Историческая иллюстрация
Александр II и шах Наср-эд-Дин во время парада на Царицыном лугу
Произведение искусства. 1873 год. «Александр II и шах Наср-эд-Дин во время парада на Царицыном лугу». Автор: Зичи Михаил Александрович (венг. Zichy Mihály). (1827—1906) 25,8 х 35,7 см. Акварель, гуашь, графитный карандаш, белила. 1874. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Побуждение этой поездки не есть изучение порядка политической жизни, а просто личное свидание с Государями Европы и удовлетворение любознательности


Шах Персии. Значение его поездки. Его вид. Его личность. Его слова. Его свита. Подробности о его пребывании в Петербурге // Газета-журнал «Гражданин». № 20, 14 мая 1873 г.

Герой нынешних дней в Петербурге — Его Величество персидский Шах. В день Его въезда, в четверг 10–го мая, половина населения города столпилась на Невском проспекте. С той поры, куда ни пойдешь, все говорят о персидском Государе, и все спрашивают: что Он сказал, что Он сделал? Как Он выглядит и т. д.

Как слышно, это путешествие по Европе персидского Монарха давно было Его желанием; но если осуществилось оно только теперь, то причин к тому было много: из них главнейшая была — отсутствие внутреннего спокойствия в стране. Во всяком случае, событие этого путешествия само по себе имеет весьма важное значение, как первая попытка одного из крупных Государей Азии взглянуть на Европу, а главное окунуться в европейскую жизнь и, волею-неволею, подчинить себя обычаям этой жизни. В Азии, где принцип Монархического Самодержавия есть причина бытия самого народа, где Государь не есть простой смертный, а что–то среднее между Богом и человеком, такой шаг, как поездка одного из ее Государей в Европу доказывает, что Европа с ее вековою цивилизациею успела настолько глубоко войти в жизнь азиатского государства, что нарушила столь же вековой азиатский квиетизм, и в тоже время предвещает внутренние перемены в жизни азиатского государства, как последствия этой поездки.


Значение поездки.

Как говорят «Московские Ведомости”, факт этой поездки не может быть без связи с движением Азии к Европе, с каждым годом обозначающимся сильнее.

И действительно, если принять во внимание быстрые и энергические успехи цивилизации Японии, медленный, но все же постоянно непрерывный процесс прогрессирования в Китае, успехи цивилизации в Индии, и, наконец, в самой Персии, нельзя отрицать важности такого события, как путешествие персидского Монарха по Европе. Правда, говорят, что побуждение этой поездки не есть изучение порядка политической жизни, а просто личное свидание с Государями Европы и удовлетворение любознательности чисто отвлеченной; но все же то и другое не может происходить без того, чтобы сам Монарх и вся многочисленная Его свита, среди которой есть люди образованные по-европейски, но есть и образованные по-азиатски, не испытывали известного влияния на себе европейских нравов и европейского политического порядка. Уже одни столь мелкие обстоятельства, как давание Шахом руки простым смертным, сидение Шаха за завтраком или обедом вместе со своими подданными, ежедневное зрелище отношений к Государям Европы их подданных, со всеми оттенками различия по государствам, все это не может не повлиять на образ понимания персидских гостей своих прежних обычаев и нравов…

В свите персидского Государя главное лицо есть Великий визирь, по своему уму, по своему образованию и по своему влиянию на политику Персии. Затем все остальные лица, не исключая и нескольких принцев, с большими или меньшими оттенками европейской цивилизации, суть почетные лица, но политического значения не имеют. По наружности своей большая часть свиты Шаха напоминает очень живо наших кавказцев; мундиры же их суть смесь французского военного и нашего гражданского, или, вернее, придворного — по роскоши шитья. Как известно, большая часть Свиты помещена, в силу этикета, не во Дворце, а в особо нанятом для них помещении, во вновь открытой на Мойке гостинице Соболева.


Образ Монарха.

Сам Шах наружностью своею очень располагает в свою пользу.

Государь среднего роста, лицо смуглое, в темных глазах много задумчивого, сентиментального и мечтательного; ходит Он, слегка перекачиваясь, но не без торжественности, и держа голову слегка поднятою.

На нем мундир черный с великолепными украшениями только из бриллиантов, и с эполетами, где ярко блестят поразительные своею красотою изумруды; через плечо, как бы перевязью для сабли, длинный ряд великолепных шатонов, сияющих на голубом фоне Андреевской ленты; затем сабля, залитая тоже бриллиантами. Шах не носит никакой персидской орденской ленты: вероятно величие Его сана не позволяет ему надевать орденских знаков, Им раздаваемым Его подданным. Вероятно по той же причине Он не посылает своих лент иностранным государям Европы. Говорят, что подаренная Ему здесь бриллиантовая Андреевская звезда, которую Он носит, имеет значительную ценность.




Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает — и человек, и зверь, и птица
Сей храбрый гренадер мимо ее идет, и слабые мечты Париж ему являют.
Отправлен был в Москву боярин Троекуров с приказанием Софье переселиться в Новодевичий монастырь. Софья несколько дней упрямилась
Сдаваться!... и не приходило на ум благородного Невельского. Нет!... он не уступит
Не вреди никакому животному и не озлобляй его
Умственное образование в них спустили ниже уездных училищ, а на первый план выставлено было приготовление мальчиков в солдаты
Не дозволяется открывать заведения с раздробительной продажей крепких напитков ближе 40 саженей от дворцов императорской фамилии
Иконописное дело наше находится в самом крайнем упадке, и им занимаются невежды, которые пишут на иконных досках неведомо что и неведомо как
Дошли мы с тобой до Троицы, соколик... довел Господь. Троица... вон она... вся тут и Троица…
В шести насадах и со множеством лодок поехали посадники и бояре и встретили Софию



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.