Русские земли > Русские земли > Рюрик
Рюрик
Рассказ о призвании варягов в Великий Новгород сохранился в древнейшей русской летописи ПВЛ (начала ХII в.) под 862 г. Однако, историки с недоверием относятся к этой дате, считая ее, как и вообще хронологию жизни первых князей-Рюриковичей, весьма условной.
Итак, летопись сообщает нам, что в 862 г. Рюрик вместе с двумя своими братьями Синеусом и Трувором и «с роды своими» призывается союзом племен: чудью, словенами, кривичами и весью «и изъбрашася 3 братья... и пояша по собѣ всю Русь и придоша».
По одним летописям, Рюрик, как старший из братьев, садится на княжение в г. Великом Новгороде, Синеус — в г. Белоозере, а Трувор — в г. Изборске. По другим, Рюрик первоначально строит г. Ладогу и княжит здесь и лишь после смерти братьев подымается вверх по р. Волхову к озеру Ильмень, где строит город, которому дает имя Новгород (Великий Новгород). По мнению академика Алексея Александровича Шахматова (умер 16 августа 1920 г.), первый вид сказания, зафиксированный еще в древнейшем Начальном своде, является более древним и изначальным ко второй его версии.
Спустя два года по смерти Синеуса и Трувора «прия власть Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады: овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Белоозеро». Тогда же, по летописи, Рюрик отпускает двух своих бояр-воинов, Аскольда и Дира, на юг к Константинополю (Царьграду); по пути те занимают Киев, остаются в нем и начинают княжить.
Поздние летописи содержат дополнительные подробности о княжении Рюрика в Великом Новгороде. В 864 г. он подавляет мятеж новгородцев, а зачинщика мятежа, некоего Вадима Храброго, и его советников казнит. В 867 г., опасаясь преследований Рюрика, новгородские мужи бегут от него в Киев.
Согласно летописи, князь Рюрик умирает в 879 г., оставив после себя малолетнего сына Игоря. Власть, а также своего сына-младенца Рюрик передает своему родственнику Олегу.
Из недошедшей до нас Иоакимовской летописи (ХVII в.), пересказанной у историка В.Н. Татищева (умер 15 июля 1750 г.), известно, что Рюрик имел жену Ефанду (Енвинду), княжну-норманнку, владетельницу г. Ижора и прилегающих земель (по левом берегу Невы и юго-западное Приладожье), которая умерла раньше мужа. Кроме сына Игоря, Рюрик, возможно, имел еще двух сыновей или дочерей. Источник этих сведений неизвестен и скорее всего легендарен.
Большинство исследователей признают в целом достоверность сказания о призвании варягов, хотя некоторые черты его фольклорно-легендарного характера вызывают определенные сомнения. В начале XX в. русский военный дипломат Алексей Алексеевич Игнатьев (умер в 1954 г.) первым высказал предположение о том, что неясная этимология имен Синеуса и Трувора является переосмыслением в качестве имен братьев Рюрика фразы, имеющей в переводе с древнебалтийского и древнешведского языков значение: «с родом своим» и «верной дружиной» («sine hus» и «thru varing»).
Что же касается распространенного в литературе отождествления князя Рюрика с известным из западноевропейских источников конунгом Рериком Фрисландским (умер после 873 г.), то оно, по-видимому, не имеет достаточных оснований.
Цитаты
При изображении нравов и обычаев славян вообще замечено уже было, что родовой быт условливал между ними вражду, на которую так прямо указывают писатели иностранные, знавшие славян; наш летописец подтверждает их показания: как скоро, говорит он, племена начали владеть сами собою, то не стало у них правды, то есть беспристрастного решения споров, не было у них устава, который бы все согласились исполнять, не было власти, которая бы принудила ослушников к исполнению принятого устава. При столкновениях между родами, при общих делах решителями споров долженствовали быть старшины родов. Но могли ли они решать споры беспристрастно? Каждый старшина был представителем своего рода, блюстителем его выгод; при враждебных столкновениях между членами родов каждый старшина обязан был не выдавать своего родича; кто будет посредником в распре между старшинами? Разумеется, для ее решения род должен встать на род, и сила должна утвердить право. История племени и города, которые имели такое важное значение в описываемых событиях, история славян ильменских, Новгорода Великого представляет лучшее доказательство сказанному. С течением времени родовые отношения здесь исчезли, но концы с своими старостами напоминали о родах, из которых могло составиться первоначальное народонаселение, и вражда между концами заступила место родовой вражды; как прежде восставал род на род, так после восставал конец на конец, остальные брали сторону того или другого, а иногда оставались спокойными зрителями борьбы. Роды, столкнувшиеся на одном месте и потому самому стремившиеся к жизни гражданской, к определению отношений между собою, должны были искать силу, которая внесла бы к ним мир, наряд, должны были искать правительство, которое было бы чуждо родовых отношений, посредника в спорах беспристрастного, одним словом, третьего судью, а таким мог быть только князь из чужого рода. Установление наряда, нарушенного усобицами родов, было главною, единственною целию призвания князей, на нее летописец прямо и ясно указывает, не упоминая ни о каких других побуждениях, и это указание летописца совершенно согласно со всеми обстоятельствами, так что мы не имеем никакого права делать свои предположения. Но кроме прямого и ясного свидетельства летописца, призвание князей как нельзя лучше объясняется рядом подобных явлений в последующей истории Новгорода. Летописец начальный говорит, что варяги были изгнаны и потом снова призваны; летописцы позднейшие говорят, что как скоро один князь был изгоняем или сам удалялся из Новгорода, то граждане последнего немедленно посылали за другим: они не терпели жить без князя, по выражению летописца; есть известие, что один из великих князей хотел наказать новгородцев тем, что долго не посылал к ним князя. У внука Рюрикова новгородцы просят князя и в случае отказа грозят найти другого. Вот что сказали они однажды сыну великого князя Ростислава Мстиславича: "Не хотим тебя, мы призвали твоего отца для установления наряда, а он вместо того усилил беспокойства". Сравним теперь это свидетельство с известием о призвании первых князей и увидим, что цель призвания одна и та же в обоих случаях: князь призывается для установления наряда внутреннего как судья миротворец.
Обратим теперь внимание на некоторые другие обстоятельства, встречающиеся в летописи при рассказе о призвании князей. Первое обстоятельство — это соединение племен славянских и финских, что произвело этот союз? Без всякого сомнения, означенные племена были приведены в связь завоеванием варяжским, как впоследствии остальные разрозненные славянские племена были приведены в связь князьями из дома Рюрикова. Эта тесная связь между чудью, весью, славянами ильменскими и кривичами выразилась в дружном изгнании варягов и потом в призвании князей. Этому же завоеванию, этому столкновению с чуждым началом северные племена были обязаны, по всем вероятностям, и относительно большею степенью общественного развития или по крайней мере стремления к нему: после изгнания варягов они не хотят возвратиться к разрозненному родовому быту и, не видя выхода из него при эгоизме родов, соглашаются призвать власть извне, призывают князя из чужого рода. Эта большая степень общественного развития у северных племен ясно окажется впоследствии, мы увидим, что северные племена будут постоянно торжествовать над южными. Второе обстоятельство в рассказе о призвании князей — это их расселение: старший брат, Рюрик, поселился у славян ильменских, второй, Синеус, — между чудью и весью на Белоозере, третий, Трувор, — у кривичей в Изборске. Но касательно города, в котором сел сначала Рюрик, чтения списков летописи разногласят: одни говорят в Новгороде, другие — в Ладоге. По известному правилу, что труднейшее чтение предпочитается легчайшему, особенно если оно находится в большем числе лучших списков, мы должны принять известие о Ладоге. Почему Рюрик избрал Ладогу, а не Новгород, объяснение найти нетрудно: положение Ладоги относительно начала великого водного пути, относительно близости моря важнее положения Новгорода; Ладога находится ближе к устью Волхова; Рюрику нужно было удержаться при непосредственном сообщении с заморьем в случае, если бы дело его пошло не так успешно в новой стране; недавнее изгнание варягов должно было научить его осторожности; в некоторых известиях сказано, что князья боялись сначала суровости призывавших племен; с другой стороны, Рюрику нужно было также обезопасить себя и свою область от нападения других варягов, и вот он прежде всего строит крепость в Ладоге, недалеко от устья Волхова и селится здесь. Наконец, остается последний вопрос: какое значение имеет призвание Рюрика в нашей истории? Призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства — это соединение разрозненных племен чрез появление среди них сосредоточивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это сосредоточивающее начало, эту власть. Здесь, в сосредоточении нескольких северных племен, положено начало сосредоточению и всех остальных племен, потому что призванное начало пользуется силою первых сосредоточившихся племен, чтоб посредством их сосредоточивать и другие, соединенные впервые силы начинают действовать.
Предание говорит, что много людей перебежало из Новгорода в Киев: здесь, на южном конце великого водного пути из Варяг в Греки, образовалось в то же время другое варяго-русское владение.
Иллюстрации
Литература
Портреты, гербы и печати большой государственной книги 1672 г., страница 19
Исторический вестник, страница 8
Военный энциклопедический лексикон. Том XI., страница 552
История России с древнейших времен, страница 60
История России с древнейших времен, страница 65
История России с древнейших времен, страница 67
Родословная роспись потомков Великого Князя Рюрика
Иллюстрированная хронология истории российского государства в портретах, страница 4
Отечественный пантеон, или жизнь великих князей, царей и императоров, страница 14
О древнейшей истории северных славян до времен Рюрика, и откуда пришел Рюрик и его варяги