Сегодня и вчера
Иаков борется с ангелом

Художник:
Гюстав Доре
Gustave Dore
(1832- 1883)
Гравюра на дереве,
раскрашенная акварелью
1855

Фрагмент.
Смотреть полностью.

Только в Царстве Божием подведение под общие понятия утрачивает смысл


Лосский Николай Онуфриевич. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Париж, 1931

В нашем царстве бытия многие действия повто¬ряются многократно с удручающим однообразием; они содержать в себе момент не только положи¬тельной, но и отрицательной ценности и заместимы друг другом в своей обедненной положительной ценности. Если здесь и можно говорить об индивидуальном характере действия, все же это окажет¬ся такой вид единичного, который глубоко отли¬чается от индивидуальности действий в Царстве Божием: в большинстве процессов психо-материального. бытия выступает на первый план содержание, не индивидуальное, многократно повторимое и заместимое. И не удивительно. Деятели пси¬хо-материального царства осуществляют стремления, более или менее эгоистически исключительные, пребывая в отношении изолированности и противо¬борства к громадному большинству других деятелей; их действия вовсе не представляют собою бесконечно содержательный аспект соборной полноты бытия; будучи соотнесены лишь с некоторыми содержаниями других деятелей, обособленными от целого, абстрагированными, они сами имеют обедненный, уп¬рощенный характер. В этом смысле даже и конкрет¬ное событие психо-материального царства есть абстракция в сравнении с полнотою бытия Царства Божия. Вследствие своего эгоистического характера и про¬тивоборства среде, такое действие не можёт и не должно быть предметом полного соучастия, т. е. совершенного переживания для других деятелей. находя¬щихся вне союза деятелей (вне данного атома, моле¬кулы, организма, общества и т. п.), совершивших его; но зато в виду своей упрощенности (оторванности от вселенского целого) оно может быть повторено другими деятелями для себя и отчасти против других путем подражания или собственного изобретения. Таким образом, чем более индивидуальный деятель отходить от соборного сочетания сил и опирается только на свою собственную творческую силу, тем менее он способен реализовать свою незаменимую индивидуальность, проявить себя как своеобразное, творчески оригинальное существо. Чем больше зам¬кнутость в себе, тем значительнее обеднение деятельностей, приближение к выразимости действия в сумме общих отвлеченных понятий. Высшая известная нам степень обособленности, бытие изолированная электрона при¬водить к крайне элементарным действованиям отталкивания и притяжения, повторимым в однообраз¬ной форме множество раз. Вместо полноты получа¬ется бедность; вместо совершенной самостоятельности и свободы крайняя зависимость от внешних поводов для действования и упадок положительной материальной свободы, т. е. творчества.

Выход из этого обнищания жизни достигается путем эволюции, состоящей в том, что деятели хо-тя бы частично прекращают противоборство между со¬бою, вступая в союзы, все более и более сложные; в этих союзах деятели низших ступеней развития, усваивают стремления более высоко развитого деятеля, сочетают свои силы для осуществления их под его руководством; они становятся органами единого, более или менее сложного целого; так возникает атом, далее молекула, одноклеточный организм, многокле¬точный организм, общество и т. д. Каждая следующая ступень есть изобретение нового более высокого типа бытия, дающего возможность более содержательной и разнообразной, более богатой творческими активно¬стями жизни.

В царстве бытия, сравнительно бедном творче¬скою изобретательностью, почти всякая такая новая форма жизни становится предметом подражания, делается более или менее распространенным типом жизни: бытие в форме кислорода, водорода, углерода и т. п., далее бытие в форме молекул воды, углекислоты и т. п.; далее, бытие в форме определенных видов растений, животных и т. п.

Каждая новая ступень жизни в перечисленном ряду дает проявления, все менее исчерпываемые подведением их под общие понятия: в них все более выдвигается индивидуальный характер. Весь такой процесс эволюции может быть рассматриваем, как постепенное возвращение деятелем способности осу¬ществить свою индивидуальность, как ступени и индивидуализации жизни. Однако не всякая линия эволюции имеет такой характер правильного восхож¬дения к полноте бытия. Субстанциальные деятели соз¬дают новые формы жизни посредством свободных творческих актов; они могут вступить и на такие пути, которые ведут в тупики, или приводят к подмене качественного разнообразия только количественным богатством (таков, напр., один из соблазнов паразитизма) или, после ряда мнимых обогащений личной жизни, приводят к особенно тяжелым формам распада вследствие внутренних противоречий.

Однако как бы ни была высока достигнутая сту¬пень индивидуализации, все же пока остается налицо ка¬кая-либо сторона распада, изоляции деятелей и их действий, вместе с ней сохраняется и возможность повторений существенных сторон действия. Поэтому все, что принадлежит к царству психо-материального бытия, может быть классифицируемо, подводимо под общие понятия, распределяемо по видам, родам, семействам. Только в Царстве Божием подведение под общие понятия утрачивает смысл, так как не выражает сущности аспектов его.





Надлежит детей приучать стоять почти во весь день. Привычка к стоянию укрепляет все их члены, и делает оные прямыми
Голос Государя сначала дрожал, но скоро он овладел собою и окончил свое короткое приветствие вполне отчетливо с надлежащей интонацией
Услыхав Малороссийский говор, он мгновенно решил, что перед ним стоят Французы
Со времени Даниила Галицко-Владимирская Русь представляла собой организм, отдельный от прочей Руси.
Я слышал, что в Московии некогда водились собольи меха
А если Франции знать дать об оной декларации, то она всеми мерами сопротивляться тому будет и примет совсем иные меры к нашему и Российской Империи невозвратному вреду.
Новый сайт с материалами об русском офицерстве
Вообще я не заметил, чтобы Османы отличались патриотизмом
Смешно верить таким выдумкам, что русское ядро не может убить английского адмирала
Где же настоящий нравственный идеал? Очевидно, мы должны искать его все-таки в примирении внешнего и внутреннего, материального и духовного.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"