Все документы темы | ||
сводная хронология
Публикации в СМИ (журналы, газеты) Одесский вестник о награждении флотских экипажей ЧФ георгиевскими знаменными флагами в Севастополе 1857 год, 2 мая (20 апреля ст.ст.)Высочайшим приказом по Военному ведомству от 30 августа 1856 г. все 17 строевых флотских экипажей Черноморского флота (№№ 29 — 45), принимавших участие в обороне Севастополя 1854 — 1855 гг. были удостоены высшей коллективной награды для чинов флота досоветской России — экипажных Георгиевских знаменных флагов с надписью «За оборону Севастополя с 13 сентября 1854 года по 27 августа 1855 года».Служебные документы и письма Акт о глумлении англо-французских захватчиков над могилами русских адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина 1858 год. 23 апреля (11 апреля ст.ст.)Служебный документ осмотра склепа храма св. равноапостольного князя Владимира в Севастополе после освобождения города войсками союзников.Карты и схемы Фрагмент карты Севастопольского градоначальства, 1886 г. 1886 годФрагмент карты Севастопольского градоначальства, 1886 г. Показанное расположение береговых батарей в целом сохранится и в дальнейшем. |
1856 – 1907 гг.Черноморский флот в период после Крымской войны. Восстановление Севастополя. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. Берлинский мир. Черноморский флот и Севастополь в конце XIX – начале XX века.Графская пристань после войны
Военные действия в период Крымской войны и обороны 1854-1855 гг. нанесли Севастополю огромный ущерб. Вместо цветущего морского города остались одни развалины. В 1856 г. в Севастополе имелось только 14 малоповрежденных зданий. Восстановление и строительство города несколько оживилось только в начале 70-х годов XIX в. после отмены статей Парижского мирного договора, запрещавших России иметь флот на Черном море, и решения о сооружении железной дороги до Севастополя. Однако судя по описаниям современников, до конца 70-х годов XIX в. город лежал в развалинах. В 1890 г. Севастополь официально объявили главной базой Черноморского флота и крепостью. В Севастополь из Николаева перебазировали штаб и другие органы управления Черноморского флота. С возрождением флота возникла необходимость иметь и соответствующую береговую базу. В Севастополе велось строительство зданий военного порта, причалов, казарм, складов для хранения флотского имущества, боеприпасов, топлива. Крымская война подвела черту под многовековой историей развития парусного флота. Она убедительно показала, что у парусных кораблей больше нет будущего, – нужна срочная их замена паровыми броненосными. Однако эту задачу нельзя было решить в короткие сроки. Масштабы и темпы строительства броненосного флота России увеличивались по мере улучшения экономического положения страны. Первый этап промышленного переворота охватывал 60–70-е годы XIX в. В это время строились небольшие броненосные корабли береговой обороны и создавались крейсерские силы, предназначенные для ведения боевых действий на океанских коммуникациях. На втором этапе, начавшемся в 80-е годы, был создан и получил развитие мореходный броненосный флот вначале на Балтийском, а затем и на других морских театрах. После Крымской войны в России практически не было флота. В конце 1856 г. на Балтийском море имелись: 1 винтовой линейный корабль, 1 винтовой фрегат, 10 колесных пароходов, 18 небольших пароходов и 40 винтовых канонерских лодок; на Черном море — 12 колесных пароходов; на Белом море — 2 небольших колесных парохода; на Каспии — 8 таких же пароходов; на Дальнем Востоке — винтовая шхуна и 3 колесных парохода. В 1857 г. правительство утвердило первую после Крымской войны судостроительную программу сроком на двадцать лет. Планировалась постройка: для Балтийского моря — 153 винтовых кораблей (18 линейных, 12 фрегатов, 14 корветов, 100 канонерских лодок и 9 колесных пароходов); для Черного моря (с учетом ограничений, обусловленных Парижским договором) — 15 винтовых кораблей (шести корветов и девяти транспортов) и 4 колесных пароходов; для Тихого океана — 20 винтовых кораблей (шести корветов, шести клиперов, пяти пароходов, двух транспортов и одной шхуны). На юге наиболее крупным судостроительным заводом был Адмиралтейский в Николаеве, на котором (после отмены в 1871 г. ограничительных статей Парижского договора 1856 г.) в 80–90-х годах развернулось строительство броненосных кораблей для Черноморского флота. Небольшие военные суда строились в Севастополе и Одессе. Определяющим фактором в развитии броненосного флота являлось соревнование между артиллерией и броней. Эта борьба, начавшаяся в 60-е годы и продолжавшаяся по существу до появления ракетно-ядерного оружия, в конечном счете определила развитие основных классов и типов артиллерийских кораблей броненосного флота. Большое влияние на строительство броненосного флота оказывало также развитие минного оружия. После заключения Парижского договора в течение 15 лет Россия создала на Балтийском море броненосный флот — третий по силе в Европе. На первом этапе возрождения Черноморского флота после отмены ограничений в 1871 г. руководители Морского министерства, ссылаясь на отсутствие необходимых средств, отказались от строительства мореходных броненосцев, способных вести активные наступательные действия. С одобрения правительства было принято решение строить броненосцы береговой обороны для прикрытия совместно с береговой артиллерией и минными заграждениями побережья в случае нападения неприятельского флота. В первую очередь намечалось построить корабли для обороны Днепровско-Бугского лимана и Керченского пролива, наиболее уязвимых со стороны моря. В докладе Морского технического комитета говорилось: «Морское министерство, принимая меры к возобновлению военного флота на Черном море, имело в виду ограничиться, на первое время, постройкой мелкосидящих броненосных судов, годных по своему боевому значению для прибрежной обороны и, в особенности, для защиты входов в Керченский пролив и Днепровско-Бугский лиман». Политика Морского министерства, направленная на строительство оборонительного флота для Черного моря, закончилась полным провалом. Затратив крупные средства на не оправдавший себя эксперимент, а главное — упустив драгоценное время (7–8 лет), руководители Морского министерства оставили страну без флота на Черном море перед лицом надвигавшейся войны с Турцией. За допущенные серьезные ошибки в строительстве флота руководитель Морского министерства великий князь Константин Николаевич под давлением общественности был отстранен от управления военно-морским флотом и Морским ведомством. Развитие парового броненосного флота в России в 60–70-е годы XIX в. характеризовалось не только постройкой броненосных кораблей береговой обороны и первого в мире мореходного броненосца «Петр Великий», но и созданием крейсерских сил. В России был впервые создан новый тип корабля - броненосный крейсер, который позже взяли на вооружение и другие морские державы. И. К. Айвазовский. Бой Весты с Фехти-Булендом 11.07.1877
Русско-турецкая война 1877–1878 гг. явилась результатом нового обострения военно-политической обстановки на Балканах. Начавшееся здесь летом 1875 г. национально-освободительное движение славян против Османской империи европейские страны решили использовать в своих интересах. Россия, стремясь восстановить свое политическое и экономическое влияние на Балканах, утраченное после Крымской войны, выступила на стороне славянских народов. 12 апреля 1877 г. Россия объявила Турции войну. К началу войны турецкий флот (15 броненосных кораблей различных классов и 15 небронированных судов) значительно превосходил русский: два броненосных корабля и пять небронированных судов. Кроме того, Турция имела военную флотилию на Дунае, состоящую из девяти броненосных кораблей, преимущественно мониторов и корветов, и 37 небронированных судов. Повторялась та же история, что и в Крымскую войну, когда Россия оказалась неподготовленной к ведению боевых действий на морских театрах. В связи с отсутствием на Черном море и Дунае необходимых морских сил русское командование стремилось решить исход войны на сухопутном фронте. Эта же причина повлияла и на выбор района наступления русских войск на Балканском театре. Если в прошлых войнах при наличии сильного флота русское командование предпочитало вести наступление сухопутных войск вдоль побережья, что стало традиционным для русской армии в войнах с Турцией, то в войне 1877–1878 гг. наступление планировалось вести вдали от Черноморского побережья. На Балканском театре перед русским флотом была поставлена задача: обеспечить переправу через Дунай главных сил армии между турецкими крепостями Никополь и Рущук (Русе), в районе города Зимница (Зимнича), а вспомогательных (армейский корпус) — в нижнем течении Дуная, в районе Галац — Браилов. Из переброшенных на Дунай паровых катеров и гребных шлюпок сформировали два отряда. Один из них был укомплектован моряками Балтийского флота и должен был обеспечить переправу главных сил армии в районе города Зимница, другой — черноморцами, которые обеспечивали переправу в районе Браилова. Оба отряда подчинялись начальнику инженеров армии генерал-майору Н. Ф. Деппу, который руководил наведением переправ через Дунай и форсированием реки. В районе Парканы — Бендеры (на Днестре) была создана специальная минная база. Здесь русские моряки под руководством известного минера того времени, полковника Борескова, готовились к использованию минного оружия на речном театре. В апреле-июне 1877 г. русские моряки начали устанавливать минные заграждения у Браилова, а затем у города Зимница. Их прикрывали береговые артиллерийские батареи и минные катера, вооруженные шестовыми и буксируемыми минами. Корабли противника неоднократно пытались остановить работы, но береговые батареи и минные катера решительно пресекали их действия. Так, 29 апреля 1877 г. при попытке противника атаковать катера в районе Браилова береговая батарея потопила турецкий броненосец «Лютфи-Джелиль». Русские моряки впервые в истории активно использовали минное оружие против турецких баз и кораблей на Дунае. Так, отряд кораблей Черноморского флота под командованием капитан-лейтенанта Дикова установил минное заграждение у Сулина. В начале мая 1877 г. противник сосредоточил в Мачинском рукаве у Браилова группу кораблей, которые мешали установке мин и переправе войск в данном районе. Для атаки кораблей неприятеля было выделено четыре катера под командованием лейтенанта Дубасова. В ночь на 14 мая они вышли из Браилова и направились в Мачинский рукав, где в то время стояли на якоре три турецких корабля. Сблизившись с противником на дистанцию в 120 м, катера построились в две кильватерные колонны, атаковали турецкий однобашенный монитор «Сейфи» и потопили его. Успех форсирования русской армией Дуная на среднем участке реки при большом количестве броненосных кораблей и вооруженных пароходов был обеспечен умелыми и решительными действиями моряков. В результате активных действий минных катеров и береговой артиллерии, а также искусного использования минного оружия противник понес существенные потери. Были потоплены два броненосных корабля, канонерская лодка, несколько вооруженных пароходов и повреждены две канонерские лодки. И главное — русским морякам удалось парализовать действия турецкой военной флотилии на Дунае и таким образом обеспечить наступление русской армии на Балканском театре. Главная задача Черноморского флота заключалась в том, чтобы вместе с сухопутными войсками обеспечить оборону портов и побережья от артиллерийских обстрелов и десантов противника. Для этого были выделены два армейских корпуса (7-й и 10-й) и отряд кораблей Черноморского флота под командованием вице-адмирала Н. А. Аркаса, состоящий из двух «поповок» и нескольких устаревших пароходофрегатов. Учитывая наличие у противника довольно сильного броненосного флота и возможность десанта, русское командование особое внимание обратило на создание противодесантной обороны. Корабельные силы обороны портов состояли из 2 броненосцев — «поповок» (приданных Одессе), четырнадцати небольших пароходов, вооруженных шестовыми и буксируемыми минами, и 9 минных катеров. Пароходы и катера предназначались для дозорной службы и охраны минных заграждений. По задачам и организации они представляли собой соединение кораблей охраны водного района — прообраз соединения современных военно-морских баз. Оборона портов с суши возлагалась на сухопутные войска — 7-й и 10-й армейские корпуса. Были разработаны специальные инструкции, в которых предусматривалось взаимодействие сухопутных и морских сил при обороне портов. С началом войны турки, воспользовавшись подавляющим превосходством своего флота и почти полным отсутствием обороны Черноморского побережья Кавказа, обстреляли Поти, Очамчиры, Гудауту и Сухуми, а в конце апреля — первой половине мая 1877 г. высадили в этом районе морские десанты и овладели им. Это был единственный успех, которого добился турецкий броненосный флот на Черном море в войне 1877–1878 гг. Созданная русскими моряками противодесантная оборона и система защиты баз и портов на побережье между устьем Дуная и Керчью была настолько эффективной, что турецкий флот даже не попытался их атаковать. Блокада баз и портов, объявленная турками по совету англичан 23 апреля 1877 г., оказалась малоэффективной и была фактически сорвана с переходом сил Черноморского флота к активным действиям на коммуникациях противника. Активные наступательные действия, хотя и ограниченными силами и средствами — с использованием лишь минного оружия и вооруженных пароходов, — начались в первый же месяц войны. Боевые действия вооруженных пароходов «Великий князь Константин», «Владимир», «Веста», «Россия», «Ливадия» и других на коммуникациях противника велись в течение всей войны. Несмотря на значительное превосходство противника в силах, пароходы смело выходили к прибрежным коммуникациям противника и наносили по ним внезапные удары. Летом 1877 г. на морских сообщениях у Анатолийского и Румелийского побережий они уничтожили несколько турецких судов. Пароход «Ливадия», крейсируя вдоль Румелийского побережья, 12 августа обнаружил в районе Варны двухмачтовое ]судно и уничтожил его. Турецкие броненосцы пытались перехватить «Ливадию», но она оторвалась от преследователей и благополучно вернулась в Севастополь. Еще больший успех выпал на долю «России», которая 13 декабря 1877 г. у Анатолийского побережья захватила в плен турецкий пароход «Мерсина» с 800 турецкими солдатами и офицерами. Героический подвиг в бою с противником совершил экипаж «Весты», которым командовал капитан-лейтенант Н. М. Баранов. В июле 1877 г. во время очередного крейсерства у Румелийского побережья с «Весты» обнаружили в 35 милях от порта Кюстенджи (Констанца) турецкий броненосец «Фатхи-Буленд». Капитан-лейтенант Н. М. Баранов, искусно управляя пароходом, удерживал противника на выгодных дистанциях и курсовых углах. От попадания снарядов на броненосце произошел взрыв, после чего он прекратил бой и отошел к берегу. Из вооруженных пароходов, действовавших на коммуникациях противника, наибольшего успеха достиг «Великий князь Константин» под командованием лейтенанта С. О. Макарова. Недостаточно высокая эффективность применения шестовых мин и мин-крылаток побудила Макарова вооружить катера торпедами. Минные катера провели две атаки торпедами. Одна из них 14 января 1878 г. закончилась потоплением на Батумском рейде турецкого вооруженного парохода «Интибах». Русско-турецкая война закончилась победой России. По Сан-Стефанскому договору Болгария, Босния и Герцеговина получили автономию, Сербия, Черногория и Румыния — независимость, а России возвращалась часть территории, отторгнутой Турцией во время Крымской войны. Но в дальнейшем под давлением Англии и Австрии, боявшихся усиления влияния России на Балканах, на Берлинском конгрессе в июне-июле 1878 г. условия Сан-Стефанского мирного договора были пересмотрены с ущербом для России и славянских народов на Балканах. Существенную помощь армии оказал военно-морской флот. Моряки обеспечили переправу главных сил армии через Дунай, вместе с сухопутными войсками организовали надежную противодесантную оборону побережья и портов на Черном море. Активными действиями на коммуникациях они нанесли противнику ощутимые потери, а к концу войны почти полностью парализовали деятельность турецкого броненосного флота на Черном море. Несмотря на то, что военно-морской флот в войне с Турцией играл второстепенную роль, а масштабы его боевых действий были сравнительно небольшие, опыт вооруженной борьбы на море оказал существенное влияние на развитие сил и боевых средств флота и некоторых областей военно-морского искусства во второй половине XIX в. Отсутствие броненосных кораблей на Черноморском театре особенно остро сказалось в период мирных переговоров с Турцией, когда англичане, пытаясь надавить на русское правительство, направили в Мраморное море свой флот. С угрозой его вторжения в Черное море пришлось считаться. Опыт русско-турецкой войны 1877–1878 гг. со всей очевидностью доказал необходимость иметь (в том числе и на Черном море) достаточно сильный броненосный флот. К его строительству Россия приступила в начале 80-х годов XIX в. Эскадренный броненосец "Георгий победоносец"
Развитие военно-морского флота России в последней четверти XIX в. проходило в сложной внутренней и международной обстановке. Стремление крупнейших европейских государств разрешать назревавшие между ними противоречия из-за колоний и сфер влияния вооруженным путем породило гонку вооружений, особенно военно-морских, которым в борьбе за колонии отводилась главенствующая роль. О стремительном росте военно-морской мощи ведущих государств свидетельствуют такие данные. За последнюю четверть XIX в. суммарное водоизмещение броненосного флота Франции увеличилось примерно втрое, Англии — вчетверо, России — впятеро, Германии — в восемь раз, Японии — в 15 раз. На строительство военных флотов и их содержание тратились огромные средства. В 80-х годах XIX в. начался новый этап строительства русского военно-морского флота. Создавался мореходный броненосный флот, сравнительно быстро развивалось артиллерийское и минно-торпедное оружие, появились минно-тральные силы и средства, радио, установилась классификация кораблей броненосного флота и его организация и, наконец, изменилась тактика военно-морского флота. К началу XX в. в «Правилах артиллерийской службы» для русского флота были разработаны принципы эффективности стрельбы корабельной артиллерией. Усиление артиллерии вызвало необходимость улучшения качества брони. В 90-е годы стала применяться броня, изготовленная из хромоникелевой стали, специально обработанной, цементированной и закаленной. Сопротивляемость новой брони оказалась на 16% выше, чем у брони из цементированных плит никелевой стали. Большое внимание уделялось развитию торпедного оружия. Определенные успехи были достигнуты и в развитии минного оружия. Параллельно с совершенствованием мин шел поиск средств борьбы с ними. Исключительно важное значение для военно-морского флота имело изобретение в 1895 г. А. С. Поповым радио. Россия в развитии броненосного флота отставала от других морских держав. Ее броненосные корабли, построенные в 60–70-е годы для Балтийского флота, заметно устарели, а на Черном море вообще не было современного броненосного флота. Морское министерство в отчете за 1879 г. писало: «С грустным чувством должно сознаться, что «Петр Великий» есть наш единственный сильный боевой корабль. Все прочие суда наши не способны к борьбе с первоклассными броненосцами, которыми располагают другие морские державы, да и самое значение их как передвижной силы, обороняющей наши берега, весьма сомнительно». В связи с тем, что морской бой рассматривался как наиболее эффективный и единственный способ решения всех задач в вооруженной борьбе на море, а артиллерия — в качестве основного оружия флота, то вполне естественно, что во всех странах предпочтение отдавалось строительству крупных броненосных кораблей, имевших сильное артиллерийское вооружение и мощное бронирование. Эти корабли, созданные на базе двух основных типов броненосцев предшествующего периода: башенного и казематного, — получили, согласно одной из первых классификаций, название эскадренных броненосцев. Как и парусные линейные корабли, они составляли боевое ядро флота и предназначались для ведения эскадренного морского боя. Наряду с эскадренными броненосцами строились броненосные и бронепалубные крейсеры для действия на морских коммуникациях и ведения морского боя в составе эскадры. Развитие минно-торпедного оружия привело к появлению в последней четверти XIX в. новых классов кораблей — минных заградителей и миноносцев, предназначенных для постановки минных заграждений и использования торпедного оружия. Началом создания мореходного броненосного флота в России считается 1881 г., когда при Морском министерстве под председательством великого князя Алексея Александровича состоялось специальное совещание с участием военного министра и министра иностранных дел по вопросу дальнейшего развития военно-морского флота. На совещании были определены мероприятия по наращиванию морской мощи на театрах и задачи флотов. В отличие от 60–70-х годов, когда в России строился оборонительный флот, в начале 80-х годов было решено строить мощный мореходный флот, способный вести активные наступательные действия у берегов противника не только на Балтийском и Черноморском театрах, но и далеко за их пределами. Броненосный флот по своей силе должен был превосходить на Балтике германский, а на Черном море — турецкий флоты. Морское министерство разработало кораблестроительную программу, рассчитанную на 20 лет (1881–1900). В докладе, представленном царю вместе с судостроительной программой, говорилось: «Россия не может играть на море такой же роли, как в последнюю русско-турецкую войну. Она должна быть готова встретить неприятеля за пределами своих вод, у его берегов, будь это в Балтике или в Черном море». Реализация новой судостроительной программы на Черном море началась в 1883 г., когда на верфях Николаева и Севастополя были заложены три броненосца и четыре миноносца для Черноморского флота. Но не успели вступить в строй первые корабли, как судостроительная программа подверглась существенному изменению. В связи с тем, что Германия опережала Россию по наращиванию морской мощи, Морское министерство в 1885 г. поставило вопрос об ускорении строительства броненосного флота. Однако положительное его решение не было возможным из-за финансовых трудностей и ограниченности мощностей судостроительных заводов. Поэтому начальник Главного морского штаба адмирал Н. М. Чихачев предложил ускорить строительство минного флота (миноносцев, эскадренных миноносцев и минных крейсеров) за счет некоторого сокращения численности запланированных к постройке броненосцев. Весной 1885 г. на межведомственном совещании было принято решение изменить программу 1881 г.: число броненосцев уменьшить на восемь единиц (шесть — за счет Балтийского флота и два — за счет Черноморского); число миноносцев сократить до 65; одновременно улучшить качество миноносцев и ускорить время их постройки. Таким образом, судостроительная программа 1881 г. подверглась существенному сокращению. В 1890 г. в связи с дальнейшим усилением германского флота судостроительная программа вновь была пересмотрена с целью ускорить постройку кораблей для Балтийского флота в ближайшие пять лет (1890–1895), одновременно решено было восстановить первоначальный состав эскадренных броненосцев, предусмотренный программой 1881 г. для Черноморского флота. Однако и эта программа ускоренного судостроения из-за недостатка средств также не была выполнена. К 1896 г. по судостроительной программе 1881 г. было построено 15 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 10 крейсеров 1 и 2 рангов, 14 канонерских лодок и 72 миноносца. Три однотипных броненосца («Императрица Екатерина II», «Чесма» и «Синоп»), предназначенных для Черноморского флота, были заложены в Николаеве и Севастополе в 1883 г. Постройка этих кораблей положила начало мореходному броненосному флоту в России и возрождению морской силы на Черном море. Существенным недостатком программы развития крейсерских сил являлось то, что мало внимания уделялось постройке крейсеров для Черного моря, где они, как показал опыт русско-турецкой войны 1877–1878 гг., могли играть значительную роль в боевых действиях на коммуникациях противника. Стремление к созданию мореходных кораблей преимущественно с торпедным вооружением привело к появлению в России в конце 80-х и начале 90-х годов минных крейсеров. В последней четверти XIX в. было построено семь минных крейсеров, из них четыре — для Балтийского и три — для Черноморского флотов. К концу XIX в. длительные поиски наиболее целесообразных типов боевых кораблей завершились, наконец, установлением твердой классификации кораблей парового флота. В России классификация была введена приказом по Морскому ведомству от 1 февраля 1892 г. Она устанавливала следующие классы кораблей: броненосцы эскадренные и береговой обороны, крейсеры 1 ранга (броненосные и бронепалубные) и 2 ранга, минные крейсеры, канонерские лодки мореходные и береговой обороны, пароходы, яхты, транспорты, миноносцы, миноноски, учебные суда, портовые суда. В начале XX в. было введено еще несколько классов: минный транспорт, эскадренный миноносец, госпитальное судно, посыльное судно, подводная лодка. Такая классификация кораблей в России просуществовала до 1907 г. |
Галерея Asaut de la tour Malakoff et prise de Sébastopol до 1858 годаФранцузская иллюстрация штурма Малахова кургана при осаде Севастополя в Крымскую компанию. 1850-е годы.Литература, искусство Стихотворения о Севастополе 1868 год.
Стихотворения о Севастополе Владимира Дмитриевича Коссинского (Косинского) (1830—1889) — русского генерала, поэта, драматурга, участника Крымской и русско-турецкой войн 1877—1878 гг. |