Историческая иллюстрация
Прибытие поповки «Новгород» в Севастополь.
Русская историческая живопись. 1873. «Прибытие поповки «Новгород» в Севастополь.». Автор: Красовский Николай Павлович. (1840 - 1906) Холст, масло. 1873. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

Круглые корабли адмирала Попова




После поражения в Крымской войне 1853-1856 годов, России по условиям Парижского мирного договора 1856 г. о нейтрализации Черного моря, запрещалось иметь в составе морских сил более шести судов водоизмещением 800 т и четырех судов водоизмещением 200 т. Чтобы обойти эти ограничения по проекту адмирала АндреяАлександровича Попова (1821— 1898) были созданы броненосные корабли круглой формы с сильной артиллерией, которые формально не могли считаться кораблями. Эти броненосцы береговой обороны получили название «поповок».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1898. Том XXIVА (48). Полярные сияния — Прая. С. 553


Поповка

Поповка — тип русского броненосца круглой формы, проектированного и построенного по идее и под руководством вице-адмирала Попова и названного по его имени. П. имеются две: «Новгород» (1873) и «Вице-Адмирал Попов» (1875), обе черноморского флота и состоят в списке броненосцев береговой обороны. На фиг. 1, 2 и 3 [1] показан эскиз П. «Новгород». Форма корпуса его — небольшой высоты цилиндр с круглым основанием; диаметр — 101′, углубление в воде 12,5′, водоизмещение — 2491 тонна. Палуба выпуклая, возвышающаяся над водой у бортов 1,5′, покрыта броней толщиной от 2″ до 3″. Бортовая броня толщиною 9″.

Посередине П. — башня (открытая) с двумя 11″ орудиями (кроме этого имеются еще 2—4-фн. пушки и 2 скорострелки). Приводится в движение 6 машинами, с шестью винтами; скорость хода до 7 узлов при 2000 инд. лошадиных сил. П.

«Вице-адмирал Попов» больших размеров: диаметр 120′, углубление 13′6″ водоизмещение 3550 тонн, скорость хода 8 узлов при 3066 инд. лош. сил, имеет бортовую броню толщиной 18″, вооружена 2-мя 12″ орудиями на особых станках, скрывающих орудия после выстрелов; кроме этого имеются еще 6 — 4 фн. пушек и 2 скорострелки. Построенный после того как Россия приобрела право иметь военный флот на Черном море (1871), П. предназначались, главным образом, для защиты двух стратегических пунктов — Днепровского лимана и Керченского прол., где глубина воды — 15,5 фт. и 14 фт. По идее Попова, оборонительное судно должно было при наименьших размерах иметь наибольшее водоизмещение, наибольшую артиллерию и наибольшую толщину брони. Если считать, что для военного судна только эти условия будут главными, то получим наивыгоднейшую форму корпуса в виде шарового сегмента или (при ограниченном углублении) кругового цилиндра. По первой идее было предложено англичанином Эльдером судно для обороны берегов Англии, модель которого была выставлена на лондонской выставке 1862 г.; по второй идее построены П. Действительно, выгоды П. следующие: при длине, напр., «Новгорода» — 101′ и осадке 12,5′ получилось водоизмещение около 2500 тонн (при тех же данных судна обыкновенной формы имело бы не более 600—800 тонн); вес корпуса получился — 20% от полного водоизмещения (обыкновевно 30—40%); броня могла быть поставлена весом в 1/3 водоизмещения (обыкновенно 1/6—1/7); артиллерия наибольшего калибра (во время постройки «Новгорода» — 11″) помещена в неподвижной башне, но вследствие легкой поворотливости П. можно считать угол обстрела в 360°.

С целью определить качества круглого судна Попов производил опыты сперва над моделью, затем над круглой паровой шлюпкой (диам. — 24′), плававшей на Неве в 1870 г. Опыты показались удачными, после чего Попов решил, что тип окажется удачным и для большого военного судна. В действительности же недостатки П., вытекавшие прямо из ее круглой формы (не считая мелких технических недостатков, могущих быть на каждом судне), оказались весьма существенными: 1) сопротивление воды П. «Новгород» при полном ходе (по подсчету В. Уайта) в 5 раз больше сопротивления судна почти вчетверо большего [2] при том же ходе, следовательно для хода форма крайне не экономичная; 2) вертлявость и затруднение держат П. на данном курсе, несмотря на его 12 килей; 3) большое количество винтов усиливает предыдущий недостаток, так как невозможно точно регулировать ход машин обоих бортов; 4) неудобство действовать артиллерией вследствие вертлявости и неправильной качки (происходящей по всем диаметрам). Из сопоставления недостатков, происходящих от круглой формы, с теми преимуществами, которые она дает, приходится заключить, что опыт с П. не может считаться удачным. Главная ошибка Попова заключалась в том, что увлекшись идеей, распространенной в то время, об утолщении брони и увеличении калибра артиллерии, он построил судно, специально назначенное для того, чтобы выполнить эти условия в их крайнем пределе, совершенно упустив из виду, что с появлением новых требований (напр., теперь — скорости) подобное судно окажется негодным. Что касается до общих мореходных качеств П., то о них было составлено мнение лишь из незначительных опытов (с моделью и шлюпкой), недостаточно строгих в научном отношении и слишком ничтожных, чтобы решительно отказаться от выработанной тысячелетиями формы (продолговатой) корабля. Если же считать, что П. назначены лишь для узкой цели — защищать два береговых пункта в качестве плавучих фортов, то для этого их еще можно считать годными, хотя той же цели можно было бы достигнуть более простыми, более дешевыми и более действительными средствами. Ср. «Transactions of the Institution of Naval Architects» (1876, доклад Гуляева); «Поповка» (сборник статей о круглых судах, СПб., 1875, изд. Краевского и дополнение к этому сборнику; W. H. White, «Manual of Naval Architecture» (1894 г., 642 — 646).

Р. Л—н.





Умыслил царь привести всех в любовь
Последний из Рюриковичей, венчанный в сердцах народа
«Имела более приятности в уме, нежели тогдашние юные Россиянки, научаемые единственно целомудрию.
И в долгой беседе я, грешный, открыл вам свое желание постричься в монахи и искушал, окаянный, вашу святость своими слабыми словами
Ужасные отчаянные крики утопающих турок огласили тихую бухту
Граф Орлов прибыв с двумя кораблями, по соединении всего флота взял главную команду над оным
Тогда священник Василий Назарьев благословил погибавших, и команда прокричала прощальное ура!
Благополучное прибытие эскадры в такой крепкий ветер и волнение доказало, что исправления на судах были сделаны с совершенным знанием морского дела
Слава победы, дарованная всевышним оружию твоему, великий государь! озарится навеки лучезарным немерцаемым светом
Объезд епархии



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"