Содержание проекта

4.1. Египет и Сирия в период распада халифата Аббасидов

С IX в. обширное арабо-мусульманское государство постепенно распадается. На его территории возникают фактически самостоятельные династии, под властью которых оказываются целые провинции. Они перестают подчиняться Аббасидам. Аббасидские халифы вынуждены постоянно балансировать между различными враждебными друг другу религиозными и политическими силами. Пытаясь укрепить свои позиции, они начинают опираться на гвардию тюркских невольников и достаточно скоро оказываются под их влиянием.

В 868 г. тюркский военачальник Ахмад ибн Тулун, отправленный в Египет халифом ал-Му’таззом (866 — 869) контролировать финансы, полностью захватил власть над Египтом и частично Сирией и основал в своих владениях фактически независимую династию Тулунидов.

В 878 г. армия ал-Муваффака (регент при халифе ал-Му’тамиде) пыталась восстановить в Египте халифскую власть, однако потерпела поражение. А Ахмад ибн Тулун, воспользовавшись тем, что основные силы ал-Муваффака были заняты в Ираке войной с восставшими чернокожими рабами (зинджами), вторгся в Сирию и Палестину и присоединил их к своим владениям. Лишь в годы правления халифа ал-Муктафи (902 — 908) на некоторое время удалось упрочить власть Аббасидов в Египте и Сирии.

В конце IX в. в халифате возникла новая политическая и религиозная сила — карматы (одна из крайних шиитских сект), которые закрепились в Аравии и Бахрейне и совершали набеги на Южный Ирак и Сирию. Тулуниды не смогли оказать сопротивление карматам. А когда войска халифа ал-Муктафи в 903 г. вытеснили карматов из Сирии и в 905 г. заняли столицу Египта Фустат, члены династии Тулунидов были арестованы и высланы в Багдад.

Опасаясь вторжения в Египет шиитских халифов Фатимидов, новый аббасидский халиф ар-Ради (934 — 940) назначил наместником страны военачальника тюркского происхождения Мухаммада ибн Тугджа ал-Ихшида (935 — 946). Постепенно ему удалось добиться самостоятельности в управлении страной и основать династию Ихшидидов (ихшид — иранский титул со значением «правитель»). Они воссоздали сильную армию, проводили разумную налоговую политику, административную реформу, при них развивалось сельское хозяйство. Однако постепенно в Египте началось ослабление власти Ихшидидов, связанное с внутридинастийными распрями и возникшими экономическими трудностями.

В 945 г. столица Аббасидского халифата Багдад была захвачена Буидами (Бувайхидами), что дало возможность Фатимидам развернуть наступление на Египет с запада — из своих владений в Ифрикии (современный Тунис).

В 969 г. войсками фатимидского халифа ал-Му’изза (953 — 975) был занят Фустат; Египет вошел в состав империи Фатимидов, власть которых была также признана в Хиджазе, Йемене и Сирии. Во главе государства стоял халиф, являвшийся также имамом исмаилитов. Фатимиды осуществляли активную миссионерскую деятельность. При них Египет экономически процветал, упрочилось его политическое положение и международный авторитет.

Начиная с XI в. внутриполитическая обстановка в Фатимидском халифате ухудшилась. Народные выступления, неповиновение армии, расколы в среде правящей верхушки привели к постепенному распаду государства.

В 1048 г. от халифата Фатимидов отделилась Северная Африка, Сирия перешла во владение династии Мирдасидов. Произошел также идеологический раскол среди исмаилитов. Часть из них не признала власть халифа ал-Муста’ли (1094 — 1101), поддержав старшего сына халифа ал-Мустансира (1036 — 1094) Низара. Они создали движение «Новый призыв», которое со временем трансформировалось в исмаилитскую ветвь Низаритов, действовавшую в Сирии и Иране. В результате Фатимиды потеряли часть своих сторонников.

В 1169 г. вазиром в фатимидском халифате был назначен военачальник курдского происхождения Салах ад-Дин (Саладин). В 1171 г. он захватил власть и стал основателем новой династии Айюбидов. Саладин сформировал новую армию, ядром которой стали отряды курдов и туркмен, подчинил Сирию, Джазиру, Йемен.

Египетские Айюбиды были главными организаторами борьбы с крестоносцами. При них официальной религией в Египте стал ислам суннитского толка, появились религиозные училища медресе, распространилось мистическое направление в исламе суфизм, появились многочисленные суфийские обители (ханака).
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.