Русские земли  > Русские земли > Глеб Владимирович

Глеб Владимирович

Имя князя: Глеб Владимирович
Годы жизни: ? – 1015
Колено: 5
Борис и Глеб были младшими сыновья Владимира Святославича. Борис при жизни отца княжил в Ростове (по другой версии – во Владимире-Волынском), а Глеб – в Муроме. Бориса Владимир намечал своим преемником на киевском столе. Святополк, придя к власти после смерти отца (1015 г.), организовал убийство сначала Бориса, а затем Глеба. При Ярославе Владимировиче, в середине XI в., начинается почитание Бориса и Глеба как святых. Оно было санкционировано константинопольской патриархией, и сыновья Владимира стали первыми признанными русскими святыми.
Развернуть
А.А.Горский
«Повесть временных лет» сообщает, что Владимир Святославич дал Глебу в держание Муромскую землю. У В. Н. Татищева это событие записано под 1010 г., причем историк говорит, что Муром относился к Ростовскому княжеству, к владению Бориса, но так как Борис постоянно пребывал при отце в Киеве, то Глеб был как бы наместником на востоке одновременно и отца и брата. Глеб владел Муромской землей до самой смерти (1015 г.).
Развернуть
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в.»
Глеб (в крещении — Давыд) Владимирович, десятый сын великого князя В. Святославича и некой княгини, «Болгарыни»; по нелетописным данным, Милолики. Согласно Тверскому сборнику (составлен в 1534 г.), он и его брат Борис были сыновьями другой жены Владимира — Анны, дочери византийского императора Романа II (из Македонской династии; умер 15 марта 963 г.).

Дата и место рождения его неизвестны; получил крестильное имя в честь пророка и второго иудейского царя Давида (умер около 950 г. до P. X.).

Вероятно с 1010 г., еще будучи ребенком, посажен отцом на княжение в Муроме, а по другим данным, находится при нем в Киеве.

Через несколько дней после смерти отца, великого князя киевского Владимира (15 июля 1015 г.), сводный брат Глеба, Святополк, по праву старшинства занимает великокняжеский стол. Убив Бориса, он начинает помышлять и об его убийстве и с этою целью посылает сказать ему (надо понимать, что в Муром), чтобы он шел скорее к отцу, опасно заболевшему. Глеб отправляется с поспешностью, взяв с собою малую дружину, ибо, как замечает летописец, был «послушливъ отцю». На Волге, у устья р. Тьмы (Томы), под ним спотыкается конь и «наломи ему ногу мало», что заставляет Глеба и его спутников пересесть в ладьи — дурной знак грядущей опасности.

Добравшись до Смоленска и проехав еще 3 версты, Глеб останавливается на левом берегу Смядыни (ныне высохла) при впадении ее в Днепр. По другой версии, Глеб во время убийства Бориса находится в Киеве и, испугавшись, бежит «на полунощныя (северные. — Д.В. Донской) страны». Он отплывает на «коравлец» и также останавливается на Смядыне. Брат его, Ярослав, извещает его о смерти отца и об убийстве брата, а также предупреждает его о намерениях Святополка; советует не ходить в Киев. Глеб плачет, скорбит и молится об отце, «паче же по братѣ».

В понедельник, 5 сентября являются посланные от Святополка убийцы. Они захватывают его корабль, и дружинник Горясер, посланец братоубийцы, приказывает одному из людей Глеба, повару-предателю с характерным «именемъ Търчинъ» (то есть из торков. — Д.В. Донской) зарезать своего князя.

Тело князя было погребено на берегу «на nyстѣ мѣстѣ межю дъвѣма колодама», то есть по простому крестьянскому обычаю в деревянном гробу, а не по княжескому — в каменном саркофаге. Предположительно в 1019 г. его брат Ярослав начинает собирать сведения о месте гибели своего брата Глеба. «По лѣтѣ же единомъ» (в 1020 г. — Д.В. Донской) различные свидетели сообщают о свете и сиянии на месте убийства на р. Смядыни. Вследствие этих свидетельств великий князь киевский Ярослав посылает в Смоленск священников с поручением отыскать тело Глеба; по обретению его оно перевезено в Вышгород и погребено рядом с телом брата Бориса у церкви Святого Василия, построенной еще отцом.

Вскоре на месте захоронения братьев происходит первое знамение: один из варягов «въступи» по неведению на святое место, где были погребены страстотерпцы. Из могилы вырывается пламя и опаляет ноги того, кто неумышленно осквернил святое место. Затем происходит второе знамение: церковь Святого Василия, рядом с которой находились могилы, сгорает, однако иконы и вся утварь оказываются спасены, что явилось знаком заступничества страстотерпцев.

После этих событий на месте сгоревшей церкви строится новая пятиверхая. Митрополит Иоанн I (умер до 1039 г.) освящает ее 24 июля (вероятно, в воскресенье, в 1037 г.) и останки князей торжественно «изнесоша я отъ землѣ» и устанавливаются внутри «надъ землею на деснѣи странѣ».

Впоследствии его останки и останки его брата Бориса переносятся еще дважды, причем оба раза в воскресенье и в мае месяце. Первое перезахоронение происходит в 1072 г., когда его племянники, князья Изяслав, Святослав и Всеволод, а также митрополит Георгий (умер после 1073 г.) вместе с другими русскими иерархами переносят их 20 мая в новую одноглавую деревянную церковь, построенную на месте ветхой. Относительно Глеба летописец сообщает любопытную деталь: его останки покоятся в «рацѣ каменѣ» (саркофаг. — Д.В. Донской), который из-за своей тяжести подвозят к церкви на санях. Тогда же, его рукою митрополит Георгий благословляет князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а князь Святослав прикладывает его руку к «вреду, им же боляаше на шии и по семъ къ очима и къ тѣмени»; второе — в 1115 г., когда великий князь Владимир Всеволодович Мономах и в присутствии митрополита Никифора (умер в апреле (по другим данным, в январе 1121 г.) и духовенства в воскресенье 2 мая принимает участие в перенесении мощей святых князей во вновь построенную каменную церковь. Во время татаро-монгольского нашествия на Киевскую землю в 1240 г. церковь Святого Василия была разрушена, а останки братьев оказались утеряны.

Русская Православная Церковь во времена княжения их брата Ярослава (то есть до 1054 г.) причисляет Бориса и Глеба, как первых князей-страстотерпцев, к лику святых.
Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»

Княжения

Годы княжения Место княжения
1013 – 1015 Муром
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"