Содержание проекта

10.1. Мусульманские династии восточных персидских земель и Центральной Азии до прихода турок-сельджуков (X-XI вв.)

Монета эпохи Саманидов. Самарканд. Х в.
В восточной части аббасидского Халифата в IX — X вв. происходит этническая консолидация иранцев, развивается литературный язык фарси (и его вариант дари). Первоначально эти народы именовались аджам (букв. «неарабы»), позже — тазики (таджики).

Территории, где проживало ираноязычное население, охватывали не только области собственно Ирана, но и восточную часть Закавказья и Хорасан (куда входили также Мавераннахр и часть современного Афганистана).

Иран IX — X вв. оставался достаточно развитым регионом с несколькими крупными природными и экономическими зонами: Хорасан, Мавераннахр и Хорезм, которые впоследствии стали основой политического объединения государств Тахиридов, Саманидов и Саффаридов. С этой зоной был тесно связан район Сеистан. Кроме того, особыми экономическими областями были Северо-Западный Иран, Азербайджан и Центральный Иран с городами Рей и Исфахан; а также Юго-Западный Иран (Фарс, Керман и Хузистан).

Несмотря на то, что области Ирана в свое время сыграли значительную роль в утверждении у власти династии Абассидов, к началу X в. здесь также наметились тенденции к политическому обособлению. Первой о самостоятельности заявила провинция Хорасан.

Хорасан в это время являлся этническим и культурным центром, где прочно утвердился ислам, практически вытеснивший зороастризм. Именно здесь сложилось первое полусамостоятельное политическое объединение — государство Тахиридов. Тахириды, формально признавая власть аббасидских халифов, проводили достаточно независимую политику.

Тахириды были свергнуты Саффаридами. Основатель этой династии Йа’куб б. ал-Лайс ас-Саффар (861 — 879) и его брат ’Амр б. ал-Лайс активно выступили против власти Аббасидов. Им удалось захватить Южный и Восточный Иран, часть территории современного Афганистана, однако попытка занять Багдад (в 875 г.) была неудачной. Это вынудило их признать верховную власть аббасидских халифов.

Саффариды не заботились о благосостоянии страны, повышали налоги, что вызвало недовольство не только крестьян, но и землевладельцев дехкан. Начиная с 911 г. часть земель Саффаридов перешла во владения Саманидов, другая — под власть Газневидов.

Саманиды возводили свою родословную к Сасанидам, признавая при этом верховную власть Аббасидов, за что получали от последних значительные привилегии. Основатель династии Ахмад I б. Асад б. Саман Худа (819 — 864) был правителем Ферганы, его сын Наср I (864 — 892) — правителем Самарканда.

Саманиды вели успешную борьбу на северных границах Халифата с кочевыми тюркскими племенами, укрепили свою власть в восточноиранских областях, сделав центром г. Бухару.

Широкая социальная база, разумная религиозная политика, обращения к доисламским достижениям персидской культуры (подготовка новоперсидских переводов иранского эпоса «Хвадай-намак», воспроизведение эпических произведений Дакики и Фирдоуси), активная внешняя политика и выверенная внутренняя превратили государство Саманидов в могущественную державу региона.

В X в. она включала в свой состав такие крупные области, как Мавераннахр, Хорезм, Хорасан, Сеистан и Гурган. Вассалами Саманидов были Баниджуриды, Симджуриды, Илйасиды и Мухтаджиды. Государство Саманидов поддерживало торговые связи с Хазарией, государством Буидов, Волжской Булгарией, Китаем и Русью.

Столица Саманидов Бухара являлась одним из крупнейших городов мусульманского мира, центром науки и культуры. При дворе Саманидов творили Рудаки, ал-Фараби и др. Развивались архитектура и строительство.

Однако Саманидам пришлось столкнуться с сепаратизмом иранских дехкан, в борьбе с которыми они опирались на военную гвардию из тюрок-гулямов, имевших уже во второй половине X в. большую власть. В начале XI в. владения Саманидов были разделены между Караханидами и Газневидами.

Полуавтономные вассальные княжества сложились также в Хорезме, правители которых носили титул Хорезмшахов. В административном отношении Хорезм делился на две части: на левом берегу Амударьи правила династия арабских наместников Мамунидов, в правобережном Хорезме у власти оставались потомки династии хорезмийских Афригидов.

В Ургенче творили крупнейшие философы и ученые Бируни, Ибн Сина (Авиценна) и др.

Хорезм в X — XI вв. играл ведущую роль во внешней торговле Центральной Азии. Хорезмийские купцы поддерживали торговые связи с Хазарией, Волжской Булгарией, Русью, Китаем, Хорасаном, Гурганом. Интенсивная торговля велась также с кочевниками Приаралья, Семиречья и Дешт-и Кипчака. Развитие торговли способствовало росту городов и ремесленного производства.

Продолжился упадок знатных аристократических родов, на смену которым пришла служилая знать, получавшая земельные наделы в условное держание (икта).

В XI в. начался процесс тюркизации Центральной Азии, связанный с проникновением в регион значительных масс тюркских кочевников: огузов, карлуков, кимаков и др. В различных районах утвердилась власть тюркских династий: Караханидов, Газневидов и Сельджукидов.

Первоначально государство Караханидов сложилось в Восточном Туркестане и Семиречье. Оно не было централизованным, делилось на уделы, в которых правили представители династии — илек-ханы (ханы племен). Впоследствии Караханиды признали верховную власть Сельджукидов.
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.