Сегодня и вчера
Лавка пряностей

Художник:
Барбиери, Паоло Антонио
Barbieri Paolo Antonio
(1603–1649)
Холст, масло
1637

Муниципальная Пинакотека
Сполето, Италия
Фрагмент.
Смотреть полностью.

Пряная аналогия


Формальная логика. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1977

Аналогии необходимы тогда, когда изучаемый оригинал, не будучи конкретно выраженным, не дает уму познавательных представлений. В средние века цены на пряности, привозимые в Европу, были очень высоки. В наши дни трудно проследить движение этих цен, так как все исторические таблицы денежной ценности достаточно абстрактны. Выручить может наглядное представление (аналог абстрактных суждений о ценах), показывающее, что в начале второго тысячелетия нашей эры тот самый перец, который теперь стоит на столиках любого ресторана, перец, который сыплют небрежно, как песок, сосчитывался по зернышкам и расценивался едва ли не на вес золота. Перец, имбирь, корицу, хинную корку и камфору взвешивали на ювелирных и аптекарских весах, наглухо закрывая при этом двери и окна, чтобы сквозняком не сдуло драгоценную пылинку.

В аналогиях нередко содержится элемент историзма, опоры на факты. Придавая дополнительные оттенки мысли, конкретизируя ее, аналогии придают мышлению гибкость, обогащают его.

Показывая познавательное значение аналогии, мы наряду с другими понятиями использовали такие важные философские категории, как абстрактное и конкретное. Аналогия является средством конкретизации мысли. В этой связи уместно следующее уточнение. Роль научных абстракций велика. В сравнении с чувственно-наглядными образами они отражают действительность глубже, избавляют науку от частного и одностороннего. Но сами по себе они не являются целью познания. Они — средство для достижения цели. Целью познания является конкретный анализ явлений действительности, познание их в конкретной исторической обстановке, сообразуясь с условиями места и времени. В этой связи мыслить абстрактно — значит ставить и решать вопросы общо, недиалектически, например, рассуждать о равенстве «вообще», не сообразуясь с конкретным опытом истории. «Кто мыслит абстрактно? — спрашивает Гегель. И отвечает: — Необразованный человек, а вовсе не просвещенный». Гегель здесь прав. Конкретность мышления — одно из необходимых условий его правильности. Правильное мышление — это не только мышление определенное, последовательное, доказательное, но и конкретное.

Будучи средством, наводящим порой на путь открытий, аналогия непригодна для доказательства и опровержения суждений. Незнакомые с логикой люди часто впадают в заблуждение, выдавая вероятные умозаключения по аналогии за доказательства своих утверждений. Ошибаясь, они не обращают внимания на имеющиеся, порой существенные, различия между двумя сравниваемыми явлениями. Так, например, часто в пользу признания особого вещества наследственности приводится довод о том, что раз организм мыслит не всем телом, а только мозгом, то и наследственностью должны обладать только отдельные специфические структуры. Эта ссылка на аналогию несостоятельна хотя бы потому, что понятия наследственности и мышления обладают различной степенью общности; наследственность присуща всем организмам, а мышление — только высшим животным и человеку.

Несостоятельными являются исторические аналогии, в которых проводится уподобление двух исторических явлений без определения черт сходства и различия между ними. Например, Плеханов и Каутский, защищая первую мировую империалистическую войну тезисом «защита отечества», ссылаются на Маркса и Энгельса, которые применительно к другим условиям говорили о предпочтительности победы в войне одной нации и поражения другой (имеется в виду поражение России в 1854—1855 гг.). «Если брать историческую параллель, — отмечал В. И. Ленин,— то надо выделить и точно указать то, что сходно в различных событиях, ибо иначе вместо исторического сравнения получится бросание слов на ветер».

В целях дезориентировки и обмана масс буржуазные идеологи, ревизионисты сознательно закрывают глаза на пункты различия в уподобляемых явлениях и подменяют, таким образом, научную аналогию софизмом. «Прием всех софистов во все времена: брать примеры, заведомо относящиеся к принципиально непохожим, случаям». Например, социал-дарвинисты социальные закономерности человеческого общества истолковывают в плане биологических законов животного мира.

Аналогия ведет исследователя к знанию, Помогает открытию истин, но не может выполнять роль единственного или основного метода научного исследования. Аналогия — вспомогательный прием в познании. Аналогии хороши, когда есть основное добротное содержание исследуемого вопроса. А когда вместо теоретического анализа вопросов излагаются одни аналогии, научного исследования не получится. «Часто аналогия вытесняет одно эмпирическое представление другим; это попросту называется отводить глаза. Вы ждете, например, объяснения, каким образом общее чувствилище передает нерву, нерв мышцам движение вашей души, а вам, вместо понятия, подсовывают образ музыканта, натянутых струн, передающих фантазию художника; простой вопрос усложняется; это подобное можно опять свести на что-нибудь подобное, и первоначальный предмет совершенно затеряется в сходстве; это та самая метода, по которой человеческий портрет рядом подобных копий сводится на изображение фрукта». Не всегда роль аналогии бывает положительной. Аналогия может толкать исследователя и по ложному пути. Так, рассмотрение процесса усвоения углекислоты зеленым листом растения по аналогии с дыханием вело естествоиспытателя по неверному пути.

Аналогия же, рассматриваемая как вспомогательный прием, как один из методов в арсенале методологической вооруженности познания, является вполне состоятельным, действенным приемом получения знаний, приемом, наводящим исследователя на догадки, предвосхищающие открытия, приемом объяснения и конкретизации знания.





«Кельи те самые, где Государь Михаил Феодорович имел пребывание с своею родительницею, остаются до ныне в своем виде и никем не занимаются»
Видимые для всех границы и центры областного управления были вредны, для утверждения государственного единства
Русские цари всегда избирали своих телохранителей из среды своего народа, в этом мы видим неограниченное доверие Русских Государей к своим подданным
Получа о всем достаточные сведения, и взяв у Строганова нужные припасы, пошел он в Сибирь по реке Чусовой
Построенные большею частью русскими людьми, из русского материала, носящие незабвенные в истории нашей славные имена…
Каким образом цари присвоили себе княжество Владимирское, я не мог узнать с достоверностью
Мы и не замечали, что образ его создан нашим воображением по скудости источников
Без искусственного возбуждения не дается ни один шаг, поэтому, пропаганда составляла предмет особенной заботливости вожаков заговора
Не ясно ли что при таковых условиях честный человек подвергается опасному искушению?
А город Азов приказал я, холоп твой, строить вновь инженером твоими, великого государя, ратными людьми



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Календарь побед русской армии Внешнеполитическая история России Границы России Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Лента времени Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"