Историческая иллюстрация
Русская историческая живопись. 1873 год; 24 ноября. «Открытие памятника Екатерине II».
Автор: Соломаткин Леонид Иванович.
Холст, масло.
1873.
Государственный художественный музей Алтайского края, г. Барнаул.
Шимановский Ф. Воспоминания об императрице Екатерине II по случаю открытия ей памятника 24 ноября 1873 г. / изд. Ф. Шимановского. - С.-Петербург : Тип. и лит. А. Е. Ландау и К°, 1873. Памятник Екатерине II сооружен по модели художника М. Микешина, на площади, между Александринским театром, Публичной библиотекой, Аничковым дворцом и Невским проспектом. Поставлен он на буте, лежащем в земле на пять аршин глубины, а бут, в свою очередь, помещается на четырехсаженных сваях, плотно вколоченных в грунт, между которыми плотно набит путиловский плитняк. Весь пьедестал памятника состоит из сердобольского финляндского гранита. Основание памятника, имеющее форму колокола, составлено из 6 кусков серого гранита и поддерживается четырьмя верхними и нижними ступенями, высеченными из цельных кусков красного гранита. Ступени разделяют на четыре части массивные, красного же гранита, тетивы, каждая слитком в 4000 пуд. весу. На основании укреплен столб из двух кусков темно-серого, почти черного гранита. В состав пьедестала вошло 576 кусков гранита, общий вес которых приблизительно равнялся при доставке на место — 22500 пуд., а после окончательной отделки 16500 пуд. При соединении частей памятника и пьедестала нет ни гвоздей, ни винтов, ни железных полос: все соединяется посредством соответственных выступов и гнезд в частях гранита. Высота пьедестала над бутом пять саж.; весь памятник — семь сажень, диаметр пьедестала внизу девять сажень, окружность —двадцать семь сажень. Вокруг столба памятника расположены девять фигур сподвижников Екатерины в следующем порядке: Румянцеву Потемкин и Суворов—к Невскому проспекту; Державип и Дашкова—к Аничкову дворцу, Безбородко и Бецкий—к Публичной библиотеке и Чичагов и Орлов—Чесменский—к фронтону Александринского театра. На столб, окруженный этими девятью фигурами, надета подножием (на подымающийся купол гранита) величественная во весь рост фигура Императрицы, обращенная лицом к Невскому проспекту, со скипетром в руке, в полукороне на голове и царственной порфире на плечах, шлейф которой опускается по столбу, между фигурами Чичагова и Орлова Чесменского. Все десять фигур отлиты из бронзы. Над доской с надписью: «Императрице Екатерине II, в царствование Императора Александра II-го, 1873 г.», соединены атрибуты наук, художеств, земледелия (колосья), военно-сухопутного и морского дела; на книге, стоящей среди этих атрибутов, написано «Закон». Под каждой же из девяти фигур сподвижников Екатерины сделана выпуклыми буквами надпись с названием сподвижника. Подножие пьедестала памятника (ступени) окружено тумбами серого гранита, соединенными толстою железною цепью, имеющей вид развернутого лаврового венка, для преграждения входа на ступени. Для освещения же памятника поставлены четыре бронзовые газовые канделябра прекрасного рисунка. Бронзы пошло на сооружение памятника 3 100 пудов, считая в том числе и канделябры. Вокруг памятника разбит сквер, который обнесен тротуаром, состоящим из серого гранита, с асфальтовой между гранитными плитами настилкой. Тротуар окружают газоны, обрамленные молодыми дубовыми деревьями и, по одной из поперечных аллей, кустами жимолости. Деревья и трава газона окружены очень простой, но чрезвычайно изящной решеткой на чугунных укреплениях, представляющей железные кованые столбики, вышиной около аршина, соединение между собою толстой проволочной сетью с ромбоидальными отверстиями. Позади памятника, к Александрийскому театру, оставлена площадка, предназначенная для игр детей. Устройство сквера отличается от других, ему подобных, тем, что он совершенно открытый, без всякой ограды, и только тротуар его приподнят над окружающей мостовой на одну невысокую ступень (около З ½ вершков). Сквер разрезан на шесть клумб-газонов утрамбованными дорожками и каждая из них оканчивается свободными выходами, которых числом тоже шесть: но два со стороны Публичной библиотеки и Аничкова дворца и по одному с Невского проспекта и Александринского театра. Работы по заготовлению статуй и проч. начаты в 1862 году, но собственно каменные работы, как ломка гранита в Финляндии, так и устройство фундамента под памятник, начаты лишь в июне 1869 года…< |
После завоевания Кольберга кончилась эта обильная делами померанская кампания
Вот как случилось это невероятное, славное дело падения Карса.
Господь наказывал меня за грехи то потопом, то мором, и все я не каялся, наконец бог наслал великие пожары, и вошел страх в душу мою
И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди»
Этот монументальный колокол заблаговестит нашим потомкам, - только не звуками, а изображеньями, - о русской старине и о нашем XIX веке
Сохраняя племенную славянскую веселость, Владимир примирял ее с требованиями христианского благочестия.
Возникли в среде крестьян недоразумения, вследствие превратного толкования Манифеста, отчасти злоумышленного, а большею частью по невежеству
Много уже было христиан в царстве Русском между древними обитателями страны
Вот ты и пришел и сидишь с братьями своими на одном ковре - почему же не жалуешься? На кого из нас у тебя жалоба?
Они шли с сею святынею, в самый пыл битвы, умереть или спасти город Небесным вдохновением мужества.
|