Содержание проекта

8.1. Распространение ислама в Северо-Восточной Африке

В 614 — 615 гг. некоторые из сподвижников пророка Мухаммада, спасаясь от преследований курайшитов, переехали из Мекки в христианский Аксум (это событие известно в истории ислама как «эфиопская хиджра»), где находились под покровительством мирного аксумского царя (нагаши).

В 651 — 652 гг. нубийцы и аксумиты отразили попытку арабов проникнуть из Египта в Тропическую Африку по «нубийскому коридору» и заключили соглашение об установлении добрососедских отношений между Нубией и наместниками Египта. Но мирные отношения существовали недолго, и уже к 710 г. северная часть Африки от Красного моря до Атлантики была завоевана арабами.

В городах, расположенных на караванных путях из портов Красного моря (Суакин, Юади и др.), селились арабские купцы из Аравии, Сирии и Египта. Во второй половине IX в. в Северной Нубии, Восточной Нубии (Шункайр) и стране беджа шел процесс этнокультурной ассимиляции арабов, беджа и нубийцев.

В Эфиопию мусульманские купцы проникали с севера, через Дахлак, и с востока, через Зейлу. Население этих двух городов пополнялось арабами и персами-мусульманами и постепенно исламизировалось. Отсюда по древним торговым путям мусульманские купцы проникали в глубь Эфиопского нагорья. В северной Эфиопии, несмотря на политическое господство христиан, мусульманская община постоянно пополнялась не только за счет переселенцев, но и благодаря переходу в ислам местных христиан, а также рабов богатых мусульман. Постепенно они образовали особую этноконфессиональную группу — джабарти.

Из книги Августа Мюллера " История ислама от основания до новейших времен" СПб. 1895


Эфиопская хиджра


Следует обратить внимание, что в первой стадии развития ислама особенно за¬метно христианское влияние, и Мухаммед явно искал под¬держку и у них. Выше мы уже видели, как назад тому около ста лет старались христиане-эфиопы утвердить в Южной Аравии свою политику и религию. Был момент, когда предполагалось, что и Мекка не избежит последствий этой борьбы. Но с тех пор прошло 45 лет, давно уже возобновились снова дру¬жеские сношения между Абиссинией и арабским главным торговым городом. Отсюда можно было в несколько дней чрез Ш у 'е и б у (невдалеке от позднейшей Д ж е д д ы) чрез Красное море достигнуть страны, Н а д ш а ш и, управляе¬мой эфиопским царем. Так как Мухаммед держался еще того понятия, что откровения его по содержанию совершенно сходны с теми, которые Бог преподал людям чрез посредст¬во Моисея и Христа, а ныне для распространения их среди арабов призван он, поэтому он смотрел собственно на абиссинцев как на своих единоверцев. Вот почему пола¬гал он возможным отправить туда тех из своих привержен¬цев, которых желательно было избавить от притеснений аристократов Мекки. И вот, по общеупотребляемой хроно¬логии, в 615 г. было предпринято первое переселение право¬верных в Эфиопию. Вначале, вероятно, для того, чтобы луч¬ше разузнать порядки чуждой страны, отправилась малень¬кая группа из одиннадцати человек. <…> А между тем мы можем представить сколько угодно доказательств из дальнейших дошедших до нас известий, что выселившиеся, по первому слуху о про¬исшедшем примирении, собрались назад на родину после двухмесячной побывки своей в Абиссинии и вскоре при¬были в Мекку. Если первоначальное признание Мухаммеда было бы им взято назад так скоро, как это изображается в рассказе, то известие об этом должно же было дойти до ушей возвращавшихся, ну хоть где-нибудь в дороге, и пону¬дило бы их остановиться. Скорее всего, можно предполо¬жить, что мимолетное признание древних богов произош¬ло в виде некоторого рода попытки войти в соглашение с аристократами Мекки. <…> Только что вернувшиеся из Абиссинии должны были снова потянуться в обратный путь. За ними последовали мало-помалу маленькими группами и многие другие, особенно когда узнали, что Н а д ш а ш и оказыва¬ет благорасположение к арабским почитателям Аллаха. В общем бежали туда 101 человек, между ними мужчин 83. В числе их был и Осман, уехавший с дочерью Пророка, Рукайей, и один из братьев А л и я. Меньшинство вернулось сравнительно в короткое время обратно в Мекку. Какая бы¬ла причина? Трудно сказать. Или они были обмануты тем, что ждало их на чужбине, или же их мучила совесть, что они покинули своих товарищей одних в неравной борьбе.


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"