Содержание проекта

8.3. Мусульманские государства Северо-Восточной Африки в период проникновения европейцев (XV—XVIII вв.)

К концу XIV в. ислам в Африке повсеместно, кроме Эфиопии, вытеснил (полностью или частично) христианство. В отличие от арабских государств Западной Азии и тюрко-иранского Среднего Востока, в Африке в XIII — XIV вв. ислам был слабо дифференцирован.

В империях XIV — начала XVI в. — Мали, Сонгайская держава, Канем-Борну, Эфиопия и держава фунгов Сеннара — господствующей религией был ислам суннитского толка, распространявшийся правителями империй в своих вассальных владениях и принимавшийся из политических соображений правителями буферных государств.

В начале XV в. у берегов Африканского континента появились португальские корабли. В XV — начале XVI в. португальцы, взяв под свой контроль ключевые пункты океанских берегов Африки, попытались подчинить себе ряд африканских государств и убедить их правителей принять христианство. Португальцы стремились также установить контакт с Эфиопской империей, чтобы бороться с мусульманскими государствами за торговые пути в Южную и Восточную Азию.

Вторжение португальцев нарушило традиционные торговые и политические связи континента. Приходили в упадок и исчезали государства внутренних районов материка. После падения Сонгайской державы в Западном Судане, Адальского султаната — в Эфиопии и разгрома суахилийских и бенадирских султанатов во многих частях Тропической Африки мусульманские области переходят под управление язычников. Лишь в Восточном и Центральном Судане, а также Мавритании упрочились позиции ислама.

В Судане в XV — начале XVI в. процесс арабизации продолжился. В середине XV в. арабские племена разгромили христианское царство Алва в центральной части Судана, на месте которого в начале XVI в. образовалось государство Фунг со столицей в г. Сеннар. Постепенно Сеннарский султанат стал одним из центров распространения ислама, арабского языка и арабо-мусульманской культуры на северо-востоке Африки. Арабизированные этносы Африки приняли арабские генеалогии (ансаб).

Среди проповедников ислама, прибывавших в Судан в XV- XVIII вв., были не только мусульманские богословы (улама), но и суфийские шейхи орденов Шадилийа и Кадирийа. Исламизация Восточного Судана упрочила его связи с государствами Центрального Судана (например, Канем-Борну), где ислам уже был государственной религией. Между Борну и Сеннаром в XIV — XVI вв. образовался ряд государств (Багирми, Мандара), где постепенно затухали традиции христианской нубийской цивилизации.

С конца XVI в. все восточно-африканское побережье входило в состав Оманской державы, однако фактически в XVIII в. оманские султаны контролировали здесь только несколько пунктов. Реальная власть находилась в руках местных арабских правителей, самым могущественным из которых считался шейх Момбасы из рода Мазруи. Положение изменилось только в начале XIX в., когда султан Омана Са’ид б. Султан (1840 — 1856) решил возвратить восточно-африканского побережье под свою власть. В 1822 г. он изгнал отряды Мазруи с острова Пемба, затем подчинил других эмиров. Между 1820 и 1840 гг. его власть признали Пате, Ламу и Могадишо. Все побережье от мыса Делгадо до г. Ламу вновь оказалось под властью Омана.
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"