Содержание проекта

6.1. Религиозно-политическая ситуация на Аравийском полуострове в VIII – XV вв.

Удаленность Аравийского полуострова от центра Халифата (Дамаска и Багдада), а также главные мусульманские святыни Мекки и Медины давали возможность представителям местной элиты и религиозным лидерам проводить относительно самостоятельную политику. Так, в VIII в. Оман привлек последователей религиозно-политического движения хариджитов. В 748 г. они объединились вокруг избранного ими имама и провозгласили независимость от власти халифов Омейядов. Правителями Омана стали потомки прежнего наместника — Джуланды (Али ал-Джуланда). С конца IX в. оманские имамы признали власть правящей династии Арабского халифата — Аббасидов.

В конце IX в., в период политической раздробленности, в Халифате возникает новая политическая и религиозная сила карматы (одна из ветвей шиитского течения исмаилитов). Карматы закрепляются в восточной Аравии и на Бахрейне, совершают набеги на Южный Ирак и Сирию. Под карматскими лозунгами о социальном равенстве и справедливости в распределении благ вспыхивает антихалифское восстание африканских рабов зинджей в Южном Ираке и Хузистане, к которому примыкают местные крестьяне и бедуины. Карматы неоднократно поднимают восстания против халифов Аббасидов (около 890 — 906 гг. — в Южном Ираке, 894 — 899 гг. — в Бахрейне, в 900 — 902 — гг. в Сирии). В 929 — 930 гг. они совершают грабительское нападение на Мекку; похищают из Каабы «черный камень» и возвращают его только 20 лет спустя, в период правления фатимидского халифа ал-Мансура (946 — 953).

В IX в. на территории современного Йемена возникают формально признававшие власть аббасидских халифов мусульманские государства Зийадидов со столицей в г. Забид и Йафуридов со столицей в г. Сана. С этого же времени часть территории Йемена находится под управлением Зайдитских (Зейдитских) имамов. К началу XVI в. их власть распространяется вплоть до Дамара; а суверенитет признается практически всеми районами северного Джебеля, а временами — и незайдитскими районами Тихамы и южного Джебеля. Дальнейшая история Йемена — это постоянные междоусобицы и частая смена династий.

В 945 г. Багдад берут Буиды (Бувайхиды), которые лишают Аббасидов политической власти, оставляя за халифом лишь духовное звание. Вассальную зависимость от Буидов признают правители прибрежного Омана Мукрамиды.

С начала XI в. большая часть Йемена оказывается в вассальной зависимости от правящих Египтом и Сирией Фатимидов, активно пропагандировавших исмаилизм. Сюзеренитет фатимидских халифов признают Сулайхиды, объединившие вместе со своими соперниками Наджахидами практически весь Йемен. В середине XI в. войска Сулайхидов наносят поражение зайдитам и захватывают Медину, Сану и Аден. После ослабления Сулайхидов часть их земель присоединяют к себе Зурайиды, занимавшие господствующее положение в Адене; другую — Хамданиды. Земли же Наджахидов со столицей в Забиде захватывают эмиры из династии Махдидов.

В 1173 — 1174 гг. в Йемен вторгается египетская армия под начальством Шамс ад-Дина Туран-шаха — брата султана Салах ад-Дина. Господство Айюбидов в Йемене продолжается до 1229 г., когда здесь воцаряется династия Расулидов.

Под их властью оказываются западные районы Южного Йемена, Дофар и Хадрамаут. В период их правления процветает культура, ремесла и торговля с Индией, Юго-Восточной Азией, Китаем, Восточной Африкой.

К середине XV в. Расулиды, враждовавшие с зайдитскими имамами, утрачивают свое положение в регионе. Спустя несколько лет большая часть Южного Йемена переходит под власть Тахиридов, государство которых простирается от Тихамы до Дофара.

Из книги Августа Мюллера " История ислама от основания до новейших времен" СПб. 1895


Негры-рабы при халифе Мансуре


Сначала победа склонялась на сторону Алида, но личной энергии и храбрости Исы удалось остановить бегущие толпы; в возникшей свалке пал Ибрахим, а с ним рухнуло и дело Алидов (25 Зу'ль Ка'да 145=14 февраля 763). Люто, как и следовало ожидать, отомстил Мансур; Алидов повсюду преследовали беспощаднее даже, чем при Хаджжадже; страшно пострадала Басра, а в Медине солдатчина так расхозяйничалась, что вскоре за занятием города вспыхнул опять новый мятеж. Бушевала чернь и подавление волнения не представило, конечно, больших трудностей. Замечателен только тот факт, что в возмущении приняли участие также рабы-негры, превеликое множество которых понавезено было сюда из западных провинций. Случилось это впервые, и современники, понятно, не уразумели симптома предстоящей опасности от беспрерывного ввоза тысяч и тысяч военнопленных либо обмененных рабов из чуждых рас; они и не подозревали того, что может случиться при этом с государством, лишь только сила господствующих классов населения начнет мало-помалу слабеть.


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.