Исторические темы
Период:

VII. Альморавиды





Альморавиды, берберская династия, правившая в Магрибе и Испании в 1069—1174 гг. Название происходит от «аль-мурабитун» (араб. «живущие в рибате») - сторонников религиозного проповедника Абдаллаха ибн Ясина (умер в 1059 г.). В 1056–1090 гг. Альморавиды завоевали территорию современных Мавритании, Марокко, Западного Алжира и аль-Андалуса. В сражениях при Заллаке в 1086 г. и Уклесе в 1108 г. нанесли поражение войскам кастильского короля Альфонса VI, что на время приостановило Реконкисту. Постепенно Альморавиды отошли от сурового аскетизма, обратились к роскоши, что вызвало недовольство многих подданных. Политическое влияние Альморавидов на провинциальных наместников заметно ослабло и стало одной из причин их неспособности дать военный отпор Альмохадам, которые в 1146 г. заняли столицу Альморавидов – г. Марракеш. Боковая ветвь династии Альморавидов – Бану Ганийа – правила на Балеарских островах с 1126 по 1203 г.

Даты правления даны по европейскому календарю (слева) и по мусульманскому летоисчислению – хиджре (в скобках)

«Альморавиды (ал-Мурабитун). 1062—1147 (454—541). Северо-Западная Африка и Испания.

? Йахйа ибн Ибрахим ал-Гудали (ал-Джаддали)

? — ум. 1055/1056 (447/448) Йахйа ибн 'Умар ал-Ламтуни

? – ум. 1087 (480) Абу Бакр ибн 'Умар ал-Ламтуни, вожди берберов Сахары, признававшие духовный авторитет 'Абдаллаха ибн Йасина

1061—1070 (453—462) Йусуф ибн Ташуфин

1070—1075 (462—467) Ибрахим ибн Аби Бакр (правитель Сиджилмасы)

1107—1142 (500—537) 'Али ибн Йусуф

1142—1146 (537—540) Ташуфин ибн 'Али

1146—1146 (540) Ибрахим ибн Ташуфин

1146—1147 (540—541) Ишак ибн 'Али

1147 (541) Альмохадское завоевание»

// Босворт К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Пер. с англ. П.А. Грязневича. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1971. С. 56; Bosworth C.E. The new Islamic dynasties. A chronological and genealogical manual. N.Y., 1996. Р. 37.

«В половине XI в. успехи христиан в Испании, энергия, с которой генуэзцы отвоевали для христианства острова Корсику и Сардинию, и подвиги норманнов в южной Италии нанесли решительный удар могуществу мусульман на Средиземном море. Только одни Фатимиды в Египте поддерживали древнюю славу сарацинов. Зайриды в Тунисе не могли справиться даже с теми волнениями, которые тревожили их небольшую область; соперничество между Зайридами, Хаммадидами и Фатимидами делало невозможными какие бы то ни было совместные действия против христиан. Настала пора для возрождения мусульманства; для народа, столь подверженного религиозной экзальтации, как берберы, возрождение всегда было возможно, только бы нашелся пророк. Пророк появился среди племени Ламтуна, в лице Абдаллаха б. Ташфина. Этот человек проповедовал священную войну ради славы ислама, и берберы не замедлили откликнуться на его зов. Его последователи называли себя ал-мурабитин, что, собственно, значит «конные отряды, спутавшие ноги своим лошадям на границах области врагов» и отсюда «воины за веру». Испанцы переделали это слово в «Алморавидов»; другое искажение того же названия представляет французское marabout (изувер). Алморавиды признали над собой верховную власть аббасидских халифов. К ламтунским берберам, находившимся под начальством Абдаллаха, присоединилось многочисленное племя Масмуда; под начальством Абу-Бекра и его двоюродного племянника Юсуфа б. Ташфина они подчинили себе около 1068 (460) г. Сиджилмасу и Агмат и основали город Марокко (Марракуш); в течение следующих 15 лет их власть распространилась на Фец, Мекинец (Микнаса), Цеуту (Сабта), Танжер (Танджа), Сали и вообще западную часть Марокко. Великие качества Юсуфа б. Ташфина как полководца и правителя возбуждали благоговение среди его приверженцев. В 1086 г. испанские Аббадиды пригласили его переправиться в Испанию и помочь им против нападений Альфонса VI и Санхо арагонского, также против доблестного, непобедимого Сида Кампеадора Родриго Диац де Бивар. Юсуф разбил наголову кастильское войско в сражении при Заллаке или, как говорят испанцы, Сакралиасе, около Бадайоца, 23 октября 1086 г., но он не воспользовался плодами своей победы: оставив 3000 берберов на помощь андалузцам, он вернулся в Африку. В 1090 г. севильский царь снова призвал его на помощь против христиан; на этот раз он присоединил к своим владениям всю мавританскую Испанию, кроме Толедо, которое осталось в руках христиан, и Сарагоссы, где он позволил по-прежнему царствовать династии Худидов. Недолго, однако, продолжались успехи Алморавидов. В благодатной Андалузии эти суровые воины скоро изнежились; упорному наступлению христиан они поэтому не могли оказать соответствующее сопротивление. Они не сделали попытки вернуть себе господство на Средиземном море; Хаммадидам и Зайридам они спокойно предоставили владеть большею частью Алжирии, Туниса и Триполи. Не прошло еще столетия после возникновения династии Алморавидов, как по всей Северной Африке и южной Испании пронеслось фанатическое движение Алмохадов, сокрушившее все остальные местные династии».

// Стэнли Лэн-Пуль. Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями. Пер. с англ. с примеч. и доп. В.В. Бартольда. М., «Восточная литература», «Муравей», 2004. С. 36—37.
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"