Все документы темы  
сводная хронология


Письмо к И. И. Гречу

1807 год. 11 мая (29 апреля ст.ст.)

Иван Айвазовский.
Смотр черноморского флота, 1886.
Вы желали, М. Г. Николай Иванович, чтобы я, как участник во взятии нашим флотом Анапы, описал вам обстоятельства сего дела. Исполняю с удовольствием вашу волю, но вместе с тем прошу извинить, если мое описание не красно и не полно: я никогда не учился владеть пером, и сообщаю вам то, что уцелело в моей памяти, по прошествии двадцати лет со времени Анапского дела.

С исходом 1806 года началась война с турками. Первые действия открылись на Днестре, где нашими войсками командовал генерал Михельсон. Флот наш, плававший в Средиземном море под начальством Сенавина, едва успел jкончить блистательную свою кампанию против французов, как увидел против себя нового неприятеля. Все было в действии, только мы, т. е. служившие в Черноморском флоте, оставались праздными. Это спокойствие, в то время, когда паши войска, и сухопутные и морские были заняты войною и следовательно имели дорогу к отличиям, было для нас весьма прискорбно. Мы с нетерпением ожидали весны, надеясь с ее наступлением явиться на водах Черного моря, где военные громы нашего флота не раздавались уже с 1791 года, с того времени, как адмирал Ушаков своими победами навел ужас на сам Константинополь.

Наконец желанное время настало. В марте 1807 года, Черноморский флот, находившийся в Севастополе, был в готовности выступить в море, а в конце сего месяца последовало Высочайшее повеление, коим начальство над сей эскадрой было поручено контр-адмиралу, что ныне вице-адмирал и сенатор, Семену Афанасьевичу Пустошкину.

В первых числах апреля, командующий нашей эскадрой получил от адмирала Маркиза Де-Траверсе, бывшего главным командиром Черноморского флота, предписание — идти к Анапе и совершенно разорить сию крепость, гнездо хищных Закубанских народов, своими набегами беспрестанно нарушавших спокойствие Российских пределов. Вслед за сим приказанием перевезли на нашу эскадру десантное войско, состоявшее из 4 морского полка, под командой генерал-майора Говорова.

Поход наш к Анапе был не первый, который совершили русские против сей крепости. Еще в царствование Императрицы Екатерины войска наши были два раза под ее стенами, и оба сии похода обошлись им недешево. В последнюю Турецкую кампанию, возгоревшуюся за Крым, генерал Бибиков пошел на Анапу с 8 тыч. войском, но— не взяв ее, возвратился за Кубань, потеряв едва ли не половину своего корпуса. В следующем году русские были счастливее. Гудович выбрал для своей экспедиции время более благоприятное, нежели его предшественник. После трехнедельного похода Анапа взята приступом; но приступ сей был один из самых жарких. Потеря с нашей стороны была значительна, но зато и город испытал силу оружия русских и весь ужас кровопролитного штурма.

Эскадра, назначенная против Анапы, состояла из шести линейных кораблей, пяти фрегатов, брандера и двух бригов. Мы готовились в плавание с полной надеждой на успех, зная, что крепость, бывшая предметом вашей экспедиции, не заключала в себе сильного гарнизона, и полагаясь на искусство адмирала. Большая часть наших капитанов и некоторые офицеры уже знакомы были с войною: еще прежде они били турок под начальством Нассау-Зигена, Дерибаса и Ушакова, и под начальством последнего, соединено с турками, поражали французов на Ионийских островах и в Италии. Эскадра, приняв на корабли свои десантное войско, в начале апреля оставила Севастопольский рейд, и при попутном ветре отплыла к Анапе. К общему нашему сожалению, благоприятный ветер продолжался не долго. Через трое суток по выходе флота в море, застигла нас сильная буря. Корабли наши понесли значительные повреждения, и мы принуждены были возвратиться в Севастополь, куда пришли накануне самого дна Св. Пасхи. Это неприятное обстоятельство весьма нас огорчило; мы полагали, что для Святой недели нам придется похристосоваться с турками картечью и ядрами, и—вместо того, принуждены были заняться починкой и отсрочить начатый поход под Анапу. Деятельность в усилия наши были необыкновенны. Чрез неделю почти все было исправлено, и эскадра находилась в готовности выступить в море. К сему времени мы были подкреплены пятью канонерскими лодками, за то два корабля остались в Севастопольском порте. Один из них, исправив свои повреждения, чрез несколько дней соединился с нами при Анапе; другой же, 60-пушечный Победа, получил столь сильную течь, что должен был остаться для килевания. Кораблем сим командовал капитан 2-го ранга М. И. Ратманов (Макар Иванович Ратманов, ныне контр-адмирал и дежурный генерал Морского Штаба Его Императорского Величества). Отсутствие сего офицера было весьма чувствительно для нашей эскадры. Еще будучи лейтенантом, отличался он во флоте Ушакова при Корфу и Анконе, и в сем чине получил орден Св. Анны 2 класса. Кроме того, что мы лишались в нем искусного и храброго Капитана, нам неприятно было видеть, что принуждены были оставить Победу, как бы опасаясь, чтоб без победы не отойти от Анапы. Однако же все пошло по нашему желанию.

27 апреля мы пришли на вид крепости Анапы, и при наступлении ночи, в 4 милях от оной, легли на якорь; только один фрегат и бриг, остались под парусами, для наблюдения за неприятелем. Ночь прошла в совершенном спокойствии; поутру мы подвинулись ближе к крепости, — адмирал, имевший свой флаг на 110-пуш. корабле Ратном, — отправил к берегу парламентера с письмами к Паше, но оных не приняли, и посланный возвратился без успеха. Вечером эскадра снялась с якоря и еще ближе подошла к берегу; фрегат “Воин”, коим командовал капитан-лейтенант Подгаецкий, получил приказание сбить одну из неприятельских батарей, открывшую огонь по эскадре, и исполнил сие в самое короткое время. Вскоре на тем нашло маловетрие, и эскадра снова расположилась на якоре, вне пушечного выстрела от крепости.

Часов в восемь вечера прибыл к эскадре адмирал Маркиз Де-Траверсе, желавший быть сам свидетелем атаки. Ночью несколько вооруженных баркасов были посланы для промера глубины, и совершили сие под огнем неприятельской артиллерии.

На рассвете мы готовились свозить на берег десант. Паша Анапский, видя наши движения, прислал к командующему эскадрой коменданта крепости для переговоров. Адмирал, приняв его на своем корабле, объявил, что если чрез два часа город не сдастся добровольно, то будет разорен до основания. По истечении назначенного срока, эскадра начала подходить к крепости. Фрегат “Воин” находился впереди; и когда был от берега на дистанции ближнего пушечного выстрела, то крепость открыла по нем самый жестокий огонь. С “Воина” отвечали тем же, и началось дело.

По сигналу с нашего корабля, 60-пушечный корабль “Варахаил”, под командой капитана Салькова, вступил под паруса и открыв пальбу брандскугелями, чрез несколько минут, в разных местах зажег город; гарнизон и жители, устрашенные сам действием нашей артиллерии, и опасаясь огня всей эскадры, спешили удалиться из крепости, в окружающие ее горы. Десант, по отъезде с флагманского корабля Анапского коменданта, вышедший на берег верстах в трех выше крепости, поспешал воспрепятствовать бегству жителей, но принужден был главное свое внимание обратить на черкесов, кинувшихся в город для разграбления; эскадра в боевом порядке лежала на шпринге. Пожар, произведенный в городе, огонь нашей артиллерии и перестрелка десанта с толпами наступавших черкесов, скрывали от нас крепость в густом облаке дыма. Вдруг на одном из бастионов развился, наш кейзер-флаг. В одно мгновение радостное ура целой эскадры приветствовало победоносного орла России, И адмирал на корабле коего в сие время находился главный командир Черноморского флота, отдал приказ усилить десант свежими войсками.

В час по полудни, батальон 4 Морского полка вступил в крепость и занял оную. Таким образом, в продолжение двух часов совершилось покорение Анапы, тем более для нас приятное, что стоило нам весьма малого урона. О поспешности, с какой неприятель бежал из города, и о потерь, понесенной им в людях от пожара, можно заключить из того, что из 300 топчей или турецких канониров и 4000 жителей, при овладении городом только двадцать человек остались в крепости. Сто пушек, несколько сот пудов пороху, множество артиллерийских снарядов и два купеческие судна, стоявшие под берегом, достались в наши руки. — Одно судно, плывшее из Константинополя с военными припасами для Анапы, было сожжено самими турками.

Во время атаки крепости, особенно отличился с нашей стороны мичман Неверовский, который с несколькими матросами взошел на бастион, и поднял на оном кейзер-флаг. Продолжая защищать оный не более как с десятью человеками, офицер сей верно бы сделался жертвой неприятельских ударов, если бы отряд солдат 4 Морского полка не поспешил к нему на помощь и не прогнал черкесов, покушавшихся сорвать наш флаг.

Действие огня, произведенного в крепости нашими выстрелами, было ужасно: все дома, мечети и некоторые казенные магазины обратились в пепел. На другой день по взятии Анапы, т. е. 30 апреля адмирал М. Де-Траверсе отправился обратно в Крымские порты, а мы занялись разорением крепости. Медные пушки и годные снаряды были перевезены на эскадру; все же прочее было приведено в негодность к употреблению и брошено в колодцы. Укрепления были подорваны, и чрез шесть дней Анапа представляла одни развалины. При нашем отбытии, последовавшем 6 мая, ни одно живое существо не находилось в разрушенной крепости. Только черкесы, изумленные участью своего убежища, сбирались толпами в окрестных горах и выжидали нашего ухода, чтобы под грудами пепла и камней найти предметы для удовлетворения своего хищничества. Чрез неделю мы бросили якорь на Севастопольском рейде.

Вот вам, М. Г. Николай Иванович, краткое описание нашей экспедиции; более двадцати лет прошло с того времени, и победоносный наш флаг до сего года не развевался под стенами сей крепости. Мы купили победу весьма дешево; теперь турки, возобновив разрушенный нами город, вероятно, устроили его укрепления лучшим образом. Особенно последние шесть лет, когда Порта находилась в ежеминутной готовности к войне с Россией, доставили ей время упрочить оборону Анапы и приуготовить черкесов. Доказательством сему не служат ли пушки, коими снабжены сии Закубанские народы?

М. П.

С.-Петербург, 2 июня 1828.

Цитируется по: Взятие турецкой крепости Анапы в 1807 году // Сын отечества, Часть 119. № 10. 1828

Назад в раздел


Служебные документы и письма

Военно–статистическое обозрение Таврической губернии 1849 г. По рекогносцировкам и материалам, собранным на месте, составлял Генерального

1849 год.

Военно-статистическое обозрение Российской Империи, издаваемое по высочайшему повелению при 1-м Отделении Департамента Генерального Штаба, составлено по рекогносцировкам и материалам, собранным на месте. Общие сведения военно-статистического обозрения включают описание местности, населения, уровня его образованности, промышленности губернии, а также описание отдельных городов. 




Карты и схемы

Карта Таврической Губернии

Дата неизвестна

Восточная война 1853-1856 годов. Сочинение члена Русского императорского Общества генерал-лейтенанта М.И. Богдановича. В 4-х томах. Издание второе, исправленное, дополненное. С-Петербург, Типография М. Стасюлевича, Вас. Остр., 2 лин., 7. 1877





1806 – 1853 гг.

Русско-турецкая война 1806 – 1812 гг., Бухарестский мир. Черноморский флот в период между русско-турецкими войнами. Наваринское сражение. Русско-турецкая война, Адрианопольский мир. Севастополь и Черноморский флот до Крымской войны. Участие русского флота в гражданской войне в Греции 1831–1832 гг. Действия Черноморского флота у Кавказского побережья 1830–1853 гг. Экспедиция Черноморского флота в Босфор 1833 г.

Корабль "Азов". Илл. из книги Е. В. Богдановича «Навари: 1827 – 1877», М.:1877

Турция начала войну в декабре 1806 г. Перед войной, в 1805 г., из Севастополя через Босфор и Дарданеллы к Ионическим островам для подкрепления находившихся там русских войск вышла эскадра капитан-командора Алексея Самуиловича Грейга (1775–1845) – из двух линкоров, двух фрегатов и транспорта. На эскадре находилось 6800 человек. В сентябре 1805 г. туда же из Кронштадта вышла эскадра вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина (1763–1831), а в сентябре 1806 г. Англия, Россия, Швеция, Пруссия и Саксония образовали четвертую антифранцузскую коалицию. Эскадра Сенявина подошла к Эгейскому морю в феврале 1807 г. и в двух сражениях разбила турецкий флот.

Черноморская гребная флотилия активно действовала на Днестре. В октябре 1806 г. на Днестр перешли 44 канонерские лодки, 3 малых парусных судна и транспорт под командованием контр-адмирала С.А. Пустошкина. Флотилия содействовала сухопутным войскам при взятии крепости Аккерман 30 ноября 1806 г. В январе 1807 г. черноморцы ограничились набегом на Трапезунд и осмотром побережья между Варной и Босфором. Только в конце апреля 1807 г. адмирал Пустошкин вывел в море эскадру из 4 линкоров, 4 фрегатов, 2 бригов, брандера и 5 канонерок. Русские корабли двое суток бомбардировали крепость Анапу, а затем 28 апреля взяли ее десантом, захватив 98 пушек и 2 турецких судна.

В марте – мае 1807 г. несколько отрядов гребной флотилии вошли в Дунай, где с 20 августа по 14 сентября вместе с сухопутными войсками атаковали турецкие крепости Тульчи, Исакчи, Измаил и Силистрия. 25 июня 1807 г. был заключен Тильзитский мир с Францией: Россия признала завоевания Наполеона, оставила Ионические острова и присоединилась к континентальной блокаде Англии. 12 августа было заключено перемирие с Турцией.

В конце 1808 г. вместо положенных по штатам 1803 г. 21 линкора Черноморский флот имел в строю только 6, кроме того, один 110-пушечный и два 74-пушечных корабля находились в постройке в Херсоне.

В марте 1809 г. война с Турцией возобновилась, и осенью 1809 г. Дунайская гребная флотилия оказала большую помощь сухопутной армии, особенно при осаде Силистрии 12 сентября – 15 октября и штурме крепостей Измаил (20 августа – 14 сентября) и Браилов (12 сентября – 15 октября).

В 1809 г. Севастополь был объявлен крепостью. Черноморская эскадра летом 1809 г. послала к Анапе отряд капитан-лейтенанта Перхурова (линкор, 2 фрегата, бомбардирское судно, военный транспорт и малое судно). Отряд высадил десант в 1150 человек, и 15 июня турки сдались без боя. 11 июля другой отряд (линкор, 2 фрегата и 3 вспомогательных судна) после двухдневного обстрела захватил на Кавказе турецкую крепость Сухум-кале. 26 июня 1811 г. суда Дунайской флотилии отличились при успешном штурме Рущука. 16 мая 1812 г. война с Турцией закончилась Бухарестским миром, по которому Россия получила Бессарабию, крепости Аккерман, Килия, Измаил и право свободного плавания по Дунаю, но вернула Турции крепости Анапа, Суджук-кале и Поти.

К началу Отечественной войны 1812 г. в Черноморском флоте насчитывалось 12 линкоров и 6 фрегатов. В войне с Наполеоном участвовал 75-й черноморский экипаж, состоявший из 4 рот (300 человек). В 1813 г. в Херсоне спустили на воду 74-пушечный линкор «Бриен» и два 32-пушечных фрегата, построенных по подряду; в Николаеве спустили линкор «Кульм», в Севастополе – бриг «Мингрелия». Заложили один корабль, линкор «Красное», в Николаеве. С учетом новых недостроенных линкоров Черноморский флот имел теперь три 110-пушечных и девять 74-пушечных линкоров.

В 1825 г. Черноморский флот состоял из 15 линкоров, 12 фрегатов, 31 меньшего судна, 50 канлодок и 3 пароходов. В августе 1827 г. – из двух 110-пушечных, одного 80- и пяти 74-пушечных линкоров (еще два 84-пушечных находились в постройке), четырех 44-пушечных и одного 32-пушечного фрегатов (один 36-пушечный находился в постройке). Гребной флот включал 4 корвета, 5 бригов, шхуну и 4 катера. Кроме того, 30 октября 1827 г. в связи с резким ухудшением русско-турецких отношении Николай I одобрил предложение Грейга о постройке 20 судов для новой Дунайской флотилии.

В начале 1820-х гг. греки подняли восстание против османских властей, и Россия решила воспользоваться ситуацией для укрепления собственного авторитета и изменения в свою пользу режима проливов, контролировавшихся Турцией. В декабре 1826 г. греки обратились к России с просьбой о помощи. 24 июня 1827 г. Россия и Англия заключили конвенцию о стремлении добиться для Греции автономии, а в случае отказа Турции – о намерении применить военную силу. Предоставить автономию Турция отказалась. Англо-франко-русская эскадра блокировала турецкий флот в Наваринской бухте. Турки убили двух английских парламентеров, и тогда союзники начали бой и одержали победу. В бою отличился русский линкор «Азов» – он впервые во флоте России получил Георгиевский флаг и вымпел.

Памятник А. И. Казарскому в Севастополе
После Наваринского разгрома 1827 г. Турция закрыла для русских судов проливы и запретила у себя русскую торговлю, а 14 апреля 1828 г. объявила России войну. Главные силы русских действовали на Балканах, отдельный Кавказский корпус наступал на Эрзерум. Черноморский флот и Дунайская флотилия оказывали содействие армии. Флотилия в апреле 1828 г. обеспечила форсирование Дуная главными силами русских у Мачина.

6 мая десант А.С. Грейга из двух пехотных полков и батарейной роты высадился в 2 км от Анапы. Из Тамани морем прибыл отряд сухопутных войск. 12 июня Анапа сдалась. Во время операции у Анапы бриг «Ганимед» капитан-лейтенанта Ушакова захватил 6 мая у Суджук-кале турецкое судно, доставлявшее подкрепление для Анапы; катер «Сокол» под командованием лейтенанта Вукотича уничтожил другое судно, уже высадившее десант. 8 мая «Сокол» и бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Стройникова захватили у Суджук-кале два вражеских судна с десантом.

Дунайская флотилия провела ряд успешных операций под Браиловым, эскадра Грейга, оставив часть мелких судов у Анапы, вернулась в Севастополь. 1 июля 8 линкоров, 3 фрегата, бриг, люгер, пароход и 3 бомбардирских судна приняли новый десант и днем 22 июля подошли к Варне. Эскадра блокировала Варну с моря, поддерживая огнем осадившие крепость русские войска. 25 сентября сухопутные войска и флотский десант начали штурм Варны. 29 сентября Варна капитулировала.

В период осады Варны 28 июля фрегат «Поспешный» капитана 2 ранга Черникова у г. Мидия захватил одно и потопил другое турецкое судно, а затем захватил еще одно судно у крепости Инада. 17 августа отряд капитана 1 ранга Критского (2 фрегата, бригантина и катер), содействуя сухопутной армии, захватил турецкие редуты у Инады. Дунайская флотилия из 50 судов под командованием произведенного в контр-адмиралы И.И. Заводовского с 27 июля по 13 ноября участвовала в осаде крепости Силистрия. В начале 1829 г. Черноморский флот насчитывал два 110-пушечных, два 84-пушечных, один 80-пушечный, четыре 74-пушечных линкора, один 60-пушечный, четыре 44-пушечных и один 36-пушечный фрегат, шлюп, корвет, пять бригов, бригантину, две шхуны, три люгера, четыре катера, четыре бомбардирских судна, три яхты, пароход «Метеор» и госпитальное судно. В Николаеве строились 84-пушечный линкор, 2 фрегата, 2 брига, 2 шхуны и пароход «Громоносец».

15 февраля 1829 г. 3 линкора, 2 фрегата и 3 канлодки под командованием контр-адмирала М.Н. Кумани с десантом 1162 человека подошли к крепости Созопол и 16 февраля без боя заняли крепость и город.

11 марта отряд Кумани (3 линкора, фрегат, бриг, 3 канлодки) обстрелял крепость Ахиолло. 25 апреля фрегат «Штандарт» и бриг «Мингрелия» в бухте Шили под огнем турецких батарей атаковали 9 судов врага, 7 уничтожили и 2 захватили.

3 мая отряд капитана 1 ранга И.С. Скаловского (3 линкора, 2 фрегата и бриг) обстрелял турецкую крепость на мысе Баба. А 4 мая сжег на рейде Пендераклии линкор, транспорт и до 15 мелких судов противника. В этот же день бриг «Орфей» захватил у Кирпени 3 турецких судна. 5 мая фрегат «Поспешный» и бриг «Мингрелия» уничтожили у Акчесара строившийся турецкий корвет. 11 мая фрегат «Рафаил» под командою капитана 2 ранга Стройникова встретил между Созополом и Босфором 6 турецких линкоров, 2 фрегата, 5 корветов и 2 брига и без боя сдался неприятелю. Зато 14 мая славный подвиг совершил бриг «Меркурий» под командой А.И. Казарского. Бриг в одиночку выдержал бой с двумя линкорами противника, за что вторым в русском флоте (после «Азова») получил Георгиевский флаг.

2 сентября 1829 г. в Адрианополе (Эдирна) Турция и Россия подписали мир. К России отошли устье Дуная и побережье Кавказа от устья Кубани до поста Св. Николая между Поти и Батумом. Турция подтвердила свободу проливов, льготы русским купцам, присоединение к России Грузии, Имеретии, Мингрелии, Гурии, Эривани и Нахичевани. Сербии и Греции предоставлялась автономия, расширялась автономия Молдавии и Валахии. В первой четверти XIX в. Черноморский флот сложился как боевое соединение. Он приумножил славу России и стал достойным собратом Балтийского флота.

М.О.Микешин, А.М. Опекушин. Памятник А.С. Грейгу в Николаеве (1873)

Черноморский флот в период после 1829 г. продолжал активно развиваться – строились новые корабли, создавалась военная инфраструктура в регионе. В 1830 г. в Севастополе произошло восстание, связанное с жесткими карантинными мерами в связи с эпидемией чумы, которая охватила весь город, но скоро было прекращено частями регулярной армии.

На строительство и действия Черноморского флота «чумной бунт» заметного влияния не оказал. Наряду со строительством парусного флота, главный командир Грейг продолжал уделять большое внимание пароходам. В мае 1829 г. Николай I утвердил представленную Грейгом программу черноморского судостроения на 1830 г., а 18 декабря 1829 г. – состав Черноморского флота, определив его в 15 линкоров и 10 фрегатов, однако недостаток денег сорвал выполнение программы 1830 г. Севастопольское адмиралтейство занималось ремонтом кораблей после походов русско-турецкой войны.

Отставание черноморского судостроения встревожило Морское министерство, которое потребовало срочно наладить постройку кораблей на казенных верфях и не рассчитывать более на подрядное строительство. Черноморский флот в 1831 г. состоял из одного 100-пушечного, пяти 84-, двух 80- и двух 74-пушечных линкоров, четырех 60- и трех 44-пушечных фрегатов, двух корветов, семи бригов и катеров. Гребные черноморские суда Николай I в марте 1831 г. объединил в Дунайскую флотилию.

Для поддержки боеспособности флота требовалось ежегодно строить по одному новому линкору и фрегату. Казенных мастеровых для такого строительства не хватало, надеяться можно было в основном на подрядное строительство. В январе 1832 г. Грейг доложил императору и Главному морскому штабу о необходимости построить подрядным способом 4 линкора. Однако Николай I запретил подряд и потребовал предпринять «всевозможные старания к содержанию флота казенными средствами». Грейг прибег к весьма нежелательному, но единственно возможному средству - увеличению срока службы судов, которые на Черном море служили 6–8 лет.

В декабре 1831 г. по инициативе Грейга Николай I реорганизовал управление Черноморским ведомством. Вместо прежних органов было создано Главное черноморское управление. Флотом по-прежнему управлял главный командир, при котором действовали канцелярия, штаб и интендантство. Первым начальником штаба Черноморского флота по новому положению стал с февраля 1832 г. контр-адмирал М.П. Лазарев. Уже будучи вице-адмиралом после удачной экспедиции – участия на стороне Османской империи в турецко-египетском военном конфликте 1832 – 1833 гг. – Лазарев в декабре 1834 г. стал и главным командиром ЧФ.

24 апреля 1833 г. с помощью европейских стран Турция и Египет заключили мир, а 26 июня 1833 г. Турция и Россия подписали Ункяр-Искелесийский договор, по которому Россия обязывалась оказывать Турции военную помощь. В обмен на это турки закрывали проливы для всех стран.

В 1833 г. Черноморский флот направил к Кавказу эскадру капитана 1-го ранга Павла Степановича Нахимова (1802-1855). В войне особенно отличился капитан 1-го ранга Лазарь Маркович Серебряков (1795-1862), руководивший эскадрой, а затем созданием порта в Новороссийске и возглавлявший 1-е отделение укреплений Черноморской береговой линии против горцев в районе Новороссийска.

При Лазареве возобновилось активное строительство Черноморского флота как за счет казенных средств, так и за счет привлечения подряда. В январе 1837 г. император утвердил лазаревский план модернизации адмиралтейства в Николаеве с одновременным строительством нового адмиралтейства и сухих доков в Севастополе. Вторым крупным делом Лазарева стал перевод в Николаев, в Спасское адмиралтейство, литейного завода из подлежащего ликвидации Херсонского адмиралтейства.

И. Айвазовский. Двенадцать Апостолов

С 1842 г. в черноморском судостроении наступил спад, вызванный перераспределением средств на создание доков и Севастопольского адмиралтейства. В 1844 г. подрядчик Ш. Рафалович начал строить на Спасской верфи фрегат «Кулевчи». Этот корабль стал последним черноморским фрегатом, так как сначала новые суда данного класса не включали в штаты, а затем в передовых флотах появились пароходы-фрегаты и обычные фрегаты строить перестали. В октябре 1848 г. спущенный в Англии пароходо-фрегат «Владимир» пришел в Севастополь. В августе 1850 г. царь разрешил заказать за границей 7 пароходов-фрегатов, 4 из них - для Черного моря.

Севастополь при адмирале Лазареве развивался невиданными темпами. В 1837 г. при посещении Севастополя Николай I одобрил идеи Лазарева по городскому строительству. В 1839 г. инженер Уптон составил «План проектируемых улучшений Севастополя». Еще в 1834 г. на Центральном холме заложили памятник А.И. Казарскому - первый памятник в городе. К 1849 г. Севастополь занимал 262 десятины, из них 169 десятин были застроены. Улиц и переулков имелось 43, площадей - 4, колодцев - 43 и 21 у города. Жителей насчитывалось около 45 тыс. человек. В городе действовали мастерские военного порта и заводы: сухарный, несколько кожевенных, свечных, мыло- и пивоваренных, кирпичных. Лавок было 183, из них 40 погребов с вином, 31 питейный дом.

В 1851 г. был принят новый генеральный план города: предусматривалось расширить адмиралтейство, построить новый сухарный завод, новые общественные и жилые здания, расширить и украсить Севастополь, но помешала Крымская война.

В феврале 1851 г. М.П. Лазарев ушел в отпуск по болезни, его место временно занял вице-адмирал М.Б. Берх, переведенный по флоту из генерал-майоров Морского ведомства. С этого времени руководство кораблестроительной частью перешло к начальнику штаба флота В.А. Корнилову, который приложил немало усилий к модернизации флота и к скорейшей достройке стоящих на стапелях кораблей.

В сентябре 1852 г. Черноморский флот посетил император Николай I В это же время был решен вопрос и о пароходном заводе в Севастопольском адмиралтействе. Сметы и план завода были представлены к октябрю 1852 г. Николаев, таким образом, оставался центром парусного и деревянного судостроения, Севастополь - парового и железного.

Однако осуществить эти планы было не суждено - началась Крымская война.

Галерея



La bataille de Navarin (Garneray A.L.)

1830 год

Наваринское сражение - картина французского худождника Амбруаза Луи Гарнерея, изображающая сражение англо-франко-русской эскадры с турецким флотом в Наваринской бухте в 1827 г. Российскими кораблями командовал контр-адмирал, граф Л.П. Гейден.




Литература, искусство



На развалинах Севастополя (отрывок)

1853 - 1856

Отрывок из стихотворения М. Розенгейма о Севастополе. РОЗЕНГЕЙМ, Михаил Павлович [19(31).VII.1820, Петербург - 7(19).III.1887, там же] - поэт, публицист, военный юрист. Учился в 1-м Кадетском корпусе (1827-1.838 гг.), о котором всю жизнь хранил самые теплые воспоминания. По окончании корпуса был назначен прапорщиком в полевую конную артиллерию, где и прослужил около двадцати лет (в том числе три года на Кавказе).




Государственные документы

Решение Земского собора о воссоединении Украины с Россией

1653 год. 11 октября (1 октября ст.ст.)

Земский собор 1653 года в Москве по просьбе украинского правительства принял Левобережную Украину под власть русского царя, что было подтверждено Переяславской радой 1654 года.




Документы личного происхождения

Письмо, посланное из Биюлимана, с упоминанием о подвиге брига «Меркурий» (турецкий источник)

1829 год. 8 июня (27 мая ст.ст.)

Документ личного происхождения - письмо с описанием сражения брига "Меркурий" с турецкими кораблями (турецкий источник.




Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"