Русские земли > Русские земли > Новгородское > Дмитрий Юрьевич Шемяка
Княжение.
Дмитрий Юрьевич (? – 1453)
Имя князя: Дмитрий Юрьевич
Прозвище: Шемяка
Годы правления: 1446 – 1446
Ветвь: Всеволодичи
Колено: 17
Родство:
Двоюродный брат Василия Васильевича
Вокняжение
В начале февраля 1146г. Василий вместе с детьми отправляется на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Узнав об этом, Дмитрий Шемяка с кн. Иваном Можайским ночью 12 февраля овладевают Москвой, захватывают великих княгинь и казну великого князя. На следующий день заговорщики посылают своих людей в монастырь, арестовывают Василия и привозят его в Москву в ночь с 13 на 14 февраля. Спустя два дня в доме Дмитрия Шемяки Василий был ослеплен, а затем, весной, сослан вместе с супругой в заточение в Углич. Мать его, вел.кн. Софья, сослана в г. Чухлому. Дмитрий во второй раз садится на великое княжение, московский люд целует ему крест, а те, кто не желают ему служить, бегут в Литву. Весной принимает новгородских послов: посадников Федора Яковлевича и Василия Степановича. Они заключают договор с новым великим князем "на всех старинах".
В 1446 году московские недовольные дали знать союзным князьям, что Василий поехал молиться в Троицкий монастырь; Шемяка и Можайский ночью 12 февраля овладели врасплох Москвою, схватили мать и жену великого князя, казну его разграбили, верных бояр перехватали и пограбили, пограбили также многих граждан, и в ту же ночь Можайский отправился к Троице с большою толпою своих и Шемякиных людей.
сыскались изменники и в Москве, которые взяли сторону Шемяки, вообще нелюбимого: в числе их находились Боярин Иван Старков, несколько купцев, Дворян, даже Иноков. Умыслили не войну, а предательство; положили нечаянно овладеть столицею и схватить Великого Князя; наблюдали все его движения и ждали удобного случая.[1446 г.] Василий, следуя обычаю отца и деда, поехал молиться в Троицкую Обитель, славную добродетелями и мощами Св. Сергия, взяв с собою двух сыновей с малым числом придворных. Заговорщики немедленно дали о том весть Шемяке и Князю Можайскому, Иоанну, которые были в Рузе, имея в готовности целый полк вооруженных людей. Февраля 12 ночью они пришли к Кремлю, где царствовала глубокая тишина; никто не мыслил о неприятеле; все спали; бодрствовали только изменники и без шума отворили им ворота. Князья вступили в город, вломились во дворец, захватили мать, супругу, казну Василиеву, многих верных Бояр, опустошив их домы; одним словом, взяли Москву. и далееНа другой день привезли Василия в Москву прямо на двор к Шемяке, который жил в ином доме; на четвертый день [16 Февраля], ночью, ослепили Великого Князя, от имени Димитрия Юрьевича, Иоанна Можайского и Бориса Тверского, которые велели ему сказать: "Для чего любишь Татар и даешь им Русские города в кормление? Для чего серебром и золотом Христианским осыпаешь неверных? Для чего изнуряешь народ податями? Для чего ослепил ты брата нашего, Василия Косого?" - Вместе с супругою отправили Великого Князя в Углич, а мать его Софию в Чухлому. Сыновья же Василиевы, Иоанн и Юрий, под защитою своей невинности спаслися от гонителей: пестуны сокрыли их в монастыре и ночью уехали с ними к Князю Ряполовскому, Ивану, в село Боярово, недалеко от Юрьева.
Окончание княжения
Посылает епископов: рязанского Иону и коломенского Варлаама в Муром, с целью привезти детей Василия Темного - Ивана и Юрия в Москву. Епископ Иона 6 мая привозит их ко двору Шемяки в Переяславль. Дмитрий, обещавший хорошо их встретить и дать им волости, отправляет обоих княжичей в Углич, где томятся в заключении их родители. Вероломство Дмитрия настраивает против него многих князей. Так, князья Ряполовские, кн. Иван Васильевич Стрига Оболенский и другие намереваются освободить Василия из заточения. Шемяка посылает против них воеводу Василия Борисовича Вепрева с ратью, который разбит при устье р. Мологи. Видя, что многие люди переходят к вел.кн. Василию, Дмитрий Юрьевич решается освободить бывшего великого князя и дать ему отчину. В начале сентября отправляется в Углич для освобождения Василия Темного, и с ним идут все члены церковного собора: епископы всей земли, игумены и пресвитеры. 15 сентября 1146г выпускает Василия и его семью из заточения и дает ему в удел Вологду. Василий Темный присягает Шемяке; соглашение скрепляется крестным целованием и пиром. Покинув Углич, Василий Темный едет в Вологду, а оттуда в Кирилло-Белозерский монастырь. Игумен Трифон разрешает его от крестного целования Дмитрию и благословляет на великое княжение. Как следствие такого благословления, много людей переходит на сторону Василия. В конце октября того же года Дмитрий узнает, что из Литвы идут на него князья: Василий Ярославич Боровский, князья Ряполовские, кн. Иван Васильевич Стрига Оболенский, другие сторонники Василия Темного. Дмитрий вместе с Иваном Можайским выступает на Волок, где стоит с сер.ноября до конца декабря, стремясь не допустить объединения этих сил с войском Василия Темного, расположившегося в Твери. Тем временем, воспользовавшись тем, что его противники оставили Москву без защиты, Василий посылает небольшой отряд всадников к Москве. В ночь на 25 декабря 1446г те занимают Москву, приводят москвичей к присяге Василию и начинают укреплять город. Сам Василий вместе с Борисом Тверским идет к Волоку против Дмитрия Шемяки и Ивана Можайского. Узнав о падении Москвы, князья Шемяка и Иван бегут в направлении Галича. Василий преследует их, занимает Углич, затем идет к Ярославлю, а своего боярина Василия Федоровича Кутузова посылает к Шемяке с требованием освободить свою мать. 17 февраля 1447г. Василий вступает в Москву и занимает великокняжеский престол.
Шемяка видел, что не может быть покоен до тех пор, пока сыновья Василия находятся на свободе в Муроме с многочисленною дружиною, но не смел послать против них войско, боясь всеобщего негодования против себя, и придумал следующее средство: призвал к себе в Москву рязанского епископа Иону и стал говорить ему: «Батюшка! поезжай в свою епископию, в Муром, и возьми на свою епитрахиль детей великого князя Василия, а я с радостию их пожалую, отца их выпущу и вотчину дам достаточную, чем будет им можно жить». Владыка отправился в Муром и передал Ряполовским слова Шемяки. Те начали думать: «Если мы теперь святителя не послушаем, не пойдем к князю Димитрию с детьми великокняжескими, то он придет с войском и город возьмет; тогда и дети, и отец их, и мы все будем в его воле». Решившись исполнить требование Шемяки, они сказали Ионе: «Мы не отпустим с тобою детей великокняжеских так просто, но пойдем в соборную церковь, и там возьмешь их на свою епитрахиль». Иона согласился, пошел в церковь, отслужил молебен богородице, взял детей с пелены от пречистой на свою епитрахиль и поехал с ними к Шемяке в Переяславль, куда прибыл 6 мая. Шемяка принял малюток ласково, позвал на обед, одарил; но на третий день отослал к отцу, в Углич, в заточение. Тогда Ряполовские, увидев, что Шемяка не сдержал своего слова, стали думать, как бы освободить великого князя из заточения. В этой думе были с ними вместе: князь Иван Васильевич Стрига-Оболенский, Иван Ощера с братом Бобром, Юшка Драница, которого прежде мы видели воеводою нижегородским, Семен Филимонов с детьми, Русалка, Руно и многие другие дети боярские. Они сговорились сойтись к Угличу в Петров день, в полдень. Семен Филимонов пришел ровно в срок, но Ряполовские не могли этого сделать, потому что были задержаны отрядом Шемяки, за ними посланным; они разбили этот отряд, но, зная, что уже опоздали, двинулись назад по Новгородской области в Литву, где соединились с прежними выходцами, а Филимонов пошел опять к Москве.Шемяка испугался этих движений в пользу пленного Василия, послал за владыками и начал думать с ними, с князем Иваном можайским и боярами: выпускать ли пленного Василия из заточения или нет? Сильнее всех в пользу Василия говорил епископ Иона, нареченный митрополит; он каждый день твердил Шемяке: «Сделал ты неправду, а меня ввел в грех и срам; ты обещал и князя великого выпустить, а вместо того и детей его с ним посадил; ты мне дал честное слово, и они меня послушали, а теперь я остаюсь перед ними лжецом. Выпусти его, сними грех со своей души и с моей! Что тебе может сделать слепой да малые дети? Если боишься, укрепи его еще крестом честным, да и нашею братьею, владыками». Шемяка решился наконец освободить Василия, дать ему отчину и осенью 1446 года отправился в Углич с епископами, архимандритами, игуменами. Приехавши туда, он выпустил Василия и детей его из заключения, каялся и просил у него прощения; Василий также в свою очередь складывал всю вину на одного себя, говорил: «И не так еще мне надобно было пострадать за грехи мои и клятвопреступление перед вами, старшими братьями моими, и перед всем православным христианством, которое изгубил и еще изгубить хотел. Достоин был я и смертной казни, но ты, государь, показал ко мне милосердие, не погубил меня с моими беззакониями, дал мне время покаяться». Когда он это говорил, слезы текли у него из глаз как ручьи; все присутствующие дивились такому смирению и умилению и плакали сами, на него глядя. На радости примирения Шемяка дал Василию, жене его и детям большой пир, где были все епископы, многие бояре и дети боярские; Василий получил богатые дары и Вологду в отчину, давши наперед Шемяке проклятые грамоты не искать великого княжения.
Василий, пробыв несколько дней в Вологде как в печальной ссылке, поехал на богомолье в Белозерский Кириллов монастырь, где умный Игумен Трифон, согласно с его желанием, объявил ему, что клятва, данная им в Угличе, не есть законная, быв действием неволи и страха. "Родитель оставил тебе в наследие Москву, - говорил Трифон: - да будет грех клятвопреступления на мне и на моей братии! Иди с Богом и с правдою на свою отчину; а мы за тебя, Государя, молим Бога". Игумен и все Иеромонахи благословили Василия на Великое Княжение. Он успокоился в совести. Ежедневно приходило к нему множество людей из разных городов, требуя чести служить Верою и правдою истинному Государю России; в том числе находились знатнейшие Бояре и дети Боярские. Василий уже не хотел ехать назад в Вологду, но прибыл в Тверь, где Князь Борис Александрович, оставив прежнюю злобу, вызвался помогать ему с условием, чтобы он женил сына своего, семилетнего Иоанна, на его дочери, Марии. Торжественное обручение детей утвердило союз между отцами, и Тверская дружина усилила Великокняжескую. Василий решился идти к Москве.С другой стороны спешили туда Князья Боровский, Ряполовские, Иван Стрига-Оболенский, Федор Басенок, собрав войско в Литве. На пути они нечаянно встретили Татар и готовились к битве с ними; но открылось, что сии мнимые неприятели шли на помощь к Василию, предводимые Царевичами Касимом и Ягупом, сыновьями Царя Улу-Махмета. "Мы из земли Черкасской и друзья Великого Князя, - говорили Татары, - знаем, что сделали с ним братья недостойные; помним любовь и хлеб его; желаем теперь доказать ему нашу благодарность". Князья Российские дружески обнялися с Царевичами и пошли вместе.Шемяка, сведав о намерении Василия и желая не допустить его до Москвы, расположился станом у Волока Ламского; но Великий Князь, уверенный в доброхотстве ее граждан, тайно отправил к ним Боярина Плещеева с малочисленною дружиною. Сей Боярин умел обойти рать Шемякину и ночью, накануне Рождества, был уже под стенами Кремлевскими. В церквах звонили к Заутрене; одна из Княгинь ехала в собор: для нее отворили Никольские ворота, и дружина Великокняжеская, пользуясь сим случаем, вошла в город. Тут раздался стук оружия: Наместник Шемякин убежал из церкви; Наместник Иоанна Можайского попался в руки к Василиевым Воеводам, которые в полчаса овладели Кремлем. Бояр неприятельских оковали цепями; а граждане с радостию вновь присягнули Василию.
Другие княжения
Годы княжения | Место княжения |
---|---|
1445 – 1445 | Московское княжество |
1446 – 1447 | Московское княжество |