Сегодня и вчера
TypusLogice (Изображение Логики)

Гравюра на дереве из  популярной энциклопедии Margaritaphilosophica знаменитого немецкого ученого-гуманиста Грегора Рейша, изданной в 1517 году.



Фрагмент.
Смотреть полностью.


На гравюре представлена Логика в виде дамы-охотницы, преследующей зайца – Проблему (Problema). Ее гончие зовутся Истинность (Veritas) и Ложность (Falsitas). Охота разворачивается в чаще Леса Мнений (Syluaopinionum), где самые большие деревья носят имена четырех знаменитых философов-схоластов: Альберта Великого, Дунса Скота, Вильяма Оккама и Фомы Аквинского

Освобождение логики от метафизики диалектикой


Кондаков Николай Иванович. Введение в логику. М., 1967

Логические законы связи мыслей в рассуждении нельзя отождествлять с законами возникновения, изменения и развития человеческого мышления. Процесс возникновения чувственных образов (ощущения, восприятия и представления) и образования на их базе суждений и понятий, наиболее общие законы развития мышления от низшей ступени к высшей изучает не логика, а теория познания диалектического материализма.

Законы тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания исследует формальная логика (см.). О сущности каждого из этих законов до сих пор нет полной договоренности как среди философов, так и среди логиков. Совсем недавно (10—15 лет назад) многие советские философы законы формальной логики безоговорочно отождествляли с законами метафизики. Объяснялось это, как правило, тем, что о законах формальной логики судили по плохим школьным учебникам логики дореволюционного периода.

Так, закон тождества, напр., противники формальной логики истолковывали как закон, который будто бы исходит из того, что вещь всегда должна быть тождественной самой себе. Но, во-первых, формальная логика — это наука не о вещах, а о мыслях, и поэтому она не могла выставить подобного требования. Во- вторых, что касается тождественности мысли, то со времен Аристотеля (384—322) закон тождества означал требование определенности и тождества понятий самим себе в процессе какого-то данного рассуждения или умозаключения. В самом деле, если в процессе беседы, спора оппонент будет вкладывать в одно и то же понятие разное содержание, то это будет уже не логическое, а софистическое рассуждение. Ленин неоднократно критиковал таких оппонентов, которые подменяли тезис (см. Подмена тезиса), т. е. нарушали закон тождества традиционной логики.

Противники формальной логики пытались и закон противоречия истолковать метафизически и на этом основании отвергнуть его. Дело представлялось таким образом, будто закон противоречия запрещает всякие противоречия в природе и в обществе. Но, во-первых, как мы уже сказали, формальная логика — это наука не о вещах, а о мыслях, поэтому закон противоречия и не ставит вопрос о противоречиях, присущих вещам. Во-вторых, и в мышлении закон противоречия не запрещает всех противоречий, а только противоречия самому себе по одному и тому же вопросу, об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении и в одно и то же время. И это не раз подчеркивал Ленин, когда говорил, что «... «логической противоречивости», при условии, конечно, правильного логического мышления — не должно быть ни в экономическом, ни в политическом анализе» [28, стр. 91].

В настоящее время уже крайне редко можно слышать прямые утверждения о метафизическом характере законов формальной логики. Но косвенные утверждения на эту тему все еще встречаются. Выражаются они в следующем: формальная логика не называется метафизической, но считается недопустимым говорить о каких-либо даже элементах диалектики в формальной логике. Словом, считаемся чем-то запретным «диалектизировать формальную логику». Можно ли с этим согласиться? Конечно, нет. Создается крайне странное положение: ученые всех наук (биологии, физики, химии, истории, психологии и др.) призываются к тому, чтобы они руко-водствовались диалектическим методом в своих исследованиях, а ученым, занятым исследованием формальной логики-, это запрещается.

Между тем, вопреки запретам противников формальной логики, формальная логика в своих законах издавна отобразила диалектику объективного мира. Это можно показать на примере хотя бы закона- противоречия, Закон этот говорит:

Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, не могут быть вместе истинные. Только в «одно и то же время», но не во все времена. Почему? Потому что предмет может измениться, а вместе с ним должна измениться и наша мысль о нем. Значит, закон противоречия исходит из признания развития предмета, о чем говорит и диалектика вещей.

Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными. Опять берется определенное отношение, но не все. Почему? Потому что предмет, взятый в другом отношении к другим предметам, будет проявлять другие качества. Об этом же говорит и диалектика. Да иначе и не должно быть.

В правилах и законах сочетания мыслей в рассуждении отобразилась диалектика вещей. Каждое, самое простое правило формальной логики отображает определенные всеобщие связи. Диалектика учит, напр., о единстве тождества и различия, общего и особенного. А на чем построены правила определения понятия, изучаемые в формальной логике? На претворении в жизнь этих требований диалектики.

Что значит, спрашивал Ленин, определить понятие по правилам формальной логики? Это значит, отвечал он, «прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое» [15, стр. 149]. Это правило в формальной логике называется определение через ближайший род и видовое отличие. А найти ближайший род — это значит установить тождество определяемого понятия с понятиями, входящими в один и тот же род, а отыскать видовое отличие — это найти то, чем определяемое понятие отличается от других видов понятии, входящих в род. Это ли не пример установления единства тождества и различия, общего и особенного. И все же находятся философы, которые боятся подумать о том, что и в формальной логике действуют принципы диалектики.

Есть и еще два различных понимания законов формальной логики. Одни логики и философы истолковывают эти законы как законы, распространяющиеся и на вещи; другие логики и философы считают эти законы имманентно, внутренне присущими мышлению самому по себе, изначально. Оба эти толкования законов формальной логики неправильны. Первые не правы в том смысле, что законы формальной логики — это не законы природы и общества, а законы мышления.

Другое дело, что в законах логики отобразились законы материального бытия, но они проявляются специфически в области мышления. Напр., в природе не найти никаких правил определения понятия. Это операция, присущая только логическим рассуждениям. Логики и философы, исходящие из того, что законы логики — это нечто только внутренне присущее мышлению, неизбежно скатываются в идеализм. Мышление и его законы являются отражением материального бытия и его законов, о чем мы уже говорили выше.

Кроме четырех основных законов (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания) в формальной логике исследуются вытекающие из этих законов более - частные законы, как, напр., правила определения понятия, деления объема понятия, правила силлогизма, правила доказательства и опровержения и т. д. Основные законы формальной логи-ки являются и основными законами математической логики.





Использовать можно, воровать нельзя
Неприятель возвратился назад, будучи совершенно опровергнут в своем ожидании.
О торговле в Бухарии русским хищническим золотом. Тайная миссия полковника Бутенева.
Иерархи Православной Восточной Церкви единогласно положили благословить Русского Великого Князя Иоанна Васильевича на Царство, утвердив его особенною грамотою
Отписка из Сургута в Кетский острог, что они получили из Москвы грамоту о приведении всех жителей к присяге на верность боярам. 1610 г. 10 декабря.
Обедали в Перекопе, где на воротах подписано: «Предпослала страх и привнесла мир»
Очередность строительства новых городов и частей будущей Белгородской черты находилась в полном соответствии с направлением татарских нападений
Войскам приходилось преодолевать не только отчаянное мужество противника, но и побороть преграды грандиозных гор и девственно-диких лесов
Турки были принуждены к сдаче не столько сухопутною осадою, сколько действиями Флота
Проба турок найти слабое место для овладения цитаделью была их первой неудачей и, вместе с тем, высказала их самонадеянность



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"