Все документы темы | ||||
сводная хронология
![]() Александр Иванович Казарский
посланное из Биюлимана 27 мая 1829 года написанное штурманом «Реал-бея» оттоманского флота Биюлиман, 1829 год. 8 июня (27 мая ст.ст.) 22 числа сего месяца мы вышли из пролива, и к ночи, после различных эволюций мы стали править к О; чтобы взойти в залив Пендараклия, на встречу одного отряда Русского флота. По приходе мы нашли там только один турецкии фрегат переделанный из корабля, который был сожжен русскими немного спустя после спуска его на воду. Русский флот, состоящий из 14 судов между которыми были шесть линейных кораблей., много потерпел от огня батарей, как узнали мы от коменданта крепости. Мы пошли снова к проливу; и 25 взяли один 36-пушечный фрегат, который спустил флаг при нашем приближении. Капитан того фрегата оставался до вчерашнего дня на нашем судне; он украшен многими орденами и очень хорошо объясняется на итальянском языке, имя его Семен Михайлович а фрегат называется «Рафаил». Во вторник, с рассветом, приближаясь к Босфору мы приметили три русских судна: фрегат и два брига; мы погнались за ними, но только догнать могли один бриг в три часа по-полудни. Корабль капитан-паши и наш открыли тогда сильный огонь. Дело неслыханное и невероятное. Мы не могли заставить его сдаться: он дрался, ретируясь и маневрируя со всем искусством опытного военного капитана, до того, что стыдно сказать, мы прекратили сражение, и он со славою продолжал свой путь. Бриг сей должен потерять, без сомнения половину своей команды, потому что один раз он был от нашего корабля на пистолетный выстрел, и он, конечно, еще более был бы поврежден, если б капитан-паша не прекратил огня часом ранее нас, и сигналом не приказал бы нам то же сделать. В продолжение сражения командир русского фрегата говорил мне, что капитан сего брига никогда не сдастся и если он потеряет всю надежду, то тогда взорвет бриг свой на воздух. Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий». С 20 пушками не более, он дрался против 220 в виду неприятельского флота бывшего у него на ветре. Назад в раздел Служебные документы и письма ![]() (1828 - 1829)Приказы А. И. Казарского, данные в разное время. Александр Ива́нович Казарский (1797—1833) — герой русско-турецкой войны 1828—1829 годов, капитан 1-го ранга(1831)Карты и схемы ![]() Дата неизвестнаВосточная война 1853-1856 годов. Сочинение члена Русского императорского Общества генерал-лейтенанта М.И. Богдановича. В 4-х томах. Издание второе, исправленное, дополненное. С-Петербург, Типография М. Стасюлевича, Вас. Остр., 2 лин., 7. 1877 |
1806 – 1853 гг.Русско-турецкая война 1806 – 1812 гг., Бухарестский мир. Черноморский флот в период между русско-турецкими войнами. Наваринское сражение. Русско-турецкая война, Адрианопольский мир. Севастополь и Черноморский флот до Крымской войны. Участие русского флота в гражданской войне в Греции 1831–1832 гг. Действия Черноморского флота у Кавказского побережья 1830–1853 гг. Экспедиция Черноморского флота в Босфор 1833 г.![]() Корабль "Азов". Илл. из книги Е. В. Богдановича «Навари: 1827 – 1877», М.:1877
Турция начала войну в декабре 1806 г. Перед войной, в 1805 г., из Севастополя через Босфор и Дарданеллы к Ионическим островам для подкрепления находившихся там русских войск вышла эскадра капитан-командора Алексея Самуиловича Грейга (1775–1845) – из двух линкоров, двух фрегатов и транспорта. На эскадре находилось 6800 человек. В сентябре 1805 г. туда же из Кронштадта вышла эскадра вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина (1763–1831), а в сентябре 1806 г. Англия, Россия, Швеция, Пруссия и Саксония образовали четвертую антифранцузскую коалицию. Эскадра Сенявина подошла к Эгейскому морю в феврале 1807 г. и в двух сражениях разбила турецкий флот. Черноморская гребная флотилия активно действовала на Днестре. В октябре 1806 г. на Днестр перешли 44 канонерские лодки, 3 малых парусных судна и транспорт под командованием контр-адмирала С.А. Пустошкина. Флотилия содействовала сухопутным войскам при взятии крепости Аккерман 30 ноября 1806 г. В январе 1807 г. черноморцы ограничились набегом на Трапезунд и осмотром побережья между Варной и Босфором. Только в конце апреля 1807 г. адмирал Пустошкин вывел в море эскадру из 4 линкоров, 4 фрегатов, 2 бригов, брандера и 5 канонерок. Русские корабли двое суток бомбардировали крепость Анапу, а затем 28 апреля взяли ее десантом, захватив 98 пушек и 2 турецких судна. В марте – мае 1807 г. несколько отрядов гребной флотилии вошли в Дунай, где с 20 августа по 14 сентября вместе с сухопутными войсками атаковали турецкие крепости Тульчи, Исакчи, Измаил и Силистрия. 25 июня 1807 г. был заключен Тильзитский мир с Францией: Россия признала завоевания Наполеона, оставила Ионические острова и присоединилась к континентальной блокаде Англии. 12 августа было заключено перемирие с Турцией. В конце 1808 г. вместо положенных по штатам 1803 г. 21 линкора Черноморский флот имел в строю только 6, кроме того, один 110-пушечный и два 74-пушечных корабля находились в постройке в Херсоне. В марте 1809 г. война с Турцией возобновилась, и осенью 1809 г. Дунайская гребная флотилия оказала большую помощь сухопутной армии, особенно при осаде Силистрии 12 сентября – 15 октября и штурме крепостей Измаил (20 августа – 14 сентября) и Браилов (12 сентября – 15 октября). В 1809 г. Севастополь был объявлен крепостью. Черноморская эскадра летом 1809 г. послала к Анапе отряд капитан-лейтенанта Перхурова (линкор, 2 фрегата, бомбардирское судно, военный транспорт и малое судно). Отряд высадил десант в 1150 человек, и 15 июня турки сдались без боя. 11 июля другой отряд (линкор, 2 фрегата и 3 вспомогательных судна) после двухдневного обстрела захватил на Кавказе турецкую крепость Сухум-кале. 26 июня 1811 г. суда Дунайской флотилии отличились при успешном штурме Рущука. 16 мая 1812 г. война с Турцией закончилась Бухарестским миром, по которому Россия получила Бессарабию, крепости Аккерман, Килия, Измаил и право свободного плавания по Дунаю, но вернула Турции крепости Анапа, Суджук-кале и Поти. К началу Отечественной войны 1812 г. в Черноморском флоте насчитывалось 12 линкоров и 6 фрегатов. В войне с Наполеоном участвовал 75-й черноморский экипаж, состоявший из 4 рот (300 человек). В 1813 г. в Херсоне спустили на воду 74-пушечный линкор «Бриен» и два 32-пушечных фрегата, построенных по подряду; в Николаеве спустили линкор «Кульм», в Севастополе – бриг «Мингрелия». Заложили один корабль, линкор «Красное», в Николаеве. С учетом новых недостроенных линкоров Черноморский флот имел теперь три 110-пушечных и девять 74-пушечных линкоров. В 1825 г. Черноморский флот состоял из 15 линкоров, 12 фрегатов, 31 меньшего судна, 50 канлодок и 3 пароходов. В августе 1827 г. – из двух 110-пушечных, одного 80- и пяти 74-пушечных линкоров (еще два 84-пушечных находились в постройке), четырех 44-пушечных и одного 32-пушечного фрегатов (один 36-пушечный находился в постройке). Гребной флот включал 4 корвета, 5 бригов, шхуну и 4 катера. Кроме того, 30 октября 1827 г. в связи с резким ухудшением русско-турецких отношении Николай I одобрил предложение Грейга о постройке 20 судов для новой Дунайской флотилии. В начале 1820-х гг. греки подняли восстание против османских властей, и Россия решила воспользоваться ситуацией для укрепления собственного авторитета и изменения в свою пользу режима проливов, контролировавшихся Турцией. В декабре 1826 г. греки обратились к России с просьбой о помощи. 24 июня 1827 г. Россия и Англия заключили конвенцию о стремлении добиться для Греции автономии, а в случае отказа Турции – о намерении применить военную силу. Предоставить автономию Турция отказалась. Англо-франко-русская эскадра блокировала турецкий флот в Наваринской бухте. Турки убили двух английских парламентеров, и тогда союзники начали бой и одержали победу. В бою отличился русский линкор «Азов» – он впервые во флоте России получил Георгиевский флаг и вымпел. После Наваринского разгрома 1827 г. Турция закрыла для русских судов проливы и запретила у себя русскую торговлю, а 14 апреля 1828 г. объявила России войну. Главные силы русских действовали на Балканах, отдельный Кавказский корпус наступал на Эрзерум. Черноморский флот и Дунайская флотилия оказывали содействие армии. Флотилия в апреле 1828 г. обеспечила форсирование Дуная главными силами русских у Мачина. 6 мая десант А.С. Грейга из двух пехотных полков и батарейной роты высадился в 2 км от Анапы. Из Тамани морем прибыл отряд сухопутных войск. 12 июня Анапа сдалась. Во время операции у Анапы бриг «Ганимед» капитан-лейтенанта Ушакова захватил 6 мая у Суджук-кале турецкое судно, доставлявшее подкрепление для Анапы; катер «Сокол» под командованием лейтенанта Вукотича уничтожил другое судно, уже высадившее десант. 8 мая «Сокол» и бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Стройникова захватили у Суджук-кале два вражеских судна с десантом. Дунайская флотилия провела ряд успешных операций под Браиловым, эскадра Грейга, оставив часть мелких судов у Анапы, вернулась в Севастополь. 1 июля 8 линкоров, 3 фрегата, бриг, люгер, пароход и 3 бомбардирских судна приняли новый десант и днем 22 июля подошли к Варне. Эскадра блокировала Варну с моря, поддерживая огнем осадившие крепость русские войска. 25 сентября сухопутные войска и флотский десант начали штурм Варны. 29 сентября Варна капитулировала. В период осады Варны 28 июля фрегат «Поспешный» капитана 2 ранга Черникова у г. Мидия захватил одно и потопил другое турецкое судно, а затем захватил еще одно судно у крепости Инада. 17 августа отряд капитана 1 ранга Критского (2 фрегата, бригантина и катер), содействуя сухопутной армии, захватил турецкие редуты у Инады. Дунайская флотилия из 50 судов под командованием произведенного в контр-адмиралы И.И. Заводовского с 27 июля по 13 ноября участвовала в осаде крепости Силистрия. В начале 1829 г. Черноморский флот насчитывал два 110-пушечных, два 84-пушечных, один 80-пушечный, четыре 74-пушечных линкора, один 60-пушечный, четыре 44-пушечных и один 36-пушечный фрегат, шлюп, корвет, пять бригов, бригантину, две шхуны, три люгера, четыре катера, четыре бомбардирских судна, три яхты, пароход «Метеор» и госпитальное судно. В Николаеве строились 84-пушечный линкор, 2 фрегата, 2 брига, 2 шхуны и пароход «Громоносец». 15 февраля 1829 г. 3 линкора, 2 фрегата и 3 канлодки под командованием контр-адмирала М.Н. Кумани с десантом 1162 человека подошли к крепости Созопол и 16 февраля без боя заняли крепость и город. 11 марта отряд Кумани (3 линкора, фрегат, бриг, 3 канлодки) обстрелял крепость Ахиолло. 25 апреля фрегат «Штандарт» и бриг «Мингрелия» в бухте Шили под огнем турецких батарей атаковали 9 судов врага, 7 уничтожили и 2 захватили. 3 мая отряд капитана 1 ранга И.С. Скаловского (3 линкора, 2 фрегата и бриг) обстрелял турецкую крепость на мысе Баба. А 4 мая сжег на рейде Пендераклии линкор, транспорт и до 15 мелких судов противника. В этот же день бриг «Орфей» захватил у Кирпени 3 турецких судна. 5 мая фрегат «Поспешный» и бриг «Мингрелия» уничтожили у Акчесара строившийся турецкий корвет. 11 мая фрегат «Рафаил» под командою капитана 2 ранга Стройникова встретил между Созополом и Босфором 6 турецких линкоров, 2 фрегата, 5 корветов и 2 брига и без боя сдался неприятелю. Зато 14 мая славный подвиг совершил бриг «Меркурий» под командой А.И. Казарского. Бриг в одиночку выдержал бой с двумя линкорами противника, за что вторым в русском флоте (после «Азова») получил Георгиевский флаг. 2 сентября 1829 г. в Адрианополе (Эдирна) Турция и Россия подписали мир. К России отошли устье Дуная и побережье Кавказа от устья Кубани до поста Св. Николая между Поти и Батумом. Турция подтвердила свободу проливов, льготы русским купцам, присоединение к России Грузии, Имеретии, Мингрелии, Гурии, Эривани и Нахичевани. Сербии и Греции предоставлялась автономия, расширялась автономия Молдавии и Валахии. В первой четверти XIX в. Черноморский флот сложился как боевое соединение. Он приумножил славу России и стал достойным собратом Балтийского флота. ![]() М.О.Микешин, А.М. Опекушин. Памятник А.С. Грейгу в Николаеве (1873)
Черноморский флот в период после 1829 г. продолжал активно развиваться – строились новые корабли, создавалась военная инфраструктура в регионе. В 1830 г. в Севастополе произошло восстание, связанное с жесткими карантинными мерами в связи с эпидемией чумы, которая охватила весь город, но скоро было прекращено частями регулярной армии. На строительство и действия Черноморского флота «чумной бунт» заметного влияния не оказал. Наряду со строительством парусного флота, главный командир Грейг продолжал уделять большое внимание пароходам. В мае 1829 г. Николай I утвердил представленную Грейгом программу черноморского судостроения на 1830 г., а 18 декабря 1829 г. – состав Черноморского флота, определив его в 15 линкоров и 10 фрегатов, однако недостаток денег сорвал выполнение программы 1830 г. Севастопольское адмиралтейство занималось ремонтом кораблей после походов русско-турецкой войны. Отставание черноморского судостроения встревожило Морское министерство, которое потребовало срочно наладить постройку кораблей на казенных верфях и не рассчитывать более на подрядное строительство. Черноморский флот в 1831 г. состоял из одного 100-пушечного, пяти 84-, двух 80- и двух 74-пушечных линкоров, четырех 60- и трех 44-пушечных фрегатов, двух корветов, семи бригов и катеров. Гребные черноморские суда Николай I в марте 1831 г. объединил в Дунайскую флотилию. Для поддержки боеспособности флота требовалось ежегодно строить по одному новому линкору и фрегату. Казенных мастеровых для такого строительства не хватало, надеяться можно было в основном на подрядное строительство. В январе 1832 г. Грейг доложил императору и Главному морскому штабу о необходимости построить подрядным способом 4 линкора. Однако Николай I запретил подряд и потребовал предпринять «всевозможные старания к содержанию флота казенными средствами». Грейг прибег к весьма нежелательному, но единственно возможному средству - увеличению срока службы судов, которые на Черном море служили 6–8 лет. В декабре 1831 г. по инициативе Грейга Николай I реорганизовал управление Черноморским ведомством. Вместо прежних органов было создано Главное черноморское управление. Флотом по-прежнему управлял главный командир, при котором действовали канцелярия, штаб и интендантство. Первым начальником штаба Черноморского флота по новому положению стал с февраля 1832 г. контр-адмирал М.П. Лазарев. Уже будучи вице-адмиралом после удачной экспедиции – участия на стороне Османской империи в турецко-египетском военном конфликте 1832 – 1833 гг. – Лазарев в декабре 1834 г. стал и главным командиром ЧФ. 24 апреля 1833 г. с помощью европейских стран Турция и Египет заключили мир, а 26 июня 1833 г. Турция и Россия подписали Ункяр-Искелесийский договор, по которому Россия обязывалась оказывать Турции военную помощь. В обмен на это турки закрывали проливы для всех стран. В 1833 г. Черноморский флот направил к Кавказу эскадру капитана 1-го ранга Павла Степановича Нахимова (1802-1855). В войне особенно отличился капитан 1-го ранга Лазарь Маркович Серебряков (1795-1862), руководивший эскадрой, а затем созданием порта в Новороссийске и возглавлявший 1-е отделение укреплений Черноморской береговой линии против горцев в районе Новороссийска. При Лазареве возобновилось активное строительство Черноморского флота как за счет казенных средств, так и за счет привлечения подряда. В январе 1837 г. император утвердил лазаревский план модернизации адмиралтейства в Николаеве с одновременным строительством нового адмиралтейства и сухих доков в Севастополе. Вторым крупным делом Лазарева стал перевод в Николаев, в Спасское адмиралтейство, литейного завода из подлежащего ликвидации Херсонского адмиралтейства. ![]() И. Айвазовский. Двенадцать Апостолов
С 1842 г. в черноморском судостроении наступил спад, вызванный перераспределением средств на создание доков и Севастопольского адмиралтейства. В 1844 г. подрядчик Ш. Рафалович начал строить на Спасской верфи фрегат «Кулевчи». Этот корабль стал последним черноморским фрегатом, так как сначала новые суда данного класса не включали в штаты, а затем в передовых флотах появились пароходы-фрегаты и обычные фрегаты строить перестали. В октябре 1848 г. спущенный в Англии пароходо-фрегат «Владимир» пришел в Севастополь. В августе 1850 г. царь разрешил заказать за границей 7 пароходов-фрегатов, 4 из них - для Черного моря. Севастополь при адмирале Лазареве развивался невиданными темпами. В 1837 г. при посещении Севастополя Николай I одобрил идеи Лазарева по городскому строительству. В 1839 г. инженер Уптон составил «План проектируемых улучшений Севастополя». Еще в 1834 г. на Центральном холме заложили памятник А.И. Казарскому - первый памятник в городе. К 1849 г. Севастополь занимал 262 десятины, из них 169 десятин были застроены. Улиц и переулков имелось 43, площадей - 4, колодцев - 43 и 21 у города. Жителей насчитывалось около 45 тыс. человек. В городе действовали мастерские военного порта и заводы: сухарный, несколько кожевенных, свечных, мыло- и пивоваренных, кирпичных. Лавок было 183, из них 40 погребов с вином, 31 питейный дом. В 1851 г. был принят новый генеральный план города: предусматривалось расширить адмиралтейство, построить новый сухарный завод, новые общественные и жилые здания, расширить и украсить Севастополь, но помешала Крымская война. В феврале 1851 г. М.П. Лазарев ушел в отпуск по болезни, его место временно занял вице-адмирал М.Б. Берх, переведенный по флоту из генерал-майоров Морского ведомства. С этого времени руководство кораблестроительной частью перешло к начальнику штаба флота В.А. Корнилову, который приложил немало усилий к модернизации флота и к скорейшей достройке стоящих на стапелях кораблей. В сентябре 1852 г. Черноморский флот посетил император Николай I В это же время был решен вопрос и о пароходном заводе в Севастопольском адмиралтействе. Сметы и план завода были представлены к октябрю 1852 г. Николаев, таким образом, оставался центром парусного и деревянного судостроения, Севастополь - парового и железного. Однако осуществить эти планы было не суждено - началась Крымская война. |
Галерея ![]() (1815-1884)Карло Боссоли объездил практически весь Крым. Крымские впечатления выразились в серии прекрасных акварелей и гуашей.Литература, искусство ![]() На развалинах Севастополя (отрывок) 1853 - 1856Отрывок из стихотворения М. Розенгейма о Севастополе. РОЗЕНГЕЙМ, Михаил Павлович [19(31).VII.1820, Петербург - 7(19).III.1887, там же] - поэт, публицист, военный юрист. Учился в 1-м Кадетском корпусе (1827-1.838 гг.), о котором всю жизнь хранил самые теплые воспоминания. По окончании корпуса был назначен прапорщиком в полевую конную артиллерию, где и прослужил около двадцати лет (в том числе три года на Кавказе).Государственные документы ![]() 1829 год. 10 августа (29 июля ст.ст.)Указ Николая I о даровании бригу "Меркурий" флага со знамением св.великомученика и победоносца Георгия во знаменование победного боя брига с двумя превосходящими по силе турецкими кораблями 14 мая 1829 года.Документы личного происхождения ![]() 1807 год. 11 мая (29 апреля ст.ст.)Штурм крепости Анапа - эпизод русско-турецкой войны 1806-1812 гг. Совместные успешные действия русской армии и флота привели к капитуляции гарнизона |