Все документы темы | ||||
сводная хронология
На 1-е число марта С утра приготовиться к тировке такелажа и приготовить тир, чтобы в полдень, когда люди придут, не было ни малейшей остановки, реи же блейквармишем вычернить, брам-реи и бом-реи положить на подкладках на берегу, малярам непременно окончить гребные, суда и всю к ним принадлежность. А. Казарский. В некоторые дни прописано в лагбухе так неясно и ошибочно; а притом столь дурным почерком, что невозможно разобрать, и многое пропущено. Как же лагбух есть документ, остающийся навсегда в команде для показания портовых исправлений, так и хода судовых работ; то на будущее время господа вахтенные офицеры озаботятся о верности того, что по закону должны утверждать своим подписем, и будут приказывать держать лагбух в исправности, с подтверждением взыскания с виноватых. Капитан-лейтенант Казарский. На 4-е число Остальным людям из команды, которые не говели на прошедшей неделе, непременно отговеть к четвергу. Содержателям по всем должностям принимать из Адмиралтейства запасные материалы и для переводу оных иметь в Адмиралтействе барказ, равно забрать все из починки. Принести песку и камней для мытья палуб и взять записку на голики. Замки, брамстеньги, смолу и прочее ненужное и громоздкое на бриге перевезть в магазины. А после обеда до вечерни маляры свободны будут выкрасить гик и гафель. Осмотреть штык у даглиста, и если не надежен, то перевязать. А. Казарский. На 5-е число Окончить по вчерашнему назначению и если взята записка на дрова и голики, послать барказ в Голландию и приказать на пути набрать песку в Килен-балке. А. Казарский. На 6-е число Принять провизию. Отделывать вновь вырубленный такелаж и исправлять все потребное к началу кампании. А. Казарский. На 7-е число Если такелаж хорошо высох, то привязать марсели, грот и новый фок: также кливер и продернуть все принадлежащие им снасти. Если такелаж окажется сыр, то вместо привязки парусов назначение работ предоставляется г. вахтенному офицеру. А провизию принимать, не откладывать. А. Казарский. На 8-е число Салинги и бом-салинги выправить. Из Адмиралтейства взять новую бизань и все что только починкою исправлено. Прочие работы предоставляются назначению г. вахтенного офицера. А. Казарский. На 9-е число Продернуть снасти, принадлежащие к привязанным парусам, чтобы уменьшить их на кубрике, для удобнейшей переборки команде. Барказу с Дмитрием Петровичем ехать за крупой и можно воспользоваться сим случаем, чтобы привезти еще хорошего песку и забрать голики по взятой записке. Подшкипер и писарь имеют этот день для получения аттестатов. Пораньше взять , чтобы отодрать для переделки дугу для колокола. А прочие работы от г. вахтенного офицера. А. Казарский. На 10-е число Спустить четверку и на гребных судах перевозить из Адмиралтейства остальные наши вещи и из Голландии голики, 7-й роте перебраться на бриг, но варку производить еще в казарме. А. Казарский. На 3-е число апреля Если ветер позволит подыматься, то держать на SWTW, а если нет, то лежать бейдевинт левым галсом, пока сгонит КNW, и тогда уведомите меня. В продолжении ночи иметь паруса по силе ветра, с должною осторожностью и обо всех переменах давать мне знать. А. Казарский. На 4-е число Продолжая правый галс, подыматься до SW, но если будет сгонять ниже SSO, уведомить меня. В наступившую ночь паруса иметь по ветру и о переменах давать знать. При ясном утре мыть служителям белье горячею морской водою и потом палубу, но прежде убрать канат, если не сыр. При мытье палубы вымыть песком чан, чтоб приготовить его для крашения. А. Казарский. На 4-е число Идти левым галсом и стараться подняться на SSW1/2W, но ежели сгонит к WtN — дать мне знать. В продолжение ночи иметь паруса по силе ветра и о переменах уведомлять. Поутру коек в сетки не укладывать, чтобы иметь время выкрасить сектора под поручнями и для этого приказать заблаговременно леера выдернуть. А. Казарский. На 21-е число В продолжение ночи наблюдать движение флагмана и следовать оным, стараясь как можно не удаляться от него и держаться близ линии ветра. Для управление ходу можете сделать прибавку и убавку парусов по силе ветра, только не отдавать рифов, и если это понадобится, уведомить меня. Всего же более остерегаться выйти из ветру или столкнуться с кем-нибудь из судов. Поутру мыть брезенты холодною, а рубахи горячей водой и потом палубу; но это начинать смотря по состоянию погоды, а при худой не приступать. А. Казарский. 22 апреля В продолжение ночи следовать движению фрегата «Штандарта» не отдаляясь от него, и стараясь держаться или на ветре, или в кильватере. Паруса нести по возможности, а о переменах и движениях уведомить меня. Поутру при тихой погоде вымыть на палубе кубричные доки горячей водой и стирками с песком, а карлинцы выскоблить. 23-го числа. В продолжении ночи иметь все возможные паруса, держать на NNW1/2W и наблюдать тщательнее по горизонту, а поутру особенно не увидим ли нашего или неприятельского отряда, о чем непременно давать мне знать, равно как и обо всех случаях и переменах. А. Казарский. 6 мая Держать на NW1/2W, а пройдя от 8 часов 25 мин., уведомить меня. В продолжение ночи неослабно смотреть за приближением к берегу и иметь должную на сей счет осторожность, парусов сверх сил не нести и обо всех переменах или что усмотрено будет, уведомлять меня. В 4 часа, когда вахта выйдет и ветер будет попутный, достать канаты и заложить на бительги: дагликса 25, а плехта 20 саженей и привязать к доглику. А. Казарский. 12 мая В продолжении наступившей ночи следовать движениям «Штандарта» и стараться держаться на ветре и впереди его траверса. Парусов сверх сил не нести, а о переменах и сигналах уведомлять; равно давать знать если он уйдет вперед на 6 румбов от нашего траверса, и вы под теперешними парусами и гротстенгистакселем, не будет в силах держаться за фрегатом. А. Казарский. 13 мая Следовать движением «Штандарта» и о переменах давать мне знать. Стараться быть не ниже его траверса и ежели под теперешними парусами вы будете догонять, уведомить меня, чтобы отдать рифы. Поутру мыть кубричные люки стирками с песком. А. Казарский. Цитируется по: Дневник А.И.Казарского. Фонды Музея КЧФ, ГУ-676 Назад в раздел Служебные документы и письма ![]() 1849 год.Военно-статистическое обозрение Российской Империи, издаваемое по высочайшему повелению при 1-м Отделении Департамента Генерального Штаба, составлено по рекогносцировкам и материалам, собранным на месте. Общие сведения военно-статистического обозрения включают описание местности, населения, уровня его образованности, промышленности губернии, а также описание отдельных городов.Карты и схемы ![]() Карта г. Севастополя с показанием осадных и оборонительных работ Дата неизвестна.Российская карта севастопольской обороны в ходе Крымской войны , без датировки. |
1806 – 1853 гг.Русско-турецкая война 1806 – 1812 гг., Бухарестский мир. Черноморский флот в период между русско-турецкими войнами. Наваринское сражение. Русско-турецкая война, Адрианопольский мир. Севастополь и Черноморский флот до Крымской войны. Участие русского флота в гражданской войне в Греции 1831–1832 гг. Действия Черноморского флота у Кавказского побережья 1830–1853 гг. Экспедиция Черноморского флота в Босфор 1833 г.![]() Корабль "Азов". Илл. из книги Е. В. Богдановича «Навари: 1827 – 1877», М.:1877
Турция начала войну в декабре 1806 г. Перед войной, в 1805 г., из Севастополя через Босфор и Дарданеллы к Ионическим островам для подкрепления находившихся там русских войск вышла эскадра капитан-командора Алексея Самуиловича Грейга (1775–1845) – из двух линкоров, двух фрегатов и транспорта. На эскадре находилось 6800 человек. В сентябре 1805 г. туда же из Кронштадта вышла эскадра вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина (1763–1831), а в сентябре 1806 г. Англия, Россия, Швеция, Пруссия и Саксония образовали четвертую антифранцузскую коалицию. Эскадра Сенявина подошла к Эгейскому морю в феврале 1807 г. и в двух сражениях разбила турецкий флот. Черноморская гребная флотилия активно действовала на Днестре. В октябре 1806 г. на Днестр перешли 44 канонерские лодки, 3 малых парусных судна и транспорт под командованием контр-адмирала С.А. Пустошкина. Флотилия содействовала сухопутным войскам при взятии крепости Аккерман 30 ноября 1806 г. В январе 1807 г. черноморцы ограничились набегом на Трапезунд и осмотром побережья между Варной и Босфором. Только в конце апреля 1807 г. адмирал Пустошкин вывел в море эскадру из 4 линкоров, 4 фрегатов, 2 бригов, брандера и 5 канонерок. Русские корабли двое суток бомбардировали крепость Анапу, а затем 28 апреля взяли ее десантом, захватив 98 пушек и 2 турецких судна. В марте – мае 1807 г. несколько отрядов гребной флотилии вошли в Дунай, где с 20 августа по 14 сентября вместе с сухопутными войсками атаковали турецкие крепости Тульчи, Исакчи, Измаил и Силистрия. 25 июня 1807 г. был заключен Тильзитский мир с Францией: Россия признала завоевания Наполеона, оставила Ионические острова и присоединилась к континентальной блокаде Англии. 12 августа было заключено перемирие с Турцией. В конце 1808 г. вместо положенных по штатам 1803 г. 21 линкора Черноморский флот имел в строю только 6, кроме того, один 110-пушечный и два 74-пушечных корабля находились в постройке в Херсоне. В марте 1809 г. война с Турцией возобновилась, и осенью 1809 г. Дунайская гребная флотилия оказала большую помощь сухопутной армии, особенно при осаде Силистрии 12 сентября – 15 октября и штурме крепостей Измаил (20 августа – 14 сентября) и Браилов (12 сентября – 15 октября). В 1809 г. Севастополь был объявлен крепостью. Черноморская эскадра летом 1809 г. послала к Анапе отряд капитан-лейтенанта Перхурова (линкор, 2 фрегата, бомбардирское судно, военный транспорт и малое судно). Отряд высадил десант в 1150 человек, и 15 июня турки сдались без боя. 11 июля другой отряд (линкор, 2 фрегата и 3 вспомогательных судна) после двухдневного обстрела захватил на Кавказе турецкую крепость Сухум-кале. 26 июня 1811 г. суда Дунайской флотилии отличились при успешном штурме Рущука. 16 мая 1812 г. война с Турцией закончилась Бухарестским миром, по которому Россия получила Бессарабию, крепости Аккерман, Килия, Измаил и право свободного плавания по Дунаю, но вернула Турции крепости Анапа, Суджук-кале и Поти. К началу Отечественной войны 1812 г. в Черноморском флоте насчитывалось 12 линкоров и 6 фрегатов. В войне с Наполеоном участвовал 75-й черноморский экипаж, состоявший из 4 рот (300 человек). В 1813 г. в Херсоне спустили на воду 74-пушечный линкор «Бриен» и два 32-пушечных фрегата, построенных по подряду; в Николаеве спустили линкор «Кульм», в Севастополе – бриг «Мингрелия». Заложили один корабль, линкор «Красное», в Николаеве. С учетом новых недостроенных линкоров Черноморский флот имел теперь три 110-пушечных и девять 74-пушечных линкоров. В 1825 г. Черноморский флот состоял из 15 линкоров, 12 фрегатов, 31 меньшего судна, 50 канлодок и 3 пароходов. В августе 1827 г. – из двух 110-пушечных, одного 80- и пяти 74-пушечных линкоров (еще два 84-пушечных находились в постройке), четырех 44-пушечных и одного 32-пушечного фрегатов (один 36-пушечный находился в постройке). Гребной флот включал 4 корвета, 5 бригов, шхуну и 4 катера. Кроме того, 30 октября 1827 г. в связи с резким ухудшением русско-турецких отношении Николай I одобрил предложение Грейга о постройке 20 судов для новой Дунайской флотилии. В начале 1820-х гг. греки подняли восстание против османских властей, и Россия решила воспользоваться ситуацией для укрепления собственного авторитета и изменения в свою пользу режима проливов, контролировавшихся Турцией. В декабре 1826 г. греки обратились к России с просьбой о помощи. 24 июня 1827 г. Россия и Англия заключили конвенцию о стремлении добиться для Греции автономии, а в случае отказа Турции – о намерении применить военную силу. Предоставить автономию Турция отказалась. Англо-франко-русская эскадра блокировала турецкий флот в Наваринской бухте. Турки убили двух английских парламентеров, и тогда союзники начали бой и одержали победу. В бою отличился русский линкор «Азов» – он впервые во флоте России получил Георгиевский флаг и вымпел. После Наваринского разгрома 1827 г. Турция закрыла для русских судов проливы и запретила у себя русскую торговлю, а 14 апреля 1828 г. объявила России войну. Главные силы русских действовали на Балканах, отдельный Кавказский корпус наступал на Эрзерум. Черноморский флот и Дунайская флотилия оказывали содействие армии. Флотилия в апреле 1828 г. обеспечила форсирование Дуная главными силами русских у Мачина. 6 мая десант А.С. Грейга из двух пехотных полков и батарейной роты высадился в 2 км от Анапы. Из Тамани морем прибыл отряд сухопутных войск. 12 июня Анапа сдалась. Во время операции у Анапы бриг «Ганимед» капитан-лейтенанта Ушакова захватил 6 мая у Суджук-кале турецкое судно, доставлявшее подкрепление для Анапы; катер «Сокол» под командованием лейтенанта Вукотича уничтожил другое судно, уже высадившее десант. 8 мая «Сокол» и бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Стройникова захватили у Суджук-кале два вражеских судна с десантом. Дунайская флотилия провела ряд успешных операций под Браиловым, эскадра Грейга, оставив часть мелких судов у Анапы, вернулась в Севастополь. 1 июля 8 линкоров, 3 фрегата, бриг, люгер, пароход и 3 бомбардирских судна приняли новый десант и днем 22 июля подошли к Варне. Эскадра блокировала Варну с моря, поддерживая огнем осадившие крепость русские войска. 25 сентября сухопутные войска и флотский десант начали штурм Варны. 29 сентября Варна капитулировала. В период осады Варны 28 июля фрегат «Поспешный» капитана 2 ранга Черникова у г. Мидия захватил одно и потопил другое турецкое судно, а затем захватил еще одно судно у крепости Инада. 17 августа отряд капитана 1 ранга Критского (2 фрегата, бригантина и катер), содействуя сухопутной армии, захватил турецкие редуты у Инады. Дунайская флотилия из 50 судов под командованием произведенного в контр-адмиралы И.И. Заводовского с 27 июля по 13 ноября участвовала в осаде крепости Силистрия. В начале 1829 г. Черноморский флот насчитывал два 110-пушечных, два 84-пушечных, один 80-пушечный, четыре 74-пушечных линкора, один 60-пушечный, четыре 44-пушечных и один 36-пушечный фрегат, шлюп, корвет, пять бригов, бригантину, две шхуны, три люгера, четыре катера, четыре бомбардирских судна, три яхты, пароход «Метеор» и госпитальное судно. В Николаеве строились 84-пушечный линкор, 2 фрегата, 2 брига, 2 шхуны и пароход «Громоносец». 15 февраля 1829 г. 3 линкора, 2 фрегата и 3 канлодки под командованием контр-адмирала М.Н. Кумани с десантом 1162 человека подошли к крепости Созопол и 16 февраля без боя заняли крепость и город. 11 марта отряд Кумани (3 линкора, фрегат, бриг, 3 канлодки) обстрелял крепость Ахиолло. 25 апреля фрегат «Штандарт» и бриг «Мингрелия» в бухте Шили под огнем турецких батарей атаковали 9 судов врага, 7 уничтожили и 2 захватили. 3 мая отряд капитана 1 ранга И.С. Скаловского (3 линкора, 2 фрегата и бриг) обстрелял турецкую крепость на мысе Баба. А 4 мая сжег на рейде Пендераклии линкор, транспорт и до 15 мелких судов противника. В этот же день бриг «Орфей» захватил у Кирпени 3 турецких судна. 5 мая фрегат «Поспешный» и бриг «Мингрелия» уничтожили у Акчесара строившийся турецкий корвет. 11 мая фрегат «Рафаил» под командою капитана 2 ранга Стройникова встретил между Созополом и Босфором 6 турецких линкоров, 2 фрегата, 5 корветов и 2 брига и без боя сдался неприятелю. Зато 14 мая славный подвиг совершил бриг «Меркурий» под командой А.И. Казарского. Бриг в одиночку выдержал бой с двумя линкорами противника, за что вторым в русском флоте (после «Азова») получил Георгиевский флаг. 2 сентября 1829 г. в Адрианополе (Эдирна) Турция и Россия подписали мир. К России отошли устье Дуная и побережье Кавказа от устья Кубани до поста Св. Николая между Поти и Батумом. Турция подтвердила свободу проливов, льготы русским купцам, присоединение к России Грузии, Имеретии, Мингрелии, Гурии, Эривани и Нахичевани. Сербии и Греции предоставлялась автономия, расширялась автономия Молдавии и Валахии. В первой четверти XIX в. Черноморский флот сложился как боевое соединение. Он приумножил славу России и стал достойным собратом Балтийского флота. ![]() М.О.Микешин, А.М. Опекушин. Памятник А.С. Грейгу в Николаеве (1873)
Черноморский флот в период после 1829 г. продолжал активно развиваться – строились новые корабли, создавалась военная инфраструктура в регионе. В 1830 г. в Севастополе произошло восстание, связанное с жесткими карантинными мерами в связи с эпидемией чумы, которая охватила весь город, но скоро было прекращено частями регулярной армии. На строительство и действия Черноморского флота «чумной бунт» заметного влияния не оказал. Наряду со строительством парусного флота, главный командир Грейг продолжал уделять большое внимание пароходам. В мае 1829 г. Николай I утвердил представленную Грейгом программу черноморского судостроения на 1830 г., а 18 декабря 1829 г. – состав Черноморского флота, определив его в 15 линкоров и 10 фрегатов, однако недостаток денег сорвал выполнение программы 1830 г. Севастопольское адмиралтейство занималось ремонтом кораблей после походов русско-турецкой войны. Отставание черноморского судостроения встревожило Морское министерство, которое потребовало срочно наладить постройку кораблей на казенных верфях и не рассчитывать более на подрядное строительство. Черноморский флот в 1831 г. состоял из одного 100-пушечного, пяти 84-, двух 80- и двух 74-пушечных линкоров, четырех 60- и трех 44-пушечных фрегатов, двух корветов, семи бригов и катеров. Гребные черноморские суда Николай I в марте 1831 г. объединил в Дунайскую флотилию. Для поддержки боеспособности флота требовалось ежегодно строить по одному новому линкору и фрегату. Казенных мастеровых для такого строительства не хватало, надеяться можно было в основном на подрядное строительство. В январе 1832 г. Грейг доложил императору и Главному морскому штабу о необходимости построить подрядным способом 4 линкора. Однако Николай I запретил подряд и потребовал предпринять «всевозможные старания к содержанию флота казенными средствами». Грейг прибег к весьма нежелательному, но единственно возможному средству - увеличению срока службы судов, которые на Черном море служили 6–8 лет. В декабре 1831 г. по инициативе Грейга Николай I реорганизовал управление Черноморским ведомством. Вместо прежних органов было создано Главное черноморское управление. Флотом по-прежнему управлял главный командир, при котором действовали канцелярия, штаб и интендантство. Первым начальником штаба Черноморского флота по новому положению стал с февраля 1832 г. контр-адмирал М.П. Лазарев. Уже будучи вице-адмиралом после удачной экспедиции – участия на стороне Османской империи в турецко-египетском военном конфликте 1832 – 1833 гг. – Лазарев в декабре 1834 г. стал и главным командиром ЧФ. 24 апреля 1833 г. с помощью европейских стран Турция и Египет заключили мир, а 26 июня 1833 г. Турция и Россия подписали Ункяр-Искелесийский договор, по которому Россия обязывалась оказывать Турции военную помощь. В обмен на это турки закрывали проливы для всех стран. В 1833 г. Черноморский флот направил к Кавказу эскадру капитана 1-го ранга Павла Степановича Нахимова (1802-1855). В войне особенно отличился капитан 1-го ранга Лазарь Маркович Серебряков (1795-1862), руководивший эскадрой, а затем созданием порта в Новороссийске и возглавлявший 1-е отделение укреплений Черноморской береговой линии против горцев в районе Новороссийска. При Лазареве возобновилось активное строительство Черноморского флота как за счет казенных средств, так и за счет привлечения подряда. В январе 1837 г. император утвердил лазаревский план модернизации адмиралтейства в Николаеве с одновременным строительством нового адмиралтейства и сухих доков в Севастополе. Вторым крупным делом Лазарева стал перевод в Николаев, в Спасское адмиралтейство, литейного завода из подлежащего ликвидации Херсонского адмиралтейства. ![]() И. Айвазовский. Двенадцать Апостолов
С 1842 г. в черноморском судостроении наступил спад, вызванный перераспределением средств на создание доков и Севастопольского адмиралтейства. В 1844 г. подрядчик Ш. Рафалович начал строить на Спасской верфи фрегат «Кулевчи». Этот корабль стал последним черноморским фрегатом, так как сначала новые суда данного класса не включали в штаты, а затем в передовых флотах появились пароходы-фрегаты и обычные фрегаты строить перестали. В октябре 1848 г. спущенный в Англии пароходо-фрегат «Владимир» пришел в Севастополь. В августе 1850 г. царь разрешил заказать за границей 7 пароходов-фрегатов, 4 из них - для Черного моря. Севастополь при адмирале Лазареве развивался невиданными темпами. В 1837 г. при посещении Севастополя Николай I одобрил идеи Лазарева по городскому строительству. В 1839 г. инженер Уптон составил «План проектируемых улучшений Севастополя». Еще в 1834 г. на Центральном холме заложили памятник А.И. Казарскому - первый памятник в городе. К 1849 г. Севастополь занимал 262 десятины, из них 169 десятин были застроены. Улиц и переулков имелось 43, площадей - 4, колодцев - 43 и 21 у города. Жителей насчитывалось около 45 тыс. человек. В городе действовали мастерские военного порта и заводы: сухарный, несколько кожевенных, свечных, мыло- и пивоваренных, кирпичных. Лавок было 183, из них 40 погребов с вином, 31 питейный дом. В 1851 г. был принят новый генеральный план города: предусматривалось расширить адмиралтейство, построить новый сухарный завод, новые общественные и жилые здания, расширить и украсить Севастополь, но помешала Крымская война. В феврале 1851 г. М.П. Лазарев ушел в отпуск по болезни, его место временно занял вице-адмирал М.Б. Берх, переведенный по флоту из генерал-майоров Морского ведомства. С этого времени руководство кораблестроительной частью перешло к начальнику штаба флота В.А. Корнилову, который приложил немало усилий к модернизации флота и к скорейшей достройке стоящих на стапелях кораблей. В сентябре 1852 г. Черноморский флот посетил император Николай I В это же время был решен вопрос и о пароходном заводе в Севастопольском адмиралтействе. Сметы и план завода были представлены к октябрю 1852 г. Николаев, таким образом, оставался центром парусного и деревянного судостроения, Севастополь - парового и железного. Однако осуществить эти планы было не суждено - началась Крымская война. |
Галерея ![]() La bataille de Navarin (Garneray A.L.) 1830 годНаваринское сражение - картина французского худождника Амбруаза Луи Гарнерея, изображающая сражение англо-франко-русской эскадры с турецким флотом в Наваринской бухте в 1827 г. Российскими кораблями командовал контр-адмирал, граф Л.П. Гейден.Литература, искусство ![]() На развалинах Севастополя (отрывок) 1853 - 1856Отрывок из стихотворения М. Розенгейма о Севастополе. РОЗЕНГЕЙМ, Михаил Павлович [19(31).VII.1820, Петербург - 7(19).III.1887, там же] - поэт, публицист, военный юрист. Учился в 1-м Кадетском корпусе (1827-1.838 гг.), о котором всю жизнь хранил самые теплые воспоминания. По окончании корпуса был назначен прапорщиком в полевую конную артиллерию, где и прослужил около двадцати лет (в том числе три года на Кавказе).Государственные документы Из указа Александра I от 16 (4) сентября 1821 1853 год, 16 сентября (4 сентября ст.ст.)Указ Александра I от 16 (4) сентября 1821 года не только разграничивал территории России и Америки, но и устанавливал строгий запрет приближаться к берегам Америки, принадлежащим России, для иностранных судов. Также иностранным купцам запрещалась торговля с аборигенами американских островов и побережий материка.Документы личного происхождения ![]() 1807 год. 11 мая (29 апреля ст.ст.)Штурм крепости Анапа - эпизод русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Совместные успешные действия русской армии и флота привели к капитуляции гарнизона |