных, а философию, ориентированную интеллектуалами для решения конкретных жизненных задач. Мы планируем также представить не только работы мыслителей первого плана, но и тех, кто разными способами формировал идейный «фон», находился у истоков новых направлений, не получивших в силу внешних обстоятельств дальнейшего развития, и незаслуженно оставался в тени. А потому вы сможете найти у нас работы не столь популярные у массового читателя, зато продуктивные для новых исследований. Наш формат «графической» подачи текстов облегчит доступ к текстам из истории философской мысли в России, давно ставших библиографической редкостью, что позволит ввести в исследовательский оборот новый эмпирический материал. Такой подбор текстов позволит не только получить прямой и удобный доступ к классическим текстам, чтобы пере(про)читать их, но и начать новые исследования в области еще малоизученного, без чего невозможно по развитие философии. |
Ключевые материалы Проект Русская Философия Историю философской мысли можно уподобить квинтэссенции интеллектуального наследия культуры. У философских идей нет срока давности, они не «устаревают», а потому всегда актуальны для любого времени. У последующих поколений при обращении к трудам мыслителей далекого прошлого меняются акценты, но сама ценность прежде созданного с течением времени нисколько не умаляется. Галерея Портрет В.С.Соловьева Документы личного происхождения Розанов В. В. Духовное завещение Розанов В. В. Духовное завещение // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 257—261. — [Т.] I. Речи, высказывания С. Н. Булгаков. Философия хозяйства. Речь, сказанная С. Н. Булгаковым на защите докторской диссертации "Философия хозяйства", состоявшейся 21 сентября 1912 г. |