Русские земли > Русские земли > Александр Ярославич
Александр Ярославич
Великий князь суздальский, князь новгородский
Жена – Александра, дочь полоцкого князя Брячислава
Дети:
1. Василий (ум. 1271)
2. Дмитрий (ум. 1294), князь переяславский, князь владимирский
3. Андрей (ум. 1304), князь городецкий, князь владимирский
4. Даниил (1261-1303), князь московский
5. Евдокия
Александр Ярославич, второй сын великого князя Я. Всеволодовича и княгини Ростиславы Мстиславны, дочери новгородского и галицкого князя М. Мстиславича Удатного. По порядку престолонаследия — сорок восьмой великий князь.
Как полагают, княжич родился в 1221 г., предположительно 13 мая, так как его святым покровителем был мученик Александр Римлянин (умер в начале IV в.). По историку В.Н. Татищеву, княжич родился 30 мая 1220 г.
Первое косвенное известие об Александре может быть отнесено к 1223 г. Тогда, по летописному известию, «поиде князь Ярослав съ княгынею и съ дѣтми Переяслалю». Неназванные дети князя Ярослава — Федор и Александр.
Летом 1228 г. после ухода отца из Великого Новгорода оставлен там вместе со старшим братом Федором на попечение боярина Федора Даниловича и тиуна Якима.
В начале 1229 г. в городе начинаются волнения. В «сыропустныя недѣли въ уторник (в данном случае 20 февраля. — Д.В. Донской) в ночь» княжичам приходится тайно бежать к отцу в Переяславль-Залесский.
В конце 1230 г. Ярослав примиряется с новгородцами и вновь возвращается в Великий Новгород (30 декабря). Однако, пробыв в городе лишь две недели, он возвращается в Переяславль, оставив на княжении в Великом Новгороде (где в то время свирепствовали страшный голод и мор) сыновей Федора и Александра. 10 июня 1233 г., накануне собственной свадьбы, в Великом Новгороде внезапно умирает князь Федор, и Александр остается единственным номинальным правителем Великого Новгорода.
В 1236 г. князь Ярослав Всеволодович уходит на княжение в Киев, «а в Новѣгородѣ посади сына своего Олександра». С этого времени начинается самостоятельная политическая деятельность князя Александра Ярославича.
Во время нашествия на Русь хана Батыя (умер в 1255 г.), в начале 1238 г., Александр находится в Великом Новгороде. Как известно, татары не дошли до самого города, разорив лишь пограничный город новгородской земли Торжок «на Зборъ по Федоровѣ неделе» (в данном случае 21 февраля. — Д.В. Донской), и 5 марта повернули на Селигерскую дорогу, устремясь к Великому Новгороду. Путь войска хана Батыя пролег восточнее озера Селигера к озеру Велье и далее на с. Яжелбицы (на р. Полометь, правом притоке Полы; ныне поселок Валдайского района Новгородской области) к верховьям р. Холовы (левого притока Мсты). Хан искал подход к городу, огибая с востока озеро Ильмень. Здесь, согласно Писцовой книге Деревской пятины 1495 г., в Яжелбицком погосте находилось «озеро у Игнатцова къста». Именно здесь, за 100 верст до Великого Новгорода, на р. Щебериха, и был расположен летописный Игнач Крест, от которого татарское войско поворачивает (18–20 марта) назад, оказавшись в весенней трясине новгородских лесов.
После гибели (4 марта) в битве в окрестностях с. Божонки на р. Сити (правом притоке Мологи) дяди Александра, великого князя Юрия Всеволодовича, и ухода хана Батыя, великокняжеский престол во Владимире-на-Клязьме занимает его отец — Ярослав Всеволодович.
В 1239 г. Александр женится на княжне Александре, дочери полоцкого князя Брячислава Васильковича. Венчание происходит в Торопце; «ту кашю чини (свадебный пир. — Д.В. Донской), а в Новѣгородѣ другую». В том же году князь приступает к строительству городов по р. Шелони (впадает в озеро Ильмень) для защиты своих границ от вторжений литовцев.
В 1240 г. новгородская земля подвергается нападению шведов. Побуждаемый папой Григорием IX (умер 22 августа 1241 г.), шведский король Эрик XI Леспе (умер 2 февраля 1250 г.) направляет против Великого Новгорода войско на 50 судах. Во главе него, по некоторым данным, стоит зять короля, будущий ярл Биргер (из Фолькунгов; умер 1 октября 1266 г.), но по другим, шведские войска возглавляли тогдашний ярл Швеции, двоюродный брат Биргера, Ульф Фасси (умер после 1248 г.) и монах доминиканского ордена, англичанин Томас (умер в 1248 г.).
Шведы останавливаются на р. Неве (близ устья ее левого притока, Ижоры). Александр, собрав новгородцев и ладожан, стремительно выступает им навстречу и в воскресенье 15 июля «въ 6 час дни» (начало битвы в 9 часов 30 минут местного времени. — Д.В. Донской) наносит противнику полное поражение. По рассказу «Жития Александра Невского» (несколько редакций XIII–XVIII вв.) сообщается, что он, сражаясь в самой гуще битвы, собственноручно «възложи печать на лице острымъ своимъ копиемъ» предводителю шведского войска. Эта победа приносит Александру великую славу и почетное прозвище «Храбрый», а после канонизации в качестве святого в 1547 г., он получает наименование «Невский», под которым и входит в историю.
В конце лета того же года немецкие рыцари разворачивают наступление на псковские земли и 16 сентября занимают Псков. Между тем, Александр ссорится с новгородцами и в конце того же года вместе с матерью, супругой и дружиной уезжает из Великого Новгорода к отцу в Переяславль-Залесский.
Тем временем немецкая угроза Великому Новгороду становится все более очевидной. В начале 1241 г. немецкие рыцари действуют уже в 30 верстах к северо-западу от города, грабя купцов по р. Луге вплоть до Сабельского погоста. После неоднократных обращений новгородцев к отцу Александра, великому князю Ярославу Всеволодовичу, Александр соглашается вернуться в город.
В том же году он идет на Копорье — построенную немцами крепость в новгородских пределах, «и взя городъ, а нѣмци приведе в Новѣгородъ, а инѣхъ пусти по своеи воли, а вожанъ и чюдцю перевѣтникы (изменников. — Д.В. Донской) извѣша».
В 1242 г., соединившись с братом Андреем, присланным отцом ему в помощь из Суздальской земли, Александр «изгоном», зайдя с запада, освобождает от немцев Псков и вступает в чудскую землю. В субботу, 5 апреля 1242 г., на льду Чудского озера, встав у «Воронѣя камени», он одерживает еще одну победу, прославившую его имя, — победу над объединенным войском Ливонского ордена, дерптского епископа и чуди (так называемое «Ледовое побоище»). Русское войско гнало еще 7 верст по льду до Суболичьского (западного) берега остатки вражеского войска. Данные о потерях и пленных коалиционных сил ордена сообщают летописцы. Новгородский пишет: «и паде Чюди бещисла, а Нѣмецъ 400, а 50 руками яша (реминисценция с Иез. 21. 24. — Д.В. Донской) и приведоша в Новъгородъ», а псковский добавляет, что «овы извязавъ поведе босы по леду». Немецкие источники дают число на порядок меньше, считая потери только рыцарей: «Там было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть было взято в плен». Военная и политическая победа Александра была очевидна. В том же году орден присылает посольство с просьбой о мире и отказывается от притязаний на все Новгородские земли. Александр заключает мир и обменивается с противником заложниками и пленными.
В 1244 г. в Великом Новгороде умирает мать Александра, принявшая перед смертью постриг с именем Евфросиния. Александр хоронит ее (4 мая) в Юрьевом монастыре, рядом с могилой своего брата Федора.
В 1245 г. Александр оказывает помощь новоторжскому князю Ярославу Владимировичу в его борьбе с литовцами. Настигает литовцев у Торопца и отнимает у них полон. Затем преследует их со своей дружиной и побеждает под городами Зижцем и Усвятом. По словам автора «Жития Александра Невского», победы князя нагнали такой страх на литовцев, что те «начаша оттолѣ блюсти (бояться. — Д.В. Донской) имени его».
В конце 1246 г. Александр узнает о смерти на обратном пути из ставки великих ханов в Монголии своего отца, великого князя Ярослава Всеволодовича (30 сентября). Отравительница Ярослава, вдова великого хана Угедея (из Чингизидов; убит 5 джумада II 639 г. х. = 11 декабря 1241 г.), мать Гуюка, Туракина-хатун (умерла в конце 1246 г.), призывает к себе и Александра, однако князь отказывается ехать к ней.
В начале следующего года он прибывает во Владимир, где участвует в торжественном погребении отца во Владимирском Успенском соборе. Освободившийся великокняжеский стол занимает дядя Александра, князь Святослав Всеволодович; племянников же своих Святослав сажает «по городом, якоже бѣ имъ отець урядилъ Ярославъ». По завещанию отца, Александр, вдобавок к Великому Новгороду, получил от дяди еще и Тверь.
В конце того же 1247 г. Александр получает послание хана Батыя: «аще хощеши съблюсти землю свою, то приеди скоро къ мнѣ и видиши честь царства моего». Вслед за своим братом Андреем отправляется в орду к хану Батыю, который, в свою очередь, посылает братьев в г. Каракорум, ставку великих ханов. Зимой 1249–50 гг., по решению старший вдовы хана Гуюка (умер в 646 г. х. = 26 апреля 1248 г. — 15 апреля 1249 г.) Огуль-Гамиш (умерла в марте 1252 г.), враждовавшей в то время с ханом Батыем, владимирский стол получает Андрей (норма монгольского права, когда владетелем отцовского улуса считается младший сын). Александру же достается менее привлекательная южная часть Русских земель вместе с Киевом, который продолжает считаться главным столом Руси. После разорения 1240 г. город был «сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они (монголы. — Д.В. Донской) в самом тяжелом рабстве». Через несколько месяцев братья возвращаются на Русь.
Тем временем папский престол не оставляет попытки втянуть Александра в орбиту своего влияния, о чем свидетельствуют буллы «Pater futuri saeculi» (23 января 1248 г.) и «Aperuit Dominus oculos tuae mentis» (15 сентября 1248 г.).
Впрочем, князь не обращает большого внимания на них, он не едет в полученный Киев, а задерживается на некоторое время во Владимире. 27 декабря 1249 г. он оплакивает здесь смерть и провожает в г. Углич тело своего двоюродного брата Владимира Константиновича, а в феврале следующего года прощается с другим своим родственником, ярославским князем Василием Всеволодовичем. После этого, в марте 1250 г., Александр возвращается, наконец, в свой Великий Новгород. В начале мая того же года он принимает митрополита Кирилла III (умер 6 (по другим данным, 7 декабря 1280 г.) декабря 1281 г.), который впоследствии становится его ближайшим сподвижником. Митрополит ставит 21 мая в архиепископы новгородские блаженного Долмата (умер 21 октября 1274 г.).
В 1251 г. Александр впадает в тяжелую болезнь; его навещает и молится о его выздоровлении митрополит Кирилл III. Предположительно в том же году (если не в предшествующем 1250-м) принимает папских послов, кардиналов Галда и Гемонта, которые пытаются навязать ему политический союз в обмен на признание главенства папы Иннокентия IV (умер 7 декабря 1254 г.; этим переговорам предшествовала переписка, которую князь вел с папой в 1248 г.). Александр отвечает послам отказом.
К тому же 1251 г. относятся и переговоры Александра с норвежским королем Хаконом IV Хаконарсоном (умер 15 декабря 1263 г.) по поводу размежевания пограничных территорий и возможности заключения династического союза — бракосочетания сына Василия и дочери Хакона; однако до этого дело так и не доходит.
В 1252 г. Александр вновь отправляется в орду. В том же году Русь подвергается новому разорительному нашествию так называемой «Неврюевой рати» (рать под командованием татарского царевича Неврюя и воевод Котья и Олабуги), целью которого было наказание Андрея, брата Александра, за независимую политику, и ускорение полной выплаты дани. После бегства Андрея из Руси, Александр торжественно возвращается во Владимир с ярлыком на великое княжение, полученным от ордынского хана Сартака (умер в 652 г. х. = 21 февраля 1254 г. — 9 февраля 1255 г.). Митрополит Кирилл и жители города встречают его «со кресты у Золотых воротъ... и бысть радость велика в градѣ Володимери». В Великом Новгороде же Александр сажает на наместничество своего старшего сына Василия.
Весной 1255 г. Александр оплакивает смерть своего брата, галичского князя Константина и хоронит его тело в Успенском соборе во Владимире. В конце весны того же года новгородцы изгоняют из города сына Александра Василия и приглашают брата Невского — князя Ярослава Ярославича. Александру с большим трудом (хотя и без кровопролития) удается подавить мятеж в городе и сменить неугодного ему посадника Анания Феофилактовича (умер в начале сентября 1257 г.), поборника новгородской вольности, на лояльного ему Михалка Степановича (убит зимой 1257–58 гг.).
В следующем 1256 г. Александр вновь приезжает в Великий Новгород, на этот раз вместе с митрополитом Кириллом. Известие об этом заставляет шведов (которые попытались укрепиться на р. Нарове, вытекающей из Чудского озера и впадающей в Финский залив) немедленно бежать прочь. Несмотря на тяжелые зимние условия, Александр предпринимает успешный поход в Финляндию («на Емь»), против шведов. После этого, забрав с собой заложников из числа новгородцев, уходит в Суздальскую землю, а в Великом Новгороде оставляет своего сына Василия.
В 1257 г. Александр вместе с другими князьями отправляется в орду к новому ордынскому хану Улагчи (умер в 1258 г.). В том же году на Русь являются татарские численники и переписывают население для более точного обложения его данью. Появление к концу года татарских численников в Великого Новгороде вызывает крайнюю неприязнь жителей. На сторону новгородцев переходит даже сын Александра, Василий; при известии о приближении отца и татарских отрядов он бежит из города во Псков. Александр выводит сына из Пскова в Суздальскую землю и жестоко расправляется с зачинщиками новгородского мятежа: «овому носу урѣзаша, а иному очи выимаша, кто Василья на зло повелъ». Летописец назидательно замечает по этому поводу, что «всякъ бо зло дѣя злѣ да погибнетъ». Тем не менее, перепись населения в городе была отложена до 1259 г.
В 1258 г. Александр с другими князьями вновь идет в орду.
Зимой 1259–60 гг., вместе с татарскими численниками и в сопровождении своего брата Андрея и племянника ростовского князя Бориса Васильковича, Александр опять приезжает в Великий Новгород, подавляет начавшийся здесь мятеж против татарской переписи населения; татарские численники, «вземше число», уезжают в орду. Затем, в конце февраля 1260 г., оставляет там на княжении своего сына Дмитрия, а сам приезжает в Ростов «въ среду середокрестныа недѣли» (в данном случае 10 марта. — Д.В. Донской). В 1261 г. появляется на свет младший сын князя Александра, Даниил, будущий князь московский.
В 1262 г. Александр заключает союз с литовским королем Миндовгом (убит 5 августа (по другим данным, 12 сентября) 1263 г.) и в том же году отправляет своего сына Дмитрия и брата Ярослава в поход на Дерпт. Князья захватывают город (за исключением цитадели) и с большим полоном возвращаются домой.
В том же году во многих городах Северо-Восточной Руси — Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле и других — вспыхивают восстания против «бесермен» — откупщиков татарской дани. Александр отправляется в орду к хану Берке (умер в 1266 г.) — по словам автора его «Жития»: «дабы отмолити люди от бѣды тоя». Хан задерживает его в орде почти на год: «и удержа и Берка, не пустя в Русь; и зимова в Татарѣхъ и разболѣся».
Только осенью 1263 г. тяжело больной князь возвращается из орды на Русь. 14 ноября в Городце-Радилове он принимает схиму (с именем Алексий) и в ту же ночь умирает. Во Владимире митрополит Кирилл, узнав о случившемся, такими словами объявил народу о его смерти: «Чада моя, разумѣите, яко уже заиде солнце земли Суздальскои». Тело князя переносят во Владимир и в пятницу 23 ноября («на память святаго отца Амфилохия» (епископа Иконийского; умер после 394 г.)) погребают с честью во владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в юго-западном углу, под хорами.
По словам автора «Жития Александра Невского», князь отличался высоким ростом и необычной красотой: «взоръ» его паче инѣх человекъ, и глас его — акы труба в народѣ, лице же его — акы лице Иосифа … сила же бѣ его — часть от силы Самсоня». Здесь же приводятся слова Батыя, впервые увидевшего князя: «Истинну ми сказасте, яко нѣсть подобна сему князю».
Русская Православная Церковь причислила благоверного великого князя Александра Ярославича Невского к лику святых, как воителя за Русскую землю и Православную веру. Его память празднуется 23 ноября (в день его кончины) и 30 августа (в день перенесения мощей). Мощи князя, вследствие видения иноку-пономарю, открываются во владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в начале сентября 1380 г. (перед Куликовской битвой); общерусская канонизация святого происходит на Соборе в феврале 1547 г. 1 июля 1697 г. митрополит Иларион (умер 14 декабря 1707 г.) переносит мощи князя в новую серебряную раку; в 1724 г., по повелению всероссийского императора Петра I Великого (из Романовых; умер 28 января 1725 г.) они были торжественно перенесены в г. Санкт-Петербург и 30 августа положены в Александро-Невской лавре.
Житие князя существует в 9 редакциях; древнейшее написано современниками (списки XIV в.), а пространная редакция составлена в 1591 г. архиепископом Ионой Думиным (умер 7 марта 1608 г.). Служба написана в середине XVI в. Владимирского Рождественского монастыря иноком Михаилом.
Александр Ярославич был женат с 1239 г. на Александре, дочери полоцкого князя Брячислава Васильковича. По некоторым данным, у него была и вторая супруга — Васса, которая похоронена во Владимире-на-Клязьме, в Успенском (Княгинином) монастыре (почитается как местночтимая святая).
Его дети: Василий, Евдокия (упоминается в 1262 г.; святая, местночтимая), Дмитрий, Андрей Скоросый, Даниил. По нелетописным данным, у него был еще один сын Даниил, который умер в детстве, в 1258 г.
Цитаты
Но скоро началась у Александра вражда с другим братом, Ярославом, княжившим в Твери.
Через год (1257 г.) злая весть, что татары хотят наложить тамги и десятины на Новгород, опять смутила его жителей. Первая перепись татарская для сбора дани должна была происходить еще в начале княжения Ярослава; Плано-Карпини говорит, что во время пребывания его в России ханы — Куюк и Батый — прислали сюда баскаком одного сарацина, который у каждого отца семейства, имевшего трех сыновей, брал одного, захватил всех неженатых мужчин и женщин, не имевших законных мужей, также всех нищих, остальных же перечислил, по обычаю татарскому, и обложил данью: каждый человек мужского пола, какого бы возраста и состояния ни был, обязан был платить по меху медвежью, бобровому, соболиному, хорьковому и лисьему; кто не мог заплатить, того отводили в рабство. В 1255 году умер Батый, ему наследовал сын его Сартак, или Сертак, скоро умерший, и Золотая Орда досталась брату Батыеву, Берге, или Берке. По воцарении этого нового хана, в 1257 году, по русским известиям, происходила вторая переписью приехали численники, сочли всю землю Суздальскую, Рязанскую и Муромскую, поставили десятников, сотников, тысячников и темников, не считали только игуменов, чернецов, священников и клирошан. Подобная же перепись происходила одновременно во всех странах, подвластных татарам, и везде служители всех религий, исключая еврейских раввинов, были освобождены от подати. В Новгороде после вести о переписи все лето продолжалось смятение; а зимою убили посадника Михалка; «если бы кто добро друг другу делал, — прибавляет летописец, — то добро бы и было, а кто копает под другим яму, тот сам в нее попадает». Вслед за этим приехал в Новгород великий князь с татарскими послами, которые начали требовать десятины и тамги; новгородцы не согласились, дали дары для хана и отпустили послов с миром; сам Василий, сын Невского, был против дани, следовательно, против воли отцовской, и выехал во Псков, как только отец приехал в Новгород; Александр выгнал его оттуда и отправил в Суздальскую область, а советников его наказал жестоко. Волнения не прекращались в Новгороде: тою ж зимою убили Мишу, быть может того самого, который так славно бился со шведами при Неве; посадничество дано было Михаилу Федоровичу, выведенному из Ладоги. Целый следующий год, однако, прошел без слухов о требованиях татарских; но в 1259 г. приехал с Низу (из Суздальской области) Михайла Пинещинич с ложным посольством. «Если не согласитесь на перепись, — говорил он новгородцам, — то уже полки татарские в Низовой земле». Новгородцы испугались и согласились; но когда зимою приехал Александр и с ним окаянные татары-сыроядцы с женами, то опять встал сильный мятеж; татары испугались и начали говорить Александру: «Дай нам сторожей, а то убьют нас», и князь велел их стеречь но ночам сыну посадничью со всеми детьми боярскими. Татарам наскучило дожидаться. «Дайте нам число, или побежим прочь», — говорили они. Но в Новгороде и в этом случае, как в предыдущем, высказались две враждебные сословные партии: одни граждане никак не хотели дать числа. «Умрем честию за св. Софию и за домы ангельские», — говорили они; но другие требовали согласия на перепись и наконец осилили, когда Александр с татарами съехали уже с Городища. И начали ездить окаянные татары по улицам, переписывая домы христианские. Взявши число, татары уехали; вслед за ними отправился и князь Александр, оставивший в Новгороде сына Димитрия.
В Новгороде стало тихо; но поднялись волнения на востоке, в земле Ростовской: здесь в 1262 году народ был выведен из терпения насилиями татарских откупщиков дани; поднялись веча и выгнали откупщиков из Ростова, Владимира, Суздаля, Переяславля и Ярославля; в последнем городе убит был в это время отступник Изосим, который принял магометанство в угоду татарскому баскаку и хуже иноплеменников угнетал своих прежних сограждан. Понятно, что в Орде но могли спокойно снести этого события, и полки татарские уже посланы были пленить христиан: тогда Александр, чтобы отмолить людей от беды, отправился в четвертый раз в Орду; как видно, он успел в своем деле благодаря, быть может, персидской войне, которая сильно занимала хана Берге. Но это было уже последним делом Александра: больной поехал он из Орды, проведши там всю зиму, и на дороге, в Городце Волжском, умер 14 ноября 1263 года, «много потрудившись за землю Русскую, за Новгород и за Псков, за все великое княжение отдавая живот свой и за правоверную веру». Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории — от Мономаха до Донского. Знаком этой памяти и славы служит особое сказание о подвигах Александровых, дошедшее до нас вместе с летописями, написанное современником и, как видно, человеком близким к князю. Великий князь Александр Ярославич, говорит автор сказания, побеждал везде, а сам не был нигде побежден; приходил в Новгород от западных стран знаменитый рыцарь, видел Александра и, возвратясь в свою землю, рассказывал: «Прошел я много стран и народов, но нигде не видал такого ни в царях царя, ни в князьях князя»; такой же отзыв сделал об нем и хан. Когда Александр после отцовой смерти приехал во Владимир, то был грозен приезд его, промчалась весть о нем до самых устий Волги, и жены моавитские начали стращать детей своих: «Молчи, великий князь Александр едет!» Однажды явились к нему послы из великого Рима от папы, который велел сказать Александру: «Слышали мы о тебе, князь, что ты честен и дивен, и велика земля твоя: поэтому прислали мы к тебе от двенадцати кардиналов двоих хитрейших — Галда и Гемонта, да послушаешь учения нашего». Александр, подумавши с мудрецами своими, описал папе все случившееся от сотворения мира до седьмого вселенского собора, прибавив: «Все это мы знаем хорошо, но от вас учения не принимаем». Идя по следам отцовским, Александр передавал много золота и серебра в Орду на выкуп пленных. Митрополит Кирилл был во Владимире, когда узнал о смерти Александра; он так объявил об этом народу: «Дети мои милые! знайте, что зашло солнце земли Русской», и все люди завопили в ответ: «Уже погибаем!»
Княжения
Годы княжения | Место княжения |
---|---|
1236 – Конец 1240-нач.1241 | Новгородская земля |
1241 – 14 ноября 1263 | Новгородская земля |
Зима 1249/50 – 14 ноября 1263 | Киевская земля |
1252 – 1263 | Владимирское княжество |