Содержание проекта

7.1. Возникновение мусульманских государств Западной Африки

Воины державы Борну

В Африке южнее Сахары ислам стал распространяться в конце IX в. (сначала на северо-востоке континента, затем — в суданском поясе Западной Африки и на берегах Индийского океана). Сюда по транссахарским караванным путям прибыли первые торговцы-мусульмане и миссионеры, исповедовавшие хариджизм. Постепенно сформировалось несколько крупнейших центров хириджизма-ибадизма в Гане и в столице сонгаев г. Гао в Западном Судане. При этом местный хариджизм сосуществовал с традиционными религиозными верованиями и культами. Первыми ислам приняли правители княжеств Мали, Текрур (на севере Сенегала), Ганы и др.

В конце XI в. в ислам перешел царь Канема-Борну — крупнейшего государства Центрального Судана. Цари Ганы и Канема со временем стали претендовать на знатное арабское происхождение.

В эпоху крестовых походов, когда основные силы исламского мира были сосредоточены в Средиземноморье, в Африке южнее Сахары возвышаются языческие государства. Так, в XII в. царство Сосо в Западном Судане разгромило Гану, а в первой четверти XIII в. подчинило Мали.

В конце XII — XIII вв. столица Канема Нджими превратилась в крупный центр суннитского ислама (маликитского толка). Несмотря на периодические военные атаки соседних языческих племен, Канем вплоть до середины XVIII в. оставался сильным государством, влиявшим на хуасанские эмираты, народы Вадаи, Дарфура и земель южнее оз. Чад.

Большая мечеть в Дженне, Мали

В первой половине XIII в. в Западном Судане сильнейшим было государство Мали, где правила династия Кейта, занимавшаяся активной караванной торговлей с Северной Африкой и Египтом. В крупных центрах (Дженне, Томбукту, Гао) существовали мусульманские колонии, сыгравшие заметную роль в культурном развитии Западного Судана.

В XV — XVI вв. восточные области империи Мали отошли к Сонгайской державе. Наряду с г. Гао, столицей Сонгайской империи, роль крупнейшего торгового и духовного центра играл г. Томбукту. В отличие от Гао, где в ранний период среди мусульман преобладали ибадиты, Томбукту был центром маликизма.

Третьим важным центром ислама был г. Дженне. В этих городах концентрировалась мусульманская образованная элита: кадии, имамы и хатибы мечетей, факихи и др.

С 1498/99 г. до конца XVI в. должность кадия была монополизирована одной семьей сонхаджийского происхождения — потомками местного ученого факиха Мухаммада Акита. В это же время начал формироваться клан мусульманского духовенства джаханке (дьяганке).
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.