Все документы темы | ||||
сводная хронология
Карло Боссоли (Carlo Bossoli) родился в 1815г. в швейцарском Лугано в семье ремесленника. Через пять лет семейство Боссоли переселилось в Одессу. С 1828г. он работал в мастерской театрального художника Одесской оперы Наннини. Успехи молодого итальянца были замечены губернатором Новороссийского края и Бессарабии графом М. С. Воронцовым, который заказал Карло Боссоли ряд работ с видами Одессы, чем вывел его семейство из бедственного положения, последовавшего за смертью отца. В 1837г. в одесской типографии Д. Кленова на основе этих рисунков был выпущен альбом черно-белых литографий — первое издание работ К. Босоли. В 1839-1840 гг. графиня Е. К. Воронцова пригласила Боссоли в путешествие по Италии, что позволило ему углубленно изучать классическую школу живописи, познакомиться с современными итальянскими художниками. Вернувшись из Рима, он приезжает в Крым, останавливается в Алупке. За два года (1840-1842) Карло Боссоли объездил практически весь Крым. Крымские впечатления выразились в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже), свидетельствующих о том, что именно к этому времени он стал блестящим рисовальщиком. Помимо декоративности и живописных достоинств, эти произведения интересны особой точностью передачи деталей, будь то виды центральных улиц Севастополя, Симферополя, торгового порта и части ялтинской набережной или детальное изображение военных кораблей и фортификационных сооружений севастопольской бухты. В 1843г., уступая желанию престарелой матери, мечтавшей вернуться на родину, художник покидает Россию, где прожил 23 года и где сформировался его талант. Несколько лет провел Карло Боссоли в путешествиях от Скандинавии до берегов Северной Африки. Его путевые рисунки — это своеобразная «изобразительная журналистика». Они популярны, печатаются многими известными изданиями, в частности «Таймс». В 1851г. он снова побывал на своей второй родине, в России, где создал новую серию работ, посвященных Москве и Петербургу. В 1856г. крупное лондонское издательство «Day and Son» выпустило большой альбом литографий наиболее примечательных мест в Крыму. В 1860-1861 годах Боссоли — в рядах пьемонтской армии участвует в борьбе за освобождение Италии от австрийского владычества. Более 150 работ, запечатлевших эти события, характеризуют художника как выдающегося баталиста, мастера панорамы. О последних годах жизни художника известно немногое. Он обосновался в Турине, выстроил дом, частично напоминавший эклектикой архитектуры Воронцовский дворец, столь поразивший воображение юноши. Не создав собственной семьи, воспитывал горячо любимого племянника. В 1884 году в возрасте 69 лет Карло Боссоли скончался и был похоронен в своем родном городе Лугано. Скачать книгу в формате DjVu: Пейзажи и достопримечательности Крыма в рисунках Карла Боссоли" Киев, 2003 Назад в раздел Служебные документы и письма Рапорт Главного командира ЧФ и портов Генерал-Адмирала Грейга Николаю I 1829 год. 26 мая (14 мая ст.ст.)А.С. Грейг докладывает Николаю I о подвиге брига «Меркурий».Карты и схемы Афонское сражение 1807 г. 1807 год. 1 июля (19 июня ст.ст.)Афонское сражение 1807 г. - эпизод русско-турецкой войны 1806 - 1812 гг. Выигранное Сенявиным сражение у Афонской горы имело те же непосредственные последствия, как победа Спиридова под Чесмой в 1770 г.: турецкий флот, загнанный в Дарданеллы, фактически вышел из войны. |
1806 – 1853 гг.Русско-турецкая война 1806 – 1812 гг., Бухарестский мир. Черноморский флот в период между русско-турецкими войнами. Наваринское сражение. Русско-турецкая война, Адрианопольский мир. Севастополь и Черноморский флот до Крымской войны. Участие русского флота в гражданской войне в Греции 1831–1832 гг. Действия Черноморского флота у Кавказского побережья 1830–1853 гг. Экспедиция Черноморского флота в Босфор 1833 г.Корабль "Азов". Илл. из книги Е. В. Богдановича «Навари: 1827 – 1877», М.:1877
Турция начала войну в декабре 1806 г. Перед войной, в 1805 г., из Севастополя через Босфор и Дарданеллы к Ионическим островам для подкрепления находившихся там русских войск вышла эскадра капитан-командора Алексея Самуиловича Грейга (1775–1845) – из двух линкоров, двух фрегатов и транспорта. На эскадре находилось 6800 человек. В сентябре 1805 г. туда же из Кронштадта вышла эскадра вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина (1763–1831), а в сентябре 1806 г. Англия, Россия, Швеция, Пруссия и Саксония образовали четвертую антифранцузскую коалицию. Эскадра Сенявина подошла к Эгейскому морю в феврале 1807 г. и в двух сражениях разбила турецкий флот. Черноморская гребная флотилия активно действовала на Днестре. В октябре 1806 г. на Днестр перешли 44 канонерские лодки, 3 малых парусных судна и транспорт под командованием контр-адмирала С.А. Пустошкина. Флотилия содействовала сухопутным войскам при взятии крепости Аккерман 30 ноября 1806 г. В январе 1807 г. черноморцы ограничились набегом на Трапезунд и осмотром побережья между Варной и Босфором. Только в конце апреля 1807 г. адмирал Пустошкин вывел в море эскадру из 4 линкоров, 4 фрегатов, 2 бригов, брандера и 5 канонерок. Русские корабли двое суток бомбардировали крепость Анапу, а затем 28 апреля взяли ее десантом, захватив 98 пушек и 2 турецких судна. В марте – мае 1807 г. несколько отрядов гребной флотилии вошли в Дунай, где с 20 августа по 14 сентября вместе с сухопутными войсками атаковали турецкие крепости Тульчи, Исакчи, Измаил и Силистрия. 25 июня 1807 г. был заключен Тильзитский мир с Францией: Россия признала завоевания Наполеона, оставила Ионические острова и присоединилась к континентальной блокаде Англии. 12 августа было заключено перемирие с Турцией. В конце 1808 г. вместо положенных по штатам 1803 г. 21 линкора Черноморский флот имел в строю только 6, кроме того, один 110-пушечный и два 74-пушечных корабля находились в постройке в Херсоне. В марте 1809 г. война с Турцией возобновилась, и осенью 1809 г. Дунайская гребная флотилия оказала большую помощь сухопутной армии, особенно при осаде Силистрии 12 сентября – 15 октября и штурме крепостей Измаил (20 августа – 14 сентября) и Браилов (12 сентября – 15 октября). В 1809 г. Севастополь был объявлен крепостью. Черноморская эскадра летом 1809 г. послала к Анапе отряд капитан-лейтенанта Перхурова (линкор, 2 фрегата, бомбардирское судно, военный транспорт и малое судно). Отряд высадил десант в 1150 человек, и 15 июня турки сдались без боя. 11 июля другой отряд (линкор, 2 фрегата и 3 вспомогательных судна) после двухдневного обстрела захватил на Кавказе турецкую крепость Сухум-кале. 26 июня 1811 г. суда Дунайской флотилии отличились при успешном штурме Рущука. 16 мая 1812 г. война с Турцией закончилась Бухарестским миром, по которому Россия получила Бессарабию, крепости Аккерман, Килия, Измаил и право свободного плавания по Дунаю, но вернула Турции крепости Анапа, Суджук-кале и Поти. К началу Отечественной войны 1812 г. в Черноморском флоте насчитывалось 12 линкоров и 6 фрегатов. В войне с Наполеоном участвовал 75-й черноморский экипаж, состоявший из 4 рот (300 человек). В 1813 г. в Херсоне спустили на воду 74-пушечный линкор «Бриен» и два 32-пушечных фрегата, построенных по подряду; в Николаеве спустили линкор «Кульм», в Севастополе – бриг «Мингрелия». Заложили один корабль, линкор «Красное», в Николаеве. С учетом новых недостроенных линкоров Черноморский флот имел теперь три 110-пушечных и девять 74-пушечных линкоров. В 1825 г. Черноморский флот состоял из 15 линкоров, 12 фрегатов, 31 меньшего судна, 50 канлодок и 3 пароходов. В августе 1827 г. – из двух 110-пушечных, одного 80- и пяти 74-пушечных линкоров (еще два 84-пушечных находились в постройке), четырех 44-пушечных и одного 32-пушечного фрегатов (один 36-пушечный находился в постройке). Гребной флот включал 4 корвета, 5 бригов, шхуну и 4 катера. Кроме того, 30 октября 1827 г. в связи с резким ухудшением русско-турецких отношении Николай I одобрил предложение Грейга о постройке 20 судов для новой Дунайской флотилии. В начале 1820-х гг. греки подняли восстание против османских властей, и Россия решила воспользоваться ситуацией для укрепления собственного авторитета и изменения в свою пользу режима проливов, контролировавшихся Турцией. В декабре 1826 г. греки обратились к России с просьбой о помощи. 24 июня 1827 г. Россия и Англия заключили конвенцию о стремлении добиться для Греции автономии, а в случае отказа Турции – о намерении применить военную силу. Предоставить автономию Турция отказалась. Англо-франко-русская эскадра блокировала турецкий флот в Наваринской бухте. Турки убили двух английских парламентеров, и тогда союзники начали бой и одержали победу. В бою отличился русский линкор «Азов» – он впервые во флоте России получил Георгиевский флаг и вымпел. После Наваринского разгрома 1827 г. Турция закрыла для русских судов проливы и запретила у себя русскую торговлю, а 14 апреля 1828 г. объявила России войну. Главные силы русских действовали на Балканах, отдельный Кавказский корпус наступал на Эрзерум. Черноморский флот и Дунайская флотилия оказывали содействие армии. Флотилия в апреле 1828 г. обеспечила форсирование Дуная главными силами русских у Мачина. 6 мая десант А.С. Грейга из двух пехотных полков и батарейной роты высадился в 2 км от Анапы. Из Тамани морем прибыл отряд сухопутных войск. 12 июня Анапа сдалась. Во время операции у Анапы бриг «Ганимед» капитан-лейтенанта Ушакова захватил 6 мая у Суджук-кале турецкое судно, доставлявшее подкрепление для Анапы; катер «Сокол» под командованием лейтенанта Вукотича уничтожил другое судно, уже высадившее десант. 8 мая «Сокол» и бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Стройникова захватили у Суджук-кале два вражеских судна с десантом. Дунайская флотилия провела ряд успешных операций под Браиловым, эскадра Грейга, оставив часть мелких судов у Анапы, вернулась в Севастополь. 1 июля 8 линкоров, 3 фрегата, бриг, люгер, пароход и 3 бомбардирских судна приняли новый десант и днем 22 июля подошли к Варне. Эскадра блокировала Варну с моря, поддерживая огнем осадившие крепость русские войска. 25 сентября сухопутные войска и флотский десант начали штурм Варны. 29 сентября Варна капитулировала. В период осады Варны 28 июля фрегат «Поспешный» капитана 2 ранга Черникова у г. Мидия захватил одно и потопил другое турецкое судно, а затем захватил еще одно судно у крепости Инада. 17 августа отряд капитана 1 ранга Критского (2 фрегата, бригантина и катер), содействуя сухопутной армии, захватил турецкие редуты у Инады. Дунайская флотилия из 50 судов под командованием произведенного в контр-адмиралы И.И. Заводовского с 27 июля по 13 ноября участвовала в осаде крепости Силистрия. В начале 1829 г. Черноморский флот насчитывал два 110-пушечных, два 84-пушечных, один 80-пушечный, четыре 74-пушечных линкора, один 60-пушечный, четыре 44-пушечных и один 36-пушечный фрегат, шлюп, корвет, пять бригов, бригантину, две шхуны, три люгера, четыре катера, четыре бомбардирских судна, три яхты, пароход «Метеор» и госпитальное судно. В Николаеве строились 84-пушечный линкор, 2 фрегата, 2 брига, 2 шхуны и пароход «Громоносец». 15 февраля 1829 г. 3 линкора, 2 фрегата и 3 канлодки под командованием контр-адмирала М.Н. Кумани с десантом 1162 человека подошли к крепости Созопол и 16 февраля без боя заняли крепость и город. 11 марта отряд Кумани (3 линкора, фрегат, бриг, 3 канлодки) обстрелял крепость Ахиолло. 25 апреля фрегат «Штандарт» и бриг «Мингрелия» в бухте Шили под огнем турецких батарей атаковали 9 судов врага, 7 уничтожили и 2 захватили. 3 мая отряд капитана 1 ранга И.С. Скаловского (3 линкора, 2 фрегата и бриг) обстрелял турецкую крепость на мысе Баба. А 4 мая сжег на рейде Пендераклии линкор, транспорт и до 15 мелких судов противника. В этот же день бриг «Орфей» захватил у Кирпени 3 турецких судна. 5 мая фрегат «Поспешный» и бриг «Мингрелия» уничтожили у Акчесара строившийся турецкий корвет. 11 мая фрегат «Рафаил» под командою капитана 2 ранга Стройникова встретил между Созополом и Босфором 6 турецких линкоров, 2 фрегата, 5 корветов и 2 брига и без боя сдался неприятелю. Зато 14 мая славный подвиг совершил бриг «Меркурий» под командой А.И. Казарского. Бриг в одиночку выдержал бой с двумя линкорами противника, за что вторым в русском флоте (после «Азова») получил Георгиевский флаг. 2 сентября 1829 г. в Адрианополе (Эдирна) Турция и Россия подписали мир. К России отошли устье Дуная и побережье Кавказа от устья Кубани до поста Св. Николая между Поти и Батумом. Турция подтвердила свободу проливов, льготы русским купцам, присоединение к России Грузии, Имеретии, Мингрелии, Гурии, Эривани и Нахичевани. Сербии и Греции предоставлялась автономия, расширялась автономия Молдавии и Валахии. В первой четверти XIX в. Черноморский флот сложился как боевое соединение. Он приумножил славу России и стал достойным собратом Балтийского флота. М.О.Микешин, А.М. Опекушин. Памятник А.С. Грейгу в Николаеве (1873)
Черноморский флот в период после 1829 г. продолжал активно развиваться – строились новые корабли, создавалась военная инфраструктура в регионе. В 1830 г. в Севастополе произошло восстание, связанное с жесткими карантинными мерами в связи с эпидемией чумы, которая охватила весь город, но скоро было прекращено частями регулярной армии. На строительство и действия Черноморского флота «чумной бунт» заметного влияния не оказал. Наряду со строительством парусного флота, главный командир Грейг продолжал уделять большое внимание пароходам. В мае 1829 г. Николай I утвердил представленную Грейгом программу черноморского судостроения на 1830 г., а 18 декабря 1829 г. – состав Черноморского флота, определив его в 15 линкоров и 10 фрегатов, однако недостаток денег сорвал выполнение программы 1830 г. Севастопольское адмиралтейство занималось ремонтом кораблей после походов русско-турецкой войны. Отставание черноморского судостроения встревожило Морское министерство, которое потребовало срочно наладить постройку кораблей на казенных верфях и не рассчитывать более на подрядное строительство. Черноморский флот в 1831 г. состоял из одного 100-пушечного, пяти 84-, двух 80- и двух 74-пушечных линкоров, четырех 60- и трех 44-пушечных фрегатов, двух корветов, семи бригов и катеров. Гребные черноморские суда Николай I в марте 1831 г. объединил в Дунайскую флотилию. Для поддержки боеспособности флота требовалось ежегодно строить по одному новому линкору и фрегату. Казенных мастеровых для такого строительства не хватало, надеяться можно было в основном на подрядное строительство. В январе 1832 г. Грейг доложил императору и Главному морскому штабу о необходимости построить подрядным способом 4 линкора. Однако Николай I запретил подряд и потребовал предпринять «всевозможные старания к содержанию флота казенными средствами». Грейг прибег к весьма нежелательному, но единственно возможному средству - увеличению срока службы судов, которые на Черном море служили 6–8 лет. В декабре 1831 г. по инициативе Грейга Николай I реорганизовал управление Черноморским ведомством. Вместо прежних органов было создано Главное черноморское управление. Флотом по-прежнему управлял главный командир, при котором действовали канцелярия, штаб и интендантство. Первым начальником штаба Черноморского флота по новому положению стал с февраля 1832 г. контр-адмирал М.П. Лазарев. Уже будучи вице-адмиралом после удачной экспедиции – участия на стороне Османской империи в турецко-египетском военном конфликте 1832 – 1833 гг. – Лазарев в декабре 1834 г. стал и главным командиром ЧФ. 24 апреля 1833 г. с помощью европейских стран Турция и Египет заключили мир, а 26 июня 1833 г. Турция и Россия подписали Ункяр-Искелесийский договор, по которому Россия обязывалась оказывать Турции военную помощь. В обмен на это турки закрывали проливы для всех стран. В 1833 г. Черноморский флот направил к Кавказу эскадру капитана 1-го ранга Павла Степановича Нахимова (1802-1855). В войне особенно отличился капитан 1-го ранга Лазарь Маркович Серебряков (1795-1862), руководивший эскадрой, а затем созданием порта в Новороссийске и возглавлявший 1-е отделение укреплений Черноморской береговой линии против горцев в районе Новороссийска. При Лазареве возобновилось активное строительство Черноморского флота как за счет казенных средств, так и за счет привлечения подряда. В январе 1837 г. император утвердил лазаревский план модернизации адмиралтейства в Николаеве с одновременным строительством нового адмиралтейства и сухих доков в Севастополе. Вторым крупным делом Лазарева стал перевод в Николаев, в Спасское адмиралтейство, литейного завода из подлежащего ликвидации Херсонского адмиралтейства. И. Айвазовский. Двенадцать Апостолов
С 1842 г. в черноморском судостроении наступил спад, вызванный перераспределением средств на создание доков и Севастопольского адмиралтейства. В 1844 г. подрядчик Ш. Рафалович начал строить на Спасской верфи фрегат «Кулевчи». Этот корабль стал последним черноморским фрегатом, так как сначала новые суда данного класса не включали в штаты, а затем в передовых флотах появились пароходы-фрегаты и обычные фрегаты строить перестали. В октябре 1848 г. спущенный в Англии пароходо-фрегат «Владимир» пришел в Севастополь. В августе 1850 г. царь разрешил заказать за границей 7 пароходов-фрегатов, 4 из них - для Черного моря. Севастополь при адмирале Лазареве развивался невиданными темпами. В 1837 г. при посещении Севастополя Николай I одобрил идеи Лазарева по городскому строительству. В 1839 г. инженер Уптон составил «План проектируемых улучшений Севастополя». Еще в 1834 г. на Центральном холме заложили памятник А.И. Казарскому - первый памятник в городе. К 1849 г. Севастополь занимал 262 десятины, из них 169 десятин были застроены. Улиц и переулков имелось 43, площадей - 4, колодцев - 43 и 21 у города. Жителей насчитывалось около 45 тыс. человек. В городе действовали мастерские военного порта и заводы: сухарный, несколько кожевенных, свечных, мыло- и пивоваренных, кирпичных. Лавок было 183, из них 40 погребов с вином, 31 питейный дом. В 1851 г. был принят новый генеральный план города: предусматривалось расширить адмиралтейство, построить новый сухарный завод, новые общественные и жилые здания, расширить и украсить Севастополь, но помешала Крымская война. В феврале 1851 г. М.П. Лазарев ушел в отпуск по болезни, его место временно занял вице-адмирал М.Б. Берх, переведенный по флоту из генерал-майоров Морского ведомства. С этого времени руководство кораблестроительной частью перешло к начальнику штаба флота В.А. Корнилову, который приложил немало усилий к модернизации флота и к скорейшей достройке стоящих на стапелях кораблей. В сентябре 1852 г. Черноморский флот посетил император Николай I В это же время был решен вопрос и о пароходном заводе в Севастопольском адмиралтействе. Сметы и план завода были представлены к октябрю 1852 г. Николаев, таким образом, оставался центром парусного и деревянного судостроения, Севастополь - парового и железного. Однако осуществить эти планы было не суждено - началась Крымская война. |
Галерея Пейзажи и достопримечательности Крыма в рисунках Карла Боссоли (1815-1884)Карло Боссоли объездил практически весь Крым. Крымские впечатления выразились в серии прекрасных акварелей и гуашей.Литература, искусство На развалинах Севастополя (отрывок) 1853 - 1856Отрывок из стихотворения М. Розенгейма о Севастополе. РОЗЕНГЕЙМ, Михаил Павлович [19(31).VII.1820, Петербург - 7(19).III.1887, там же] - поэт, публицист, военный юрист. Учился в 1-м Кадетском корпусе (1827-1.838 гг.), о котором всю жизнь хранил самые теплые воспоминания. По окончании корпуса был назначен прапорщиком в полевую конную артиллерию, где и прослужил около двадцати лет (в том числе три года на Кавказе).Государственные документы Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией 1653 год. 11 октября (1 октября ст.ст.)Земский собор 1653 года в Москве по просьбе украинского правительства принял Левобережную Украину под власть русского царя, что было подтверждено Переяславской радой 1654 года.Документы личного происхождения Письмо, посланное из Биюлимана, с упоминанием о подвиге брига «Меркурий» (турецкий источник) 1829 год. 8 июня (27 мая ст.ст.)Документ личного происхождения - письмо с описанием сражения брига "Меркурий" с турецкими кораблями (турецкий источник. |