Содержание проекта

11.1. Образование державы Сельджукидов (XI в.)

В IX — X вв. в северо-западной части Центральной Азии тюркоязычные племена огузов создали раннефеодальное государство со столицей в г. Йангикент. В X — XI в. государство огузов постепенно ослабевало, против власти йабгу (главы государства) и родо-племенной аристократии выступили некоторые вожди огузских племен — они получили впоследствии название сельджуков (по имени предводителя этого племенного объединения Сельджука ибн Тугака).

Скоро Сельджуки стали участниками политической борьбы в регионе. В конце X в. они поддержали правившую в Мавераннахре династию Саманидов в их соперничестве с тюрками-Караханидами. Позже сельджуки ушли в правобережный Хорезм, а затем в Хорасан, которые входили в состав государства Газневидов.

В 1035 г. братья Дауд Чагры-бек и Мухаммад Тогрул-бек, их дядя, Муса ибн Сельджук, увели сельджуков из Хорезма — они расселились на территории современной Туркмении. В результате газневидо-сельджукских войн газневидская армия была разгромлена, а все захваченные земли Хорасана вошли в состав сельджукского государства. Под властью Газневидов осталась только часть нынешнего Афганистана и Пенджаба.

В 1042 г. Тогрул-бек направил свою конницу в Восточную Анатолию, где правил феодальный род Марванидов. Набеги на области Малой Азии и Закавказья повторились в 1046 — 1049 гг., когда сельджуки продвинулись до границ Византийской империи. В 1054 г. вассалами Тогрул-бека стали Раввадиды, правившие в Южном Азербайджане и Арране. Власть султана признали также Шаддадиды, столицей которых была Гянджа.

Сельджукский воин, XI — XII вв
Сначала главной военной и политической опорой Сельджукидов были ополчения кочевников-туркмен, огузов и отчасти кипчаков, которых впоследствии сменило постоянное войско. Завоевательные походы в области Южного и Западного Хорасана, Гургана, Западного Ирана, Северного Афганистана и Хорезма завершились созданием обширной империи Сельджукидов, простиравшейся от берегов Амударьи и Каспийского моря до Тигра, Евфрата и Средиземноморья. После того как Торгул-бек взял в 1055 г. Багдад, власть Сельджукидов укрепилась еще больше.

Новая волна сельджукских завоеваний в Центральной Азии, Передней и Малой Азии пришлась на 1060-е годы. В 1064 г., в годы правления султана Алп-Арслана, сельджукская армия вторглась в Армению и Грузию. В 1071 г. султан Алп-Арслан нанес сокрушительное поражение византийскому императору Роману IV Диогену в битве под Манцикертом. За короткий срок огузо-туркменские племена утвердились на значительной части Анатолии. На захваченных ими землях образовалось несколько самостоятельных эмиратов, правители которых враждовали между собой.

Сельджукский султан Алп-Арслан унижает пленного византийского императора Романа IV Диогена после битвы при Манцикерте. Французская иллюстрация XV в.
Своего наивысшего могущества Сельджукская империя достигла в правление султана Малик-шаха (1072 — 1092), сменившего на троне Алп-Арслана. В царствование Малик-шаха продолжилось дальнейшее расширение границ империи Сельджукидов. В 1072 г. с помощью туркменских ополчений были захвачены Северная Сирия и часть Палестины.

Созданная империя нуждалась в формировании нового аппарата государственного управления и системы гражданской и военной администрации. Поскольку огузская военная знать, получив крупные наделы в виде земель икта, все больше стремилась к самостоятельности, султаны стали опираться на иранскую чиновную знать, отстраненную от управления в период Газневидов и Буидов. Наиболее влиятельной фигурой в правление Алп-Арслана и Малик-шаха был везир Абу Али Хасан Туси, получивший почетный титул «Низам ал-Мульк» — автор известного трактата об управлении «Сийасат-наме». Низам ал-Мульк выступил инициатором реформ, направленных на усиление государственного контроля и упорядочение системы аграрных отношений.

В X — XII вв. серьезно изменилось исламское вероучение; суннитское богословие отделилось от законоведения. Оформилось сословие улемов-законоведов (’улама), получил распространение культ многочисленных святых, их гробниц и реликвий. Сложилась система правоверного богословия (калам). Основоположником калама был арабский ’улама Аш’ари (ум. в 935), а полное развитие эта система получила в сочинениях имама Мухаммада ал-Газали (ум. в 1111 г.).

В указанный период в Иране широко распространилось мистическое течение в исламе — суфизм (тасаввуф). Возникали дервишеские обители; с XII в. стали складываться суфийские братства (ордены) с различными уставами и практиками. Пантеистические идеи суфизма нашли наиболее яркое воплощение в сочинениях арабского мистика Ибн ал-Араби (1165 — 1240). Суфизм серьезно повлиял на развитие литературы, особенно поэзии.
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.