1977 г. была опубликована работа автора настоящей статьи, посвященная русским наградным медалям 1-й четверти XVIII в.1 Здесь, в частности, приведены иллюстрации серии отечественных медалей овальной формы разного веса с изображением на одной стороне портрета Петра I с титулатурой, на оборотной — двуглавого российского орла с географическими картами в клювах и лапах и с датой «1711». В специальной литературе еще со второй половины XVIII в. прочно утвердилось мнение, что поводом для изготовления этих медалей явилось «сооружение четырех флотов» России или «господство на четырех морях» (Балтийском, Белом, Каспийском и Черном)2. Однако еще в 1710 г. Россия уже обладала выходами к этим морям, и помещение даты «1711» на медалях, посвященных событию, произошедшему ранее, маловероятно.
В вышеназванной статье на основе неизвестных ранее архивных материалов доказано, что серия медалей с датой «1711» относится к событиям, связанным с неудачным так называемым «Прутским походом» Петра I, и предназначалась в награду нетурецким народам Балкан и Греции, на помощь которых в борьбе с Османской империей рассчитывала Россия.
В последнее время работа 1977 г., касающаяся «прутской» серии медалей, была уточнена и дополнена3, но и сейчас время от времени появляются публикации, в которых утверждается о выпуске этой серии медалей именно в связи с утверждением Россией «господства на четырех морях».
С Прутским походом 1711 г. связано учреждение еще одной отечественной награды, которой в этом году исполнилось 300 лет.
В ходе этого неудачного похода русские войска, насчитывавшие 38 тысяч человек, были окружены 188-тысячной турецкой армией во главе с великим визирем4. Лишь благодаря искусным дипломатическим переговорам и отчасти подкупу турецких военачальников удалось избежать полного разгрома русской армии. Правда, окруженные врагами войска Петра I накануне переговоров оказали им настолько сильный отпор, что на следующий день лучшая часть турецкой армии, янычары, отказалась снова идти на приступ русского лагеря. После заключения почетного для русских в их положении перемирия к турецкому визирю Мехмет-паше, командовавшему армией Порты, прискакал разъяренный Карл XII и пробовал убедить его, что выпускать русских из окружения ни в коем случае нельзя. На это визирь отвечал, «что ты де их (русских. — В.Д.) уже отведал, а и мы их видели, и буде хочешь, атакуй их своими людьми, а он миру с ним постановленного не нарушит»5. В тот же день русская армия покинула свой лагерь. По преданию, находившаяся вместе с Петром в походе его жена Екатерина отдала все свои драгоценности, которые она захватила с собой, для подкупа турок.
Упущенная победа стоила великому визирю собственной головы. Но, так или иначе, ни царь, ни его супруга вместе с армией не попали в плен. Несколько позднее, в 1713 г., в память этого события и в ознаменование достойного поведения в том несчастливом походе самой Екатерины был разработан статут нового ордена, который первоначально назывался орденом Освобождения («Свобождения») и предназначался в награду лишь самой Екатерине. 24 ноября следующего, 1714 г., в день тезоименитства царицы, она получила эту награду из рук самого Петра.
Такова общая схема событий, связанная с Прутским сражением, драгоценностями Екатерины и учреждением ордена Свобождения (Святой Екатерины). Оставляя в стороне собственно военные действия в этом эпизоде Северной войны, необходимо рассмотреть роль самой Екатерины на берегах Прута в 1711 г. и историю учреждения ордена.
Первым обратился к теме «Екатерина и ее драгоценности в Прутском походе» Юст Юль, не совсем внятно записав в своем дневнике в 1711 г.: «Во время сражения царица раздарила все свои драгоценные камни (вариант перевода — «драгоценности, камни». — В.Д.) и украшения (первым) попавшимся слугам и офицерам, по заключении же мира отобрала у них эти вещи назад, объявив, что они были отданы им лишь на сбережение»6. Как видим, здесь Ю. Юль не говорит напрямую о подкупе великого визиря и его окружения. Однако в другом месте Записок датчанин пишет более определенно, ссылаясь на рассказы очевидцев (напомним, что эта часть Записок датирована августом 1711 г.): «...если б Господь Бог чудесным образом не устроил (так), что турецкого визиря удалось склонить к миру подкупом, (из царской армии) не могло бы спастись ни одного человека»7.
К слову «подкуп» переводчик Ю.Н. Щербачев делает сноску: «Слово это вставлено между строк рукою самого Юля — Петр позволял Шафирову обещать визирю и другим начальным лица, в ком сила есть, большие суммы денег, а именно визирю 150000 рублей, кехая (имеется в виду кяхья-бей — помощник великого визиря, ведавший преимущественно внутренними делами Османской империи. — В.Д.) 60000, гауш-баше (имеется в виду чауш-баши — начальник корпуса чаушей — султанских придворных гонцов — чиновников по особым поручениям; по своим функциям чауш-баши — главный церемониймейстер и генерал-квартир-
Екатерина I. Портрет работы Карла де Моора. XVIII в.
мейстер Османской империи. — В.Д.) 10000, янычарскому aгe (командиру янычарской гвардии Юсуф-паше. — В.Д.) 10000, секретарю, переводчику и прочим обещаны также большие дачи». Ю.Н. Щербачев взял эти цифры из архивных документов8.
Второй раз по времени публикации сведения о подкупе турок содержатся в «Записках» состоявшего во время Прутского похода на русской службе бригадира И.-Н. Моро де Бразе, уволенного в том же году. Часть «Записок», касающаяся Прутского похода, была переведена самим А.С. Пушкиным9. Здесь Моро де Бразе, недовольный увольнением и фактически изгнанный из России, позволяет себе грубые выпады против самого Петра и искажения исторической правды, в том числе преувеличивает роль драгоценностей царицы в судьбе похода 1711 г.
Даже великий Ф.-М. Вольтер отдал дань этой не вполне достоверной легенде10.
Еще в ряде сочинений и мемуаров XVIII в. иностранных авторов содержатся подобные сведения11.
Новейшие исследования позволяют предполагать, что подкуп русскими визиря и его окружения не был главной причиной его казни12.
Екатерина, безусловно, вела себя в прутских событиях весьма мужественно, и лишь ее участие в этом походе могло бы послужить и послужило причиной установления нового ордена. Некоторое промедление с учреждением этой награды может быть объяснено тем, что Екатерина Алексеевна, до принятия православия Марта Скавронская (отчество дано по имени крестного отца, царевича Алексея), вступила в официальный брак с Петром I лишь 19 февраля 1712 г. (в тот же день были «привенчаны», т.е. признаны церковью законными детьми Петра и Екатерины их дочери — четырехлетняя Анна и двухлетняя Елизавета Петровны).
Статут награды был отпечатан в Санкт-Петербурге в 1713 г.
Орден как своеобразная корпорация должен был «содержать в себе одну первенственную персону, то есть госпожу ордина и столько дам от большого креста (первой степени. — В.Д.) сколько есть принцесс крови царской, также 12 других дам большого ж креста и 94 дамы кавалерственные, все из шляхетского урождения».
В пункте 4 Устава сообщалось, что «знак ордина будет крест белой святой мученицы Екатерины, в знаменование чистоты в поле пурпуровом, являющее тем, что каждая дама, которая будет оный носить, должна лучше умереть, нежели пренебрещи свое обещание, а в самом центре другой… крест украшенный лучами, знаменующий свет Евангельский… Между спицами крестовыми поставлены будут сии четыре буквы: D.S.F.R., которые суть слова начинающиеся в псалме 19: Господи, спаси царя» (Domine salvum fas Regem. — В.Д.).
Лента, на которой должен носиться орден Святой Екатерины, была первоначально белой (знак чистоты и непорочности).
Однако уже в первые годы существования ордена Святой Екатерины его Устав был несколько раз нарушен.
Во-первых, пункт о награждении этим знаком отличия дам императорской крови до конца жизни Петра I не был реализован — при жизни императора орден носила только Екатерина I, а новые награждения были произведены уже после смерти Петра. Награды получили его дочери Анна Петровна 21 мая 1725 г. и Елизавета Петровна (будущая императрица) 18 декабря 1725 г., а также дочери царя Иоанна Алексеевича Екатерина, Анна и Прасковья Иоанновны (все три — 6 января 1726 г.).
Во-вторых, белый цвет орденской ленты вскоре был переменен на красный с серебряной каймой по краям.
Мы знаем несколько упоминаний знаков ордена Святой Екатерины, которые носила Екатерина Алексеевна, в основном из дневников иностранных путешественников. И почти каждый раз находим в них детали, отсутствующие в официальных документах, в том числе и в орденском Статуте.
Так, Х.-Ф. Вебер записывает в 1714 г.: «11 декабря праздновали Андреевский торжественный день». Царица также возложила на себя свой новый орден на этом празднике. Он состоял из белой ленты с надписью: «За любовь и верность Отечеству»13.
Судя по тексту, не исключено, что впервые Екатерина появилась публично только с лентой, без самого орденского знака. Косвенно подтверждают это предположение заметки шотландца Питера Генри Брюса, родственника(?) Я.В. Брюса14. Он пишет: «В этом (1715 г. — В.Д.) году царь учредил в честь царицы орден Святой Екатерины… Знаком ордена является медаль, украшенная драгоценными камнями и образом св. Екатерины, с девизом: “За любовь и верность”. Медаль прикрепляют к широкой белой ленте, носимой через правое плечо. Императрица получила право награждать орденом представительниц своего пола, которых сочтет достойными, и сама впервые появилась при нем на праздновании св. Андрея в нынешнем году»15.
Сравнивая этот текст с предыдущим, можно предположить, что в 1714 г. Екатерина действительно появилась на Андреевском празднике только с орденской лентой (знак еще не был готов?), а в следующем, 1715 г. на таком же празднике ее увидели уже с «медалью» (орденский знак Святой Екатерины менее других российских орденов близок по форме к кресту, а в первые годы существования часто изготавливался в виде овального медальона).
Имеются и противоречия. Так, французский путешественник Обри де ла Мотри, побывавший в конце сентября — октябре 1726 г. в Санкт-Петербурге, пишет о Екатерине I, которая в это время направлялась в Александро-Невскую лавру: «У нее на шее(?! В.Д.) был орден Св. Екатерины на белой ленте. Расстояние, с которого я наблюдал, не позволило разглядеть образ святой, я видел крест, сверкавший драгоценными камнями. Мне говорили, что образ — в середине на эмали, а с другой стороны девиз»16. Между тем, по свидетельству другого очевидца, Ф.-В. Берхгольца, полутора годами ранее, во время свадьбы дочери Анны Петровны с герцогом Курляндским Карлом Фридрихом 21 мая 1725 г. Екатерина I «по совершении… венчания изволила на Ее Высочество Цесаревну Анну Петровну наложить кавалерию ордена Святой Екатерины с красным бантом, которую прежде сего Ее Императорское Величество сама изволила носить»17. Если верить словам авторов этих записей, то Екатерина сначала носила свой орден на белой ленте, затем переменила ее на красную, а позднее снова вернулась к белой. Заметим здесь же, что мы не знаем ни одного портрета Екатерины Алексеевны со знаком ордена Святой Екатерины, прикрепленным к ленте белого цвета.
Предоставим слово еще одному иностранцу, который клеймит своих коллег по перу за ошибки, связанные с орденской тематикой, будучи сам не безгрешным.
7 мая 1724 г. происходила коронация Екатерины Алексеевны. Очевидец этого события, тогда советник герцога Гольдштейн-Готторпского Карла Фридриха Г.-Ф. Бассевич сообщает, что на следующий день после коронации был устроен прекрасный фейерверк: «Изображение ленты и девиза ордена Св. Екатерины составляло одну из главных частей в этом фейерверке». Авторы «Истории Петра Великого» (Ф.-М. Вольтер. — В.Д.), «Преображенной России» (Х.-Ф. Вебер. — В.Д.) и барон Нестесураной (под псевдонимом «барон Иван Нестесураной» французский публицист Ж. Руссе де Мисси издал в 1725 г. записки о времени правления Петра I. — В.Д.) утверждают, что лента этого ордена белая и что он жалуется придворным дамам, тогда как она пунцовая с серебряными каймами и за исключением княгини Сапеги (не княгиня, а графиня Софья Карловна Сапега, урожденная Скавронская, супруга польского графа Петра Сапеги, орденом Святой Екатерины награждена не была. — В.Д.), племянницы императрицы, ни на кого не возлагалась, кроме супруг царствующих особ; что же касается до царских принцесс, то им орден этот принадлежит по праву рождения. Об этой ошибке не стоило бы распространяться, если б она не служила доказательством того, что названные авторы не всегда говорят как очевидцы или ссылаются на показания людей, посещавших двор18.
Приложения
В РГИА (СПб) в фонде 496 (Капитул Российских императорских и царских орденов) в числе других хранится документ, озаглавленный «О учреждении Ордена Святыя Екатерины или так называемого ордена Свобождения»19.
Документ заканчивается фразой: «Печатано въ Санктпетербургской типографии 1713 Года»20.
Анализ документа позволяет утверждать, что его текст взят за основу при опубликовании в Полном Собрании Законов Российской Империи (ПСЗРИ) в 1830 г. Устава ордена Святой Екатерины21.
Однако в том же фонде 496 РГИА имеется еще один вариант Устава ордена Святой Екатерины, датированный также 1713 г.: «Писано сподлинно-
Знак ордена Святой Екатерины. Лицевая и оборотная стороны
го санктъ петеръ бургского печатного листа который печатанъ 1713 году.», но представляющий более раннюю его версию22.
Интересно сравнение этих двух текстов и с точки зрения истории собственно отечественной фалеристики. Так, в позднем тексте (хотя и относящемся к тому же 1713 г.) слово «орден» пишется, как и сегодня, через букву «е», а в раннем (за несколькими исключениями) — «ордин». Здесь уместно процитировать название первой книги по фалеристике на русском языке, вышедшей в 1710 г., — «История о ординах или чинах воинских»23. Подобным образом отличается написание в Статуте ордена Святой Екатерины еще одного «орденского» термина — «кавалерственная» дама во втором случае и «ковалерственная» — в раннем.
Уже упоминавшееся нами выше ПСЗРИ № 2860 1713 г. начинается с абзаца, названного «объявлением», и лишь потом идет текст Устава ордена Святой Екатерины. Удалось выяснить, откуда был взят текст «Объявления».
Закон № 2860, точнее, объявление датировано 24 ноября и озаглавлено «О возложении Ордена Св. Великомученицы Екатерины на Государыню Царицу Екатерину Алексеевну». Текст «Объявления» заимствован также из РГИА, где в числе других помещено сообщение российского посла в Голландии князя Б.И. Куракина: «(1714. Ноября 24 то есть) в день тезоименитства Ее Величества Государыни Царицы Екатерины Алексеевны, Его Царское Величество и Государыня Царица изволили быть в церкви, и по окончании Божественные Литургии в той церкви Его Царское Величество сам изволил наложить на Ее Величество Государыню Императрицу новоучиненную Кавалерию Ордена Св. Великомученницы Екатерины (публично при всех, где было множество народа)». В круглые скобки взяты слова, отсутствующие в ПСЗРИ24.
Первый вариант Устава ордена Святой Екатерины (Свобождения)
Во славу Богу Всемогущему, Екатерина, Милостию Божиею Царица Всероссийская и протчая.
Всемъ кому ведати надлежитъ, поздравляемъ.
Известно есть всемъ коимъ образомъ всемогущий Богъ благоволилъ свое великое щедрое благословение изобилно оказать надъ пресветлейшимъ и державнейшимъ Великимъ Государемъ Царемъ Петромъ Алексеевичемъ, милостию Божиею, и протчая.
Я между протчими случаи имела честь последовать занимъ вмесяце июле 1711 году когда насупротивление супостатомъ веры беззаконно инеправедно нарушавшимъ миръ и угрожающимъ нападениемъ вроссийския земли, ускорилъ своимъ подвигомъ даже досамой реки Прута, где отъ несчисленнаго множества техъ супостатовъ веры былъ окруженъ, и немочно изрещи вкакихъ крайностяхъ тогда мы обрешалися, ибо весьма никакой пропорции между Нашими силами и ихъ супостацкими (не было. — В.Д.) ктомужъ пропитание намъ всемерно отвсехъ странъ было пресечено, иоднимъ словомъ заключить, что вся храбрость которая можетъ человечески помыслиться, являлася быть бездействителна къпомощи Нашей, такчто свобождение наше отътакихъ смертныхъ страховъ не могло ниоткуды произойти, кроме отъ единаго бога, которой оное намъ явно даровалъ и после бою которой продолжился три дня, ипри которомъ я присутственна иочевидная свидетелница была храбрости непобедимой благоразумия, иискуства имужества героического Моего Августейшаго супруга, и поокончании того кровавого бою возъимела неизреченную радость видеть яко возсияние света отъ вышняго намъ низпосланное чрезъ благополучное заключение мира, того ради идля вышеобъявленныхъ причинъ, я возжелала утвердить вечную память сего знаменитого освобождения и заблагорассудила учредить иустановить якоже действително учреждаю ипостановляю симъ настоящимъ, ВО СЛАУ БОГУ ВСЕМОГУЩЕМУ и въ честь блаженнейшей Святой Мученице Екатерине моей Заступнице, Орден Кавалерии которой будет сочиненъ изъ дамъ честныхъ и богобоязныхъ замужнихъ и беззамужнихъ, последующимъ образомъ.
1. Вручаю покорно сей орденъ подъ протекцию Царя Моего Государя и прошу оной почесть за знакъ моей горячей любви и глубокаго почтения, которое къ нему имею, и втомъ виде оной заблаго признать и подтвердить, дабы силою его Уставов Императорскихъ, оный продолженъ и содержанъ былъ вечно в империи российской.
2. Помянутой орденъ называтися будетъ Орденъ Свобождения, которое всещедрый Богъ благоволилъ даровать Его Царскому Величеству въ знатной и кровавой баталии Прутской, при которой Я присутствовала и очевидница была, также ивпамять всехъ прочихъ освобождений, предшествующихъ предъ симъ. 3.
Сей Орденъ будетъ содержать въ себе одну первенствующую персону то есть Госпожу Ордина, и столко Дамъ отъ большаго креста, сколько есть принцессъ крови царской, также 12 другихъ Дамъ большаго жъ креста и 94 Дамы Ковалерственныхъ, всеизшляхетского урождения.
4. Знак Ордина будетъ крестъ белой въ руку Святыя Мученицы Екатерины, въ знаменование чистоты въ поле пурпуровомъ являющее темъ, что каждая Дама которая будет оной носить, должна лучше умереть, нежели пренебрещи свое обещание, авсамомъ центре другой меньшой крестъ украшенной лучами, знаменующий светъ Евангелической какъ рече Пророкъ Исаия въглаве 49 се дастся възавете родомъ ивосветъ языком, яко быти тебе Спасу до конца вселенныя.
Между спицами крестовыми поставлены будутъ сие четыре буквы: D. S. F. R., которыя суть слова начинающиеся въ псалме 19: господи, спаси царя.
Всякая дама кавалерственная будетъ носить свой крестъ наплатье полевой стороне присердце и привязанъ будетъ белою лентою, накоторой будутъ написаны золотыми буквами сие слова: За любовь и отечество.
Кресты дамъ большаго креста будут большие иинымъ манеромъ, нежели дамъ кавалерственныхъ, такожде украшение будетъ болше ценою; А крестъ первенственныя персоны, Госпожи Ордина, будетъ отмененъ отъвсехъ какъ великостию, такъ и украшении богатствомъ.
5. Должность каждой дамы болшаго креста и каждой дамы кавалерственной имеетъ быть:
Первое благодарить Бога повся дни за милостивые освобождения, которые онъ доныне даровалъ Его Царскому Величеству, Моему Государю.
Второе молить Бога такожде по вся дни о соблюдении Его Освященной Особы, оздравии Его и многолетствии и облагополучии Его оружия и дел такожде иоздравии и многолетствии всей Его Императорской фамилии.
Третие втомже намерении повся воскресные дни проговаривать 3 (трижды. — В.Д.): Отче нашъ вчесть Святыя Троицы.
Четвертое, трудится сколко возможно о привращении несколких неверных къ вере Нашей благочестивой, употребляя к тому добродетелные способы иувещания, аотнюдь никакимъ угрожениемъ ниже понуждениемъ.
Пятое, освобождать одного христианина изъ порабощения варварского выкупая засвои собственныя денги.
6. Сверхъ того, каждая дама, которая прииметъ Орденъ, учинитъ торжественно обещание пребыть верной Его Царскому Величеству ичто никогда не сообщитися нивъкакой умысле противъ Его Особы ни противъ Его власти Самодержавныя. Сие обещание да учинится сприсягою насвятомъ Евангелии, вприсутствии Госпожи Ордена, и при толикихъ дамахъ болшаго креста, или кавалерственныхъ сколко въто время придворе обретатися будетъ ктомужъ призыванъ будет которой ниесть изначалных Духовныхъ, дабы присутственъ той присяге былъ, для отправления духовной церемонии.
амы которыя будутъ отсутственны, могутъ присягу свою учинить чрезъ определенныхъ къ тому а которые весма вомладолетстве, оныя отого будутъ уволены дошеснатцати летъ.
7. Я предудерживаю Себе оной (следует читать «одной». — В.Д.) [опечатка, перешедшая позднее в ПСЗРИ. Исправлена (см. «Исторический очерк Российских орденов и сборник основных орденских Статутов» (сост. Е.Е. Замысловский, И.И. Петров. СПб., 1891. С.33)] и протчимъ последовательницамъ по мне, достоинство великой Госпожи Ордина.
Медаль наградная в память Прутского похода 1711 г. Позднейший оттиск в золоте подлинными штемпелями. Лицевая и оборотная стороны. Частное собрание (Канада)
8. Я признаваю кдостоинству дамъ болшаго креста всехъ принцессъ крови Царской объявляя оныхъ быть того Ордина отсамаго ихъ рождения, безвсякаго постановления нарочного.
9. Я предудерживаю Себе право и протчимъ Великимъ Госпожамъ Ордина, после Меня поставлять протчихъ 12 Дамъ большаго креста ивсехъ Дамъ кавалерственныхъ которыя Намъ угодны суть.
10. Я предудерживаю такожде себе и всемъ Великимъ Госпожамъ после Меня, право лишать того Ордина, по изволению такую Даму болшого креста и такую Даму кавалерственную, какъ намъ угодно, ночтоже принадлежитъ о принцесахъ крови царской, тони Я, ниже протчия началныя Главы даневозмогутъ оныхъ того лишить.
11. Каждая дама при получении Ордина, получитъ такожде крестъ, который имеетъ носить а когда умретъ, тотъ крестъ имеетъ возвращенъ быть Великой Госпоже; равенственно тожъ имеетъ чинится вслучае лишения.
12. Первое издивение навсе сии кресты учинено будетъ отъ Меня иотвсехъ великихъ госпожъ после Меня нокаждая дама должна будетъ содержать вцелости оной крестъ которой будетъ ей данъ.
13. После Меня, ивовсякихъ случаяхъ, въ которыхъ бы могло случится занебытиемъ Госпожи Ордена тогда первая принцесса крови имеетъ отправлять Наместничество сего Ордина, и содержать оный, пока будетъ начальная Госпожа ивозможетъ раздавать упалыя места, и которые впредь будутъ.
14. Однако жъ оная Принцеса Великая Наместница невозможетъ лишить по воле своей никакую даму Большаго креста иникакую Даму Ковалерственную. А ежели случится, что которая ниесть исъ техъ Дамъ учинитъ себя недостойною своимъ непорядочнымъ поведениемъ то втакомъ случае оная принцесса Великая Наместница, о томъ подастъ известие Царскому Величеству, ипополучении нато отнего Указа, давозможетъ лишить такую Даму сего Ордина.
15. Лишение Ордина имеетъ чинится безвсякой иной церемонии, токмо что пошлется взять крестъ Ордина отътой Дамы, которая лишена будетъ, что имеетъ учинится чрезъ Секретаря, которой, принявъ помянутой крестъ принесетъ назадъ, и вручитъ Великой Госпоже, или Великой Наместнице и о томъ учинитъ оной свое доношение.
16. Для сего чину и пртчаго потребного къ сему Ордину, определенъ будетъ Афицеръ (sic! — В.Д.) под титуломъ Секретаря и Казначея Ордина Свобождения. Сей Офицер (sic! — В.Д.) будетъ держать записку подлинную о всемъ, что касаться будетъ до Ордена поуставу онаго, иовсехъ техъ персонахъ, которыя во оный приняты будутъ, такожде и о местахъ упалыхъ, которыя случатся или чрезъ смерть, или чрезъ лишение Ордина, онже да имеетъ попечение приказывать делать кресты, которые Великой Госпоже потребны будутъ ибудетъ иметь у себя в соблюдении все те кресты, которые останутся отъ упалыхъ, онже имеетъ присудствовать при обещаниях. Дамъ большаго креста идамъ кавалерственныхъ, ибудетъ писать грамоты жалованныя, которыя будутъ записаны в книгу Ордина, ктомужъ онъ будетъ отправлять все дела Ордина, по Указу Великия Госпожи, или Великия Наместницы.
Двоимъ же Ходакам Ордина, которыхъ чины состоять будутъ в томъ, чтобъ ходить кдамамъ кавалерственнымъ собъявлениемъ, в которой день и въ которой часъ оныя имеютъ быть кодвору, и для протчей равной услуги. Позволено дабудетъ Секретарю давать дамамъ Большого креста и дамамъ кавалерственнымъ Акты, которые будутъ свидетелствовать о учиненной ихъ присяге.
А когда помянутой секретарь можетъ быть принужденъ ехать вне Двора для взятия Ордина отдамъ, которыя того лишены будутъ, тогда затот его трудъ плачено будетъ, смотря подалности места, где оныя дамы обретатися будутъ.
Сей есть Устав, на котором я учреждаю и постановляю шляхетнейший Ординъ Свобождения, моля бога, дабы благоволилъ содержать подъ своимъ Святымъ защищениемъ всехъ техъ персонъ, которыя во оный приняты будутъ, идаровалъ свою милость, дабы достоинственнаго могли исполнить свои должности и дабы всехъ управилъ во славу имени Своего Святого.
Писано сподлинного санктъ петеръ бургского печатного листа который печатанъ 1713 году.
--------------------------------
1 Наградные медали России первой четверти XVIII в. Нумизматический сборник ГИМ. Ч. 5. Вып. 2. М., 1977. С. 104–146. Табл. 5–12 (Труды ГИМ. Вып. 49). См. также: Durov V. Russian Award Medals of the first Quarter of the Eighteenth Century. «Numorum» the Internetional Numismatic Society, Washington Fall, 1980. Vol. II. № 1. P. 5–20; Washington Spring, 1981. Vol. II. № 2. P. 13–19; Russian Award Medals of the first Quarter of the Eighteenth Century (Part IV). «Numorum», Summeri, 1982. Vol. III. № 1. Pр. 25–33; Russian Avard Medals… (Part V). «Numorum», Fall, 1982. Pр. 17–28.
2 Дуров В.А. Русские наградные медали за Прутскую кампанию 1711 года для балканских союзников. «Muzej primenjene umetnosti». Zbornik. № 21–23. Beograd (1977–79), 1981. С. 73–76.
3 Краснов Р.В. (СПб), Ширяков И.В. (Москва). О наградных золотых медалях за Прутский поход 1711 г. // Семнадцатая Всероссийская нумизматическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. Государственный исторический музей. М., 2013. С. 178–179.
4 В примечаниях к «Запискам» Ю. Юля, сделанных переводчиком Ю.Н. Щербачевым в 1899 г., эти цифры уточняются: «Одних турок (не считая 70 000 татар) было 119 665, у нас же было всего 38 246 человек». Лавры Полтавы. С. 314.
5 Гистория Свейской войны… Т. I. С. 373; ПиБ Петра Великого. Т. XI. Вып. 2. С. 500.
6 Лавры Полтавы. С. 315–316; ср.: «Записки Юста Юля», датского посланника при Петре Великом (1709–1711), извлек из Копенгагенского архива и перевел с датского Ю.Н. Щербачев. М., 1899. С. 373.
8 См.: РГАДА. Ф. 89. «Сношения с Турцией». 1711. Д.7. Л.3–3 об.
9 См.: Пушкин А.С. ПСС. Т. 8. 1977. С. 388, 391–393 и др., а все описания Прутского похода опубликованы на русском языке впервые в журнале «Современник» в 1837 г. с предисловием и примечаниями А.С. Пушкина. См.: Современник. № 2. СПб., 1837.
10 См.: Вольтер Ф.-М. История Карла XII. Ч. III. M., 1804. С. 76–77.
11 См., напр.: Понятовский С. Записки сподвижника Карла XII. Б.м. и г. изд. С. 49; Rabener J.G. Leben Petri des Ersten und Grossen, Czaars von Russlands. Leipzig, 1725. S.11.
12 ПиБ Петра Великого. Т.II. Вып.1. М., 1964. С. 572; Энгельгардт Р.Ю. Из истории Прутского похода Петра I. Кишиневский государственный университет. Ученые записки. Т. VI. Кишинев, 1953. С. 113—114 и др.; Водарский Я.Е. По поводу работы турецкого историка о Прутском походе 1711 г. История СССР. 1963. № 6. С. 211–212; Орешкова С.Ф. Русско-турецкая война1711 г. и ее освещение в современной турецкой историографии. Краткие сообщения Института народов Азии. Т. 77. Афганистан, Иран, Турция. История и экономика. М., 1964. С. 120–127.
13 Вебер Х.-Ф. Преображенная Россия. Русский архив. 1872. Стб. 1146.
14 Прослужив в России с перерывами полтора десятка лет, П.Г. Брюс, хоть и не сделал здесь карьеру (он вернулся в Шотландию в 1724 г. артиллерийским капитаном), оставил интересные наблюдения, касающиеся жизни России петровского времени.
15 Брюс П.Г. Из «Мемуаров». Цит. по: Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991. С. 174–175.
16 Цит. по: Беспятных Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991. С. 242.
17 Юность державы. М., 2000. С. 315.
19 РГИА. Ф. 496. Оп. 3. Д. 2567. Лл. 212–218 об.
21 Полное Собрание Законов Российской Империи (ПСЗРИ). Собрание 1-е. Т. V (1713–1719). СПб., 1830. С. 129–133.
23 См. подробнее: Шхонебек А. Историа о орденах или чинах воинских паче же кавалерских. СПб., 1710. Гл. 4.