Все документы темы  


Барщевский, Иван Федорович (1851 – 1948)


Барщевский, Иван Федорович
Барщевский, Иван Федорович (1851 – 1948) – фотограф, музейный деятель, мастер съемок объектов историко-культурного наследия: археологии, архитектуры, произведений искусства, предметов быта.

Иван Федорович Барщевский, один из первых русских фотографов-профессионалов,  в течение всей жизни осуществлял фотосъемку памятников архитектуры России, Кавказа, раннехристианского Востока, предметов декоративно-прикладного искусства, письменности. Создав первую серию фиксационных фотографий памятников Ростовского кремля, которым требовалась срочная реставрация, он начинает сотрудничать с крупнейшими организациями по изучению русской архитектуры – Императорской Академией художеств, Московским археологическим обществом, Археологической комиссией в лице А. М. Павлинова, В. В. Суслова, Н. В. Султанова, Н. П. Кондакова, А. С. и П. С. Уваровых. Использование фотосъемки для исследований привнесло новое качество в область изучения наследия. К съемке архитектурных объектов Барщевский подходил как археолог и историк искусства, стремясь по возможности документально точно передать памятник старины.Немалое число ценнейших памятников русской архитектуры дошли до наших дней только в виде старых фотографий. В 70–90-е гг. XIX в. И.Ф. Барщевский исколесил всю Россию с фотоаппаратом усовершенствованной конструкции, осуществляя фотосъемку древних памятников Ярославля, Ростова Великого, Москвы, Вологды, Владимира, Юрьева-Польского, Суздаля, Переславля-Залесского, Костромы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Новгорода, Пскова, Мурома, Галича, Старицы и т. д. Объем отснятого материала составляет более 2,5 тыс. фотографий. Каждый фотографируемый объект он снимал с разных точек, обеспечивая полное документирование памятника. Фотографируя произведения декоративно-прикладного искусства, он особое внимание уделял орнаментам.

И.Ф. Барщевский создал колоссальную коллекцию фотографий, организованную и систематизированную самим автором. В течение 15 лет (1882 – 1896 гг.) Иван Федорович издает на собственные средства альбомы  по русскому искусству (47 томов), которые приобретались как частными лицами, так и крупными архивами и библиотеками. Этот уникальный труд не знает аналога. Значение работы Барщевского не сводится только к документированию. Он, по сути, открыл для российской общественности полноту отечественного историко-культурного наследия, прежде всего – архитектурного, способствовал осознанию эстетической ценности этого наследия. Его работы не сводятся к технической фиксации памятника. Их благородная простота не должна вводить в заблуждение. Работы Барщевского отражают глубокое понимание снимаемых объектов, их эстетики, что, в свою очередь, предопределяло высокое эстетические качества самих фотографий, превращало эти фотографии в подлинные произведения искусства. "И.Ф. Барщевским был выработан метод съемки памятника архитектуры, которым пользуются фотографы и сейчас. Мастер снимает здание с различных наиболее выигрышных точек, потом делается съемка частей фасада, далее интерьер и его детали, все заканчивается фотографированием декора стен и утвари, наполняющей интерьер. Работы Барщевского не однообразны, т.к. для каждого объекта он находил особую точку съемки, показывающую всю красоту и своеобразие постройки" - М.Г. Рогозина.


В истории отечественного фотоискусства конца XIX в. едва ли можно найти личность равную И.Ф. Барщевскому по вкладу в историко-археологическую науку.

Основные даты жизни и творчества 

16 апреля 1851 г.- родился под Петербургом в семье обедневшего чиновника.

В юности увлекся фотографией. Работал у петербургских фотографов. 

1877 г. -  переехал в Ростов Великий, где открыл собственную фотомастерскую. 

1879- переехал в Ярославль. 

1881 г.-  выполняет первую серию фотографий памятников архитектуры и с этого времени постоянно работает как фотограф архитектуры, сотрудничая с Московским Археологическим  Обществом. 

1882 г. -  получает звание «Фотографа Императорской Академии художеств». 

1886 г. - открыл мастерскую художественных моделей (некоторые из них были приобретены Российским историческим музеем, музеем Строгановского училища и музеем барона А.Л. Штиглица). Стал членом Ярославской губернской ученой архивной комиссии. 

1891-1892 гг. участвует в  экспедиции по изучению археологических древностей Сирии и Палестины, возглавляемой Н. П. Кондаковым. Итогом работы стали фотографии (более 1 тыс. ед. хр.), лучшие из которых помещены в отчете Кондакова «Археологическое путешествие по Сирии и Палестине» (СПб., 1904). За участие в этой экспедиции был награжден орденом св. Станислава 5-й степени.
1897 г. - переезжает в Смоленск, где возглавляет художественно-промышленную школу. Становится основателем и хранителем музея «Русская старина», руководителем керамической мастерской. 

1900 г. - участвует в устройстве русского отдела на Всемирной выставке в Париже. 

 1907 г. - удостоен премии Французской академии («Пальмовая ветвь» II степени).

1910-е -1920-е гг. - привлечен к работе в органах по управлению музейным делом и охраной памятников Смоленска. 

1912 г. - вышел полный каталог фотографий И.Ф. Барщевского.  

1933 г. – переезжает в Коломенское (Москва), работает хранителем в музее-заповеднике «Коломенское», занимается реставрационными работами. 

1946 г.-  получает звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. 

1948 г. - умер  в возрасте 96 лет, похоронен близ храма Иоанна Предтечи в селе Дьяконово (территория музея «Коломенское»; кладбище не сохранилось). 

 

Судьба наследия

Фотографии И.Ф. Барщевского находятся: 

Государственный научно- исследовательский музей им. А. В. Щусева. Коллекция негативов (2717 ед.хр.- памятники архитектуры, резные иконостасы, предметы быта); 
Музей-заповедник «Ростовский Кремль»; 

Историко-архитектурный и природо-ландштафный музей-заповедник «Коломенское»; 

Смоленский государственный музей-заповедник; 

Академия Художеств (СПб). НБ. Инв.№ 56-7-13. Альбомы снимков памятников древнерусского искусства И.Ф. Барщевского. 

Российская Национальная Библиотека (РНБ). Отдел эстампов. Альбомы по русскому искусству и архитектуре И.Ф. Барщевского (47 томов)..

Источники и литература. 

РГАЛИ. Ф. 218. Оп. 1. Ед. хр. 149. Л. 1-1об. 

АХ (СПб). НБ. Инв. № 56-7-13 [Альбомы снимков памятников древнерус. искусства И. Барщевского].  

Барановская М.Ю. Барщевский Иван Федорович. РГАЛИ. Ф.218, Оп.1, Ед.хр. 149. 

Барановская М.Ю. Иван Федорович Барщевский, некролог // Краткие сообщения Института истории материальной культуры, вып. XXIV М., 1949. C. 121-122.  

Головщиков К.Д. Деятели Ярославского края. Ярославль, 1890. С. 271-274.  

Журавлева Л.С. Барщевский Иван Федорович// Смоленская область: Энциклопедия. -Смоленск, 2001. С. 21.

Илларионова Л.И. Фотограф Ф.И. Барщевский (1851-1948) // Петербургские чтения, 1998-1999. СПб., 1999. С.204-207. 

Каталог фотографических снимков с предметов старины, архитектуры, утвари и прочего, снятых фотографом Императорской Академии Художеств Императорского Московского Археологического общества И.Ф. Барщевского. Издание Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища в Москве.  М., 1912. 

Комлев А.Р. Фотографы в Муроме. Незабытые имена. Муром, 2002. С. 9-10. 

Морозов С. Русская художественная фотография. Очерки по истории фотографии 1839-1917. М., 1955. С. 55 – 58.  

Рогозина М.Г. Барщевский Иван Федорович // Российская музейная энциклопедия. - Т. 1 [А-М]. - М., 2001. С. 58; 

Она же. Коллекция фотографий И.Ф. Барщевского // Памятники Отечества, 1983, № 2 (8), с. 153-156. 

Памятники архитектуры в фотографиях И.Ф. Барщвского (Проспект выставки). М., 1982. С.2. 

Половщиков К.Д. Деятели ярославского края (об И.Ф. Барщевском). Ярославль, 1890. Вып. 2. С.271-274. 

Русские древности по снимкам И.Ф. Барщевского. М., 1915.

Стасов В.В. Фотографическая и фототипическая коллекция Императорской Публичной Библиотеки. СПб., 1885. С.70. 

Храм Воскресения Господня в Иерусалиме: 12 видов снятых на месте / Фотогр. И. Барщевского, О. Тимона. СПб., 1893. Вып.1.

 

Историко-искусствоведческие труды И.Ф. Барщевского.

Иконопись.  Ростов-Ярославский, б. г.; 

Исторический очерк города Ярославля//Труды Ярославской губернской ученой архивной комиссии. - Кн. 3. - Вып. 4. - Ростов-Ярославский, 1900. 

Несколько слов из истории искусства скоморохов. Ростов-Ярославский, 1914. 

Каталог музыкальных инструментов, находящихся в Смоленском историко-этнографическом Музее Императорского Археологического института имени императора Николая II, собранном кн. М.К. Тенишевой. - М., 1915. 

Какие предметы разумелись под названием «ценинных» // Смоленская старина, вып. 3, ч. 2. - Смоленск, 1916

Теги: Русская фотография середины XIX - начала XX века, Персоналии

Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"