Русские земли  > Русские земли > Борис Владимирович

Борис Владимирович

Имя князя: Борис Владимирович
Годы жизни: ? – 1015
Колено: 5
Борис и Глеб были младшими сыновья Владимира Святославича. Борис при жизни отца княжил в Ростове (по другой версии – во Владимире-Волынском), а Глеб – в Муроме. Бориса Владимир намечал своим преемником на киевском столе. Святополк, придя к власти после смерти отца (1015 г.), организовал убийство сначала Бориса, а затем Глеба. При Ярославе Владимировиче, в середине XI в., начинается почитание Бориса и Глеба как святых. Оно было санкционировано константинопольской патриархией, и сыновья Владимира стали первыми признанными русскими святыми.
Развернуть
А.А.Горский
В «Сказании о Борисе и Глебе» сообщается, что Владимир Святославич вначале посадил Бориса княжить на Волыни (по-видимому, это произошло после отъезда Всеволода Владимировича в Скандинавию), но затем вывел его оттуда, опасаясь гнева Святополка Ярополчича. В 1010 г. после смерти Вышеслава и перевода Ярослава Мудрого на княжение в Новгород Борис получил от отца Ростовскую землю. В 1015 г. он был убит.
Развернуть
О.М. Рапов «Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в.»
Борис (в крещении — Роман) Владимирович, девятый сын великого князя В. Святославича и некой княгини, «Болгарыни»; а согласно Тверскому сборнику (составлен в 1534 г.), он и его брат Глеб были сыновьями другой супруги Владимира — Анны, дочери византийского императора Романа II (из Македонской династии; умер 15 марта 963 г.). По нелетописным данным, его мать звали Милолика.

Дата и место его рождения неизвестны; крестильное имя дано в честь святого Романа Сладкопевца (умер в первой половине VI в.).

Сначала отец сажает его во Владимире-Волынском, где Борис живет после женитьбы. Затем, по нелетописным данным, он владеет Муромом, но находится в Киеве. И наконец, с 1010 г. великий князь Владимир переводит сына на княжение в Ростов, в Муром же посажен брат Глеб.

Весной 1015 г. Борис находится в Киеве возле умирающего отца, который посылает его против печенегов. Через несколько дней после смерти великого князя (15 июля) к нему посылает его сводный брат Святополк, с предложением быть в любви и с обещанием увеличить его удел, а между тем подговаривает преданного ему Путшу и вышгородских «болярьцѣв» убить его. Тем временем, не найдя печенегов, Борис возвращается назад к Киеву и останавливается на реке Альте (правом притоке Трубежа), где, близ Переяславля-Русского, разбив лагерь, узнает от посланца о смерти отца. Воеводы советуют ему идти в Киев и сесть на великое княжение; но он отказывается, не желая «възняти рукы на брата свого старѣишаго». Дружина уходит от него и, вероятно, переходит на сторону Святополка, а Борис остается только со своими людьми. Ночь с 23 на 24 июля князь проводит в молитве, «тузѣ и печали».

Посланные Святополком убийцы: Путша, Талец, Еловит и Ляшко (тут летописец замечает, что «отець же ихъ сотона») рано утром в воскресенье врываются в шатер Бориса и пронзают князя копьями. Окружение Бориса также перебито и только одному из его слуг — Моисею Угрину удается спастись.

Бездыханное тело князя убийцы заворачивают в шатер, кладут на телегу и везут его к Киеву. По дороге, в бору, они встречают двух варягов, Еймунда и Рагнера, посланных Святополком, который «увѣдѣвше» (узнал. — Д.В. Донской) каким-то чудесным образом, что Борис еще жив; варяги добивают князя. Гипотеза некоторых историков о причастности брата Бориса, великого князя киевского Ярослава, к его гибели, опирающаяся на скандинавскую «Сагу об Эймунде» (конец ХIII в.), источник более литературный, чем исторический, может быть признана лишь частично достоверной.

Киевляне, узнав, что к ним везут тело князя, «не приаша его», и тогда Бориса привозят в Вышгород. Погребают его у церкви святого Василия, построенной еще его отцом.

Предположительно в 1019 г. его брат Ярослав начинает собирать сведения о месте гибели их брата Глеба. В 1020 г. найденные мощи последнего с левого берега речки Смядыни (левый приток Днепра; ныне высохла) переносят в Вышгород, в церковь святого Василия, где похоронен Борис. Вскоре на месте захоронения братьев происходит первое знамение: один из варягов «въступи» по неведению на святое место, где были погребены страстотерпцы. Из могилы вырывается пламя и опаляет ноги того, кто неумышленно осквернил святое место. Затем происходит второе знамение: церковь святого Василия, рядом с которой находились могилы, сгорает, однако иконы и вся утварь оказываются спасены, что явилось знаком заступничества страстотерпцев.

После этих событий на месте сгоревшей церкви строится новая пятиверхая. Митрополит Иоанн I (умер до 1039 г.) освящает ее 24 июля (вероятно, в воскресенье, в 1037 г.), и останки князей торжественно «изнесоша я отъ землѣ» и устанавливаются внутри «надъ землею на деснѣи странѣ».

Впоследствии его останки и останки его брата Глеба дважды переносят, причем оба раза в воскресенье в мае месяце: первое перезахоронение происходит в 1072 г., когда его племянники, князья Изяслав, Святослав и Всеволод, а также русские иерархи во главе с митрополитом Георгием (умер после 1073 г.), переносят останки братьев в воскресенье 20 мая в новую одноглавую церковь, построенную на месте ветхой. Следует заметить, что, когда был открыт гроб, церковь наполнилась благоуханием от мощей, а митрополит Георгий, будучи «не твердъ верою к нима» (к святым. — Д.В. Донской) упал ниц и стал молиться и просить святых о прощении.

Второе перезахоронение совершается в 1115 г., когда великий князь Владимир Всеволодович Мономах, в присутствии митрополита Никифора (умер в апреле (по другим данным, в январе) 1121 г.) и духовенства, в воскресенье 2 мая, принимает участие в перенесении мощей святых князей Бориса и Глеба во вновь построенную каменную церковь. Во время татаро-монгольского нашествия на Киевскую землю в 1240 г. церковь святого Василия была разрушена, а останки братьев оказались утеряны.

«Сказание о Борисе и Глебе» (конец XI в.), сохранило портрет князя Бориса, который «тѣлъмь бяше красьнъ, высокъ, лицьмь круглъмь, плечи велицѣ, тънъкъ въ чресла, очима добраама, веселъ лицьмь, борода мала и усъ, младъ бо бѣ еще».

Русская Православная Церковь при их брате Ярославе, вероятно, в воскресенье 24 июля 1037 г., причисляет первоначально внутри Киевской епархии, Бориса и Глеба, как первых князей-страстотерпцев, к лику святых. «Устависта же христолюбивый Ярославъ и преподобный митрополитъ Иоанъ въ день на всяко лѣто праздьникъ творити има, яко же и нынѣ свершается».

По некоторым данным, князь Борис был женат отцом на неизвестной, но, поскольку он совершил это «не похоти ради телесныя... но закона ради цесарьскаго и послушания ради отца», потомства не оставил.

Развернуть
Д.В. Донской «Рюриковичи. Исторический словарь»

Княжения

Годы княжения Место княжения
1010 – 1015 Ростов
Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"