Сегодня и вчера

Портрет Марии-Антуанетты в муслиновом платье

Художник:
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен
(1755-1842)
1783

Замок Вольфсгартен (земля Гессен)
Германия

Фрагмент.
Смотреть полностью.

Искренне убеждена, что она отличная актриса на роли молодых крестьянок


Иванов Иван Иванович. Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII века. М. 1895

Все королевское внимание к театру не может идти в сравнение с увлечением Марии Антуанеты спектаклями и драматической литературой. Ставши супругой дофина, принцесса немедленно воспользовалась своим пребыванием в Париже, чтобы возможно чаще посещать все театры. Публика на первое время относилась очень благосклонно к Марии Антуанете и каждое появление ее в театре сопровождалось восторженными овациями зрителей и даже артистов. Австрийский посол писал Марии Терезии. «Эти появления имеют чудовищный успех. В Париже царствует такое очарование эрцгерцогиней, что нельзя и описать». Мария Антуанета часто плакала в театре, тронутая приемом публики. Она не удовлетворяется зрелищем чужого искусства и сама со страстью играет во многих пьесах. Артистические подвиги Марии Антуанеты начинаются вскоре после того, как она становится королевой. В Трианоне устраивают театр четыре года спустя после восшествия на престол Людовика XVI. Королеве стоило известного труда уговорить супруга согласиться на это.

Но раз согласие получено — королева с безграничной страстью отдается сцене. Когда во время первых родов ей запрещают оставлять свою комнату, она приказывает устраивать спектакли так, чтобы она могла видеть их с своей постели. Напрасно Марин Терезия посылает дочери строгие выговоры, напрасно австрийский посол присоединяет к этим выговорам свои предостережения: Мария Антуанета искренне убеждена, что она отличная актриса на роли субреток и молодых крестьянок. Король скоро увлекается талантом жены и с величайшим удовольствием присутствует на спектаклях. Последней ролью королевы была роль Розины в комедиях Бомарше. Свадьба Фигаро исполнялась при дворе всего за три года до революции, причем на спектакль был приглашен автор комедии, несмотря на протест короля. Граф Артуа с большим успехом исполнял роль Фигаро и громил родовую знать и другие основы старинного монархического строя...

Экспансивность Марии Антуанеты не знает границ. Королева публично пускается в оценку пьес. Она не стесняется обозвать комедию «проклятой пьесой» и даже спросить у актера, почему она принята на сцену?—при чем получает в ответ: «Это тайна труппы». Королева в своих пристрастиях не держится никаких соображений—политическлго характера. В высшей степени искренняя и увлекающаяся, она не скрывает, что ей более всего нравятся драматурги, особенно ненавистные правительству и цензуре. Она говорить, что Мерсье—этот прирожденный революционер, по выражению отнюдь не страстных поклонников цензуры,—ее трогает, а Бомарше забавляет. Она плачет, прослушавши чтение драмы Мерсье—Indigent, и одобряет вообще такого рода сюжеты.

Драма Мерсье — социальнаго содержания —изображала эксплуатацию бедняка богачами.

На представлении пьесы Седэна Deserteur Мария Антуанета также растрогана до слез. В пьесе вопрос шел о жестокости военных законов.

Мария Антуанета ходатайствуеть за многия пьесы, о которых не желало и слышать прави-тельство, в лице самого короля, духовенства и светской цензуры.

В царствование Людовика XV жестокому гонению были подвергнуты имя и история популярнейшего Французского короля — Генриха IV. И в этом гонении главное участие принимал король. Он наложить окончательный запрет на всякое воспоминание о своем предке после того, как некоторые члены государственного совета нашли возможным допустить представление комической оперы на сюжет из жизни Генриха. Это было в 1766 году, но об ярости преследования современник говорить и в самом конце царствования Людовика XV. Подданным этого короля не только не разрешалось благоденствовать в настоящем, но и все лучшие воспоминания из прошлого Французской истории, способные повести к невыгодным для настоящего сравнениям и пересудам, были тщательно пресекаемы.





Безотлагательно приступить к устранению польского языка из преподавания закона Божия
Без предварительного подготовления новых форм нашей внутренней политики, разрушение старого порядка породило бы хаос.
И патриарх Ермоген в том отказал и говорил, что он их треклятых за неправду проклинает
Для состязания с Европой нужны европейские средства, как для войны с нею нужно европейское оружие
Надлежит подать его высочеству совершенное знание об России, показать изящные качества Российского народа.
Подобная вера в себя приводит европейцев к насилиям, которых русские никогда не совершали в таких размерах и с такою последовательностью, как европейцы.
Из клоунов да в политические преступники! Обидно!
Мы отвергаем всякое законодательство, всякую власть и всякое превосходство, хотя бы возникшее даже путем всеобщего голосования
Если слова наказуемы бывают наравне с делами, то кто безопасными себя считать возможет?
Не был ли ты стрельцом и не ты ли мне в отрочестве, в Троицком монастыре пред алтарем, приложил к груди нож?



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Лента времени Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"