Содержание проекта

6.1. Религиозно-политическая ситуация на Аравийском полуострове в VIII – XV вв.

Удаленность Аравийского полуострова от центра Халифата (Дамаска и Багдада), а также главные мусульманские святыни Мекки и Медины давали возможность представителям местной элиты и религиозным лидерам проводить относительно самостоятельную политику. Так, в VIII в. Оман привлек последователей религиозно-политического движения хариджитов. В 748 г. они объединились вокруг избранного ими имама и провозгласили независимость от власти халифов Омейядов. Правителями Омана стали потомки прежнего наместника — Джуланды (Али ал-Джуланда). С конца IX в. оманские имамы признали власть правящей династии Арабского халифата — Аббасидов.

В конце IX в., в период политической раздробленности, в Халифате возникает новая политическая и религиозная сила карматы (одна из ветвей шиитского течения исмаилитов). Карматы закрепляются в восточной Аравии и на Бахрейне, совершают набеги на Южный Ирак и Сирию. Под карматскими лозунгами о социальном равенстве и справедливости в распределении благ вспыхивает антихалифское восстание африканских рабов зинджей в Южном Ираке и Хузистане, к которому примыкают местные крестьяне и бедуины. Карматы неоднократно поднимают восстания против халифов Аббасидов (около 890 — 906 гг. — в Южном Ираке, 894 — 899 гг. — в Бахрейне, в 900 — 902 — гг. в Сирии). В 929 — 930 гг. они совершают грабительское нападение на Мекку; похищают из Каабы «черный камень» и возвращают его только 20 лет спустя, в период правления фатимидского халифа ал-Мансура (946 — 953).

В IX в. на территории современного Йемена возникают формально признававшие власть аббасидских халифов мусульманские государства Зийадидов со столицей в г. Забид и Йафуридов со столицей в г. Сана. С этого же времени часть территории Йемена находится под управлением Зайдитских (Зейдитских) имамов. К началу XVI в. их власть распространяется вплоть до Дамара; а суверенитет признается практически всеми районами северного Джебеля, а временами — и незайдитскими районами Тихамы и южного Джебеля. Дальнейшая история Йемена — это постоянные междоусобицы и частая смена династий.

В 945 г. Багдад берут Буиды (Бувайхиды), которые лишают Аббасидов политической власти, оставляя за халифом лишь духовное звание. Вассальную зависимость от Буидов признают правители прибрежного Омана Мукрамиды.

С начала XI в. большая часть Йемена оказывается в вассальной зависимости от правящих Египтом и Сирией Фатимидов, активно пропагандировавших исмаилизм. Сюзеренитет фатимидских халифов признают Сулайхиды, объединившие вместе со своими соперниками Наджахидами практически весь Йемен. В середине XI в. войска Сулайхидов наносят поражение зайдитам и захватывают Медину, Сану и Аден. После ослабления Сулайхидов часть их земель присоединяют к себе Зурайиды, занимавшие господствующее положение в Адене; другую — Хамданиды. Земли же Наджахидов со столицей в Забиде захватывают эмиры из династии Махдидов.

В 1173 — 1174 гг. в Йемен вторгается египетская армия под начальством Шамс ад-Дина Туран-шаха — брата султана Салах ад-Дина. Господство Айюбидов в Йемене продолжается до 1229 г., когда здесь воцаряется династия Расулидов.

Под их властью оказываются западные районы Южного Йемена, Дофар и Хадрамаут. В период их правления процветает культура, ремесла и торговля с Индией, Юго-Восточной Азией, Китаем, Восточной Африкой.

К середине XV в. Расулиды, враждовавшие с зайдитскими имамами, утрачивают свое положение в регионе. Спустя несколько лет большая часть Южного Йемена переходит под власть Тахиридов, государство которых простирается от Тихамы до Дофара.

Из книги Августа Мюллера " История ислама от основания до новейших времен" СПб. 1895


Негры-рабы при халифе Мансуре


Сначала победа склонялась на сторону Алида, но личной энергии и храбрости Исы удалось остановить бегущие толпы; в возникшей свалке пал Ибрахим, а с ним рухнуло и дело Алидов (25 Зу'ль Ка'да 145=14 февраля 763). Люто, как и следовало ожидать, отомстил Мансур; Алидов повсюду преследовали беспощаднее даже, чем при Хаджжадже; страшно пострадала Басра, а в Медине солдатчина так расхозяйничалась, что вскоре за занятием города вспыхнул опять новый мятеж. Бушевала чернь и подавление волнения не представило, конечно, больших трудностей. Замечателен только тот факт, что в возмущении приняли участие также рабы-негры, превеликое множество которых понавезено было сюда из западных провинций. Случилось это впервые, и современники, понятно, не уразумели симптома предстоящей опасности от беспрерывного ввоза тысяч и тысяч военнопленных либо обмененных рабов из чуждых рас; они и не подозревали того, что может случиться при этом с государством, лишь только сила господствующих классов населения начнет мало-помалу слабеть.


Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"