Сегодня и вчера
Знамя Большого полка Великого государя царя Алексея Михайловича.

10 ноября 1654 г.
№ 4063 по описи 1884 г.
Оружейная палата
Кремль, Москва

Фрагмент.
Смотреть полностью.

Наибольшее значение имели Великого Государя знамена, ибо указывали присутствие Государя


Белавенец П. И. Краткая записка о старых русских знаменах. — СПб.: Сенаторская Типография, 1911

Висковатов в своем сочинении «Историческое описание Одежды и Вооружение Российских войск» (издание 1841 года) даѳт такое толкование слову знамя и стяг. «В России первоначальное название знамени было стяг, и как войска имели обыкновение сражаться вокруг своих стягов, распускавшихся только перед битвою, то от этого и произошли встречаемые у летописцев выражения: поставить стяг, наволочить стяг, означающие приготовление войска к бою».

Подобно западной армии русское войско делилось по военачальникам или владетелям, с которыми они пришли на поле брани. Каждый владетель имел свой стяг, а потому полки делились и считались по числу знамен или стягов.

Так в 1216 году в войне Князя Георгия Суздальского с Новгородцами, у последних было тринадцать, а у первого семнадцать стягов.

У поляков знамена назывались хоругвями, а потому число войск в Грюнвальдском сражении было исчислено: по числу хоругвей у поляков и литовцев, в числе коих были и Смоленские, т. е. Русские. Яковлев дает такое определение словам стяг и знамя: «В XV веке Название знамя начинает входить в употребление; в XVI веке оба названия стяг и знамя встречаются одинаково; к концу XVI века слово — стяг употребляется все реже и реже, и к началу XVII века вовсе выходить из употребления, уступив место слову — знамя».

В словаре Леера дано такое объяснение слову «хоругвью» — знамя с священными изображениями; в храмах ставится у клироса, а при духовных процессиях и крестных ходах не-сется впереди. В высоком стиле Хоругвь — вообще знамя (знамя есть священная хоругвь). В Польше Хоругвями назывались конные части; оно перешло потом в Малороссию и даже к нам: гусарская Хоругвь называлась набранная при Петре I из западных славян. Название это в России не привилось».

Стяги и знамена допетровской Руси подразделялись на знамена Великих Государей, большие или «Великие» полковые, полковые и сотенные. Форма их была различная, но главной Формой Государевых знамен была с одним откосом «косынею». Величиною знамена были очень большие, размер их я укажу при описаниях.

Наибольшее значение безусловно имели так называемые Великого Государя знамена. Они ближе всего подходили по значению к нынешнему штандарту, ибо указывали присутствие Государя.

Из книги: Висковатов Александр Васильевич. Историческое описание Одежды и Вооружение Российских войск. СПб., 1841

«Знамя Большаго полка, с серединою из червчатой, откосом из белой, каймою из зеленой и кругами из алой тафты,— было мерою: по древку—3 арш. 1 1/2 вершка, по верхней кайме—7 арш. 6 вершков, по откосу—5 арш. 14 вершков, по нижней кайме 2 арш. 9 1/2 вершков. На средине и четырех кругах одной стороны изображены: Св. Троица; два креста о трех ступенях съ Херувимами и Серафимами по сторонамъ; Архистратиг Михаил на коне; крест о трех ступенях, с копием и тростию, и Ангел, стоящий на облаке; в углу откоса — солнце. На середине и четырех кругах другой стороны: Покров Пресв. Богородицы; крест о трех ступенях, с Херувимами и Серафимами; Св. Великомученик Димитрий Солунский на коне; крест о трех ступенях, с копием и тростию, и Ангел, стоящий на облаке: в углу откоса— луна. На знамени надписи:
На верхней стороне, по верхней кайме—тропарь:»Благословенъ еси, Христе Боже нашъ, иже, премудрыи ловцы явлей, пославъ имъ Духъ Святый и теми уловлей вселенную, человеколюбче, слава Тебе».
На той же стороне, по нижней кайме — кондак: «Егда сшедъ языки размеси розделяше племена вышнiи, егда же огненныи язики роздая въ совокупленіи вся призва единогласно славити всесвятый Духъ».
На той же стороне, на откосе— «Божiею милостію Ми Великiй Государь Царь и Великій Князь Алексей Михаиловичъ, всея Великія, и Малыя и Белыя Росіи и многихъ государствъ Государь и Обладатель, съ повеленія Нашего Царскаго Величества подписано сіе знамя въ лето 7162-го (1654) году, месяца Ноября въ 10 день, въ девятое лето Государства нашего и въ первые лета рожденiя сына нашего Государя Царевича и Великого Князя Алексея Алексеевича всея Росіи». На той же стороне, по кайме откоса—»А быть сему въ Болшомъ полку у бояръ и у воеводъ, какъ мы Великіе Государи сами бываемъ въ походехъ противъ Божіихъ и своихъ недруговъ. А сiе знамя тогда несутъ передъ бояры и воеводы, которые будутъ по Нашему указу въ Болшомъ полку, а разве сего Болшаго полку, нигде ни въ которомъ полку не быть для того, что сiе знамя пристойно быть въ Болшомъ полку.»
На той же стороне, в кругах, около крестов о трех ступенях - «Се веліе во бранехъ оружіе и защищеніе и стена непобедимая Благочестивымъ Царемъ и всемъ Православнымъ Христіаномъ, на врагижъ велія победа и разоренiя».
На той же стороне, в кругу, около Архангела Михаила - «Небесного Царя крепкій и сильный и страшный и грозный воевода и предстатель престолу величества славы, всехъ благотворитель воли Господни и совершитель заповеде его, вселенную прославляя, враги скоро пленя, не медля николижъ, всегда готовь, храбруя супостатъ не бояся, мудръ сый и светелъ ликъ просвещая душамъ своимъ светлымъ и скоро шествіемъ Бога намъ поведая благоуханія».
На второй стороне, в средине—тропарь и кондак Покрову Пресвятой Богородицы.
На той же стороне, на верхней кайме - «О Владычице Пресвятая Богородице, пріими молитву рабъ и съ верными Ти людьми празнующихъ то духовне честне Празникъ Покрова Твоею во псалмехъ и пенiихъ словословія Ти приносящихъ, да прiобщницы будемъ къ церкве первородныхъ написанныхъ на небесехъ гласу празднующихъ, иде же всехъ веселящихся жилище, на тя бо упованіе по Бозе возложихомъ. Тебе ся молимъ и у Тебя просимъ».
На той же стороне по нижней кайме - «Спаси Царя ,нашего, и народы и люди въ целомудрiи и въ мире пребывати устрои и всяко угобженiе, еже отъ земля благихъ плодовъ даруй и воинство ево на вся языки борительныя укреци ,и насъ побеждающихъ победи державною всесилною десницею Сына Твоего и иже въ скорбехъ предстани не оправдався заступи и отъ грехъ разреши возмогающи действовати, елико хощеши на небеси и на земли».
На той же стороне, в кругах, около крестов о трех ступенях - «Се велiе во бранехъ оружiе» и пр. как в таких же кругах на первой стороне.
На той же стороне, в кругу около Св. Димитрія Солунскаго - «Прiидоша Ангели ко Святому Димитрiю, рече: «Владыко посланы къ твоей святыни, се нарековавъ тебе, скоро изшедъ, прiиди ко мне, градъ бе преданъ бываетъ врагомъ въ расхищенiе. Рече къ нему Святый Димитрiй: во истинну ли се нарековами, Господь, тако сiе державе его да Селунь градъ, елико градовъ трудовъ его кровiю чесныхъ ребръ его создалъ, ныне сыросатцы сими зверми росхищенъ бысть се ли человеколюбiе его годе бысть. Отвечаети Ангели.: аще небы ему годе было, небы знаю къ светей твоей души, тогда паче умилися помышляя Димитрiи съ печалiю великою ответъ даетъ многопечалный бо его Ангелъ и умиленный гласъ его являще по отечестви своемъ сущее пособiе. Отвещиже: рцыте моему владыце аще глаголетъ рабъ твой Димитрiй: Ты Владыко, Господи, влады мною и градомъ симъ и всемъ міромъ повелевы ми зде жити съ рабы Твоими, како убо могу оставити въ велицей беде или кацемъ возрю пагубу града моего, какоже ли мой животъ да будешъ гражданомъ моимъ погибающимъ, но паче веселящимъ ся имъ духовно, се азъ съ ними, тако и погибающимъ не отступлю отъ нихъ или спасаемымъ имъ, съ ними спасенъ буду, но и той бо самъ Господь душу свою положи, яко пастырь за овца, верою бо, яко во истинно не могу грехи наши Твоему милосердію, яко милость Твоя велика на насъ и ярость Твоя праведна, обращенiе нашихъ требуетъ, и не погуби ты убо Владыко добре, имы область на всехъ, еже хощеши творити на насъ; азъ бо рехъ: или спасаемымъ спасенъ буду или погибающимъ съ ними умру.»





Брали с собой в дорогу замороженные щи, а на станциях, где кормили лошадей или ночевали, обрубали часть замороженной массы и разогревали в крестьянской печи.
После 13 лет управления Потемкиным Новороссией, в ней прибыло 600 000 жителей, то есть прибывало в год почти до 43 т. человек
Может ли заключать изречение Моисеево: «И сотвори Бог небо и землю» какую-либо ошибку в себе? Решительно никакой!
Я решился издать отдельно, в виде прибавления к полному тексту Русской Правды, четыре ее списка…
Даже в наши дни, если бы древние ханы возвратились на родное пепелище, они мало нашли бы в нем перемен
Под фабрикой понимали любое предприятие, производимое при помощи молота и огня, фабрикантом, именовали всякого производителя, будь то ремесленник или кустарь
Начал свою деятельность казак Наурской станицы Моздокского полка Яков Алпатов воровством телушки у соседа в 1842 году
И повелел Владимиру быть с нею перед отцом ее и матерью, и потом отца ее убить, а ее взять себе в жены
Одесские беспорядки 1871 года, имевшие своим источником инородческий вопрос, почему не истолковать влиянием Парижской коммуны?
Раскроем летописи от времен Ярослава: идет ли в них речь об уделах? Нисколько: все князья суть члены одного рода, вся Русь составляет нераздельную родовую собственность



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.