Содержание проекта

8.1. Распространение ислама в Северо-Восточной Африке

В 614 — 615 гг. некоторые из сподвижников пророка Мухаммада, спасаясь от преследований курайшитов, переехали из Мекки в христианский Аксум (это событие известно в истории ислама как «эфиопская хиджра»), где находились под покровительством мирного аксумского царя (нагаши).

В 651 — 652 гг. нубийцы и аксумиты отразили попытку арабов проникнуть из Египта в Тропическую Африку по «нубийскому коридору» и заключили соглашение об установлении добрососедских отношений между Нубией и наместниками Египта. Но мирные отношения существовали недолго, и уже к 710 г. северная часть Африки от Красного моря до Атлантики была завоевана арабами.

В городах, расположенных на караванных путях из портов Красного моря (Суакин, Юади и др.), селились арабские купцы из Аравии, Сирии и Египта. Во второй половине IX в. в Северной Нубии, Восточной Нубии (Шункайр) и стране беджа шел процесс этнокультурной ассимиляции арабов, беджа и нубийцев.

В Эфиопию мусульманские купцы проникали с севера, через Дахлак, и с востока, через Зейлу. Население этих двух городов пополнялось арабами и персами-мусульманами и постепенно исламизировалось. Отсюда по древним торговым путям мусульманские купцы проникали в глубь Эфиопского нагорья. В северной Эфиопии, несмотря на политическое господство христиан, мусульманская община постоянно пополнялась не только за счет переселенцев, но и благодаря переходу в ислам местных христиан, а также рабов богатых мусульман. Постепенно они образовали особую этноконфессиональную группу — джабарти.

Из книги Августа Мюллера " История ислама от основания до новейших времен" СПб. 1895


Эфиопская хиджра


Следует обратить внимание, что в первой стадии развития ислама особенно за¬метно христианское влияние, и Мухаммед явно искал под¬держку и у них. Выше мы уже видели, как назад тому около ста лет старались христиане-эфиопы утвердить в Южной Аравии свою политику и религию. Был момент, когда предполагалось, что и Мекка не избежит последствий этой борьбы. Но с тех пор прошло 45 лет, давно уже возобновились снова дру¬жеские сношения между Абиссинией и арабским главным торговым городом. Отсюда можно было в несколько дней чрез Ш у 'е и б у (невдалеке от позднейшей Д ж е д д ы) чрез Красное море достигнуть страны, Н а д ш а ш и, управляе¬мой эфиопским царем. Так как Мухаммед держался еще того понятия, что откровения его по содержанию совершенно сходны с теми, которые Бог преподал людям чрез посредст¬во Моисея и Христа, а ныне для распространения их среди арабов призван он, поэтому он смотрел собственно на абиссинцев как на своих единоверцев. Вот почему пола¬гал он возможным отправить туда тех из своих привержен¬цев, которых желательно было избавить от притеснений аристократов Мекки. И вот, по общеупотребляемой хроно¬логии, в 615 г. было предпринято первое переселение право¬верных в Эфиопию. Вначале, вероятно, для того, чтобы луч¬ше разузнать порядки чуждой страны, отправилась малень¬кая группа из одиннадцати человек. <…> А между тем мы можем представить сколько угодно доказательств из дальнейших дошедших до нас известий, что выселившиеся, по первому слуху о про¬исшедшем примирении, собрались назад на родину после двухмесячной побывки своей в Абиссинии и вскоре при¬были в Мекку. Если первоначальное признание Мухаммеда было бы им взято назад так скоро, как это изображается в рассказе, то известие об этом должно же было дойти до ушей возвращавшихся, ну хоть где-нибудь в дороге, и пону¬дило бы их остановиться. Скорее всего, можно предполо¬жить, что мимолетное признание древних богов произош¬ло в виде некоторого рода попытки войти в соглашение с аристократами Мекки. <…> Только что вернувшиеся из Абиссинии должны были снова потянуться в обратный путь. За ними последовали мало-помалу маленькими группами и многие другие, особенно когда узнали, что Н а д ш а ш и оказыва¬ет благорасположение к арабским почитателям Аллаха. В общем бежали туда 101 человек, между ними мужчин 83. В числе их был и Осман, уехавший с дочерью Пророка, Рукайей, и один из братьев А л и я. Меньшинство вернулось сравнительно в короткое время обратно в Мекку. Какая бы¬ла причина? Трудно сказать. Или они были обмануты тем, что ждало их на чужбине, или же их мучила совесть, что они покинули своих товарищей одних в неравной борьбе.


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"