Сегодня и вчера
Внучка Джорджа Джейкобса обвиняет своего деда в колдовстве в присутствии беснующихся свидетельниц обвинения во время Салемских «ведовскихпроцессов» 5 августа 1692 года

Художник: Маттисон, Томкинс Харрисон
Matteson, Tompkins Harrison
Холст, масло
1855

Музей Пибоди Эссекс Peabody Essex Museum
Салем, Массачусетс, США

Фрагмент.
Смотреть полностью.


Бывают и нелепые и вредные обычаи, но ведь бывали и бывают безобразные нравственные правила …




Залеский В. Ф. Власть и право. Философия объективного права. — Казань: Тип. Б.Л. Домбровекого, 1897.

Уже в простейших обществах, у животных, мы видим несомненную наличность таких полезных обществу психических качеств, называемых общественными инстинктами. В человеческих обществах эти качества получают постепенно самое широкое развитие и, по общему закону эволюции, дифференцируются в несколько разнообразные видов правил поведения, которые мы называем общим именем социальных императивов, а в частности различаем как моду, нравы и обычаи, мораль, право (Mode, Sitte, Moral, Recht).

Эти социальные императивы не одинаковы по степени своей важности для целей сохранения жизнеспособности социального организма и потому санкционируются со стороны общества не с одинаковой интенсивностью.

Мода является самым слабым из социальных императивов, но несомненно может служить здоровым целям общественной жизни. Например, мода содействовала замене хотя и красивых, но дорогих и неудобных средневековых мужских костюмов современными, более удобными и дешевыми; мода в области спорта и изящных искусств может содействовать физическому и эстетическому развитию общества. — Санкция требований моды весьма слаба: не подчиняющийся предписаниям моды разве что прослывет чудаком и в худшем случае не будет приглашаем на различные общественные праздники и увеселения; но это не помешает ему остаться полезным и уважаемым членом общества. Но вследствие сравнительно ничтожного значения моды, как средства к охранению жизнеспособности общества, требования ее очень часто, и без значительного ущерба обществу, извращаются и становятся пустыми, нелепыми и странными; они могут даже становиться вредными, как например ношение корсета, но в подобных случаях рано или поздно вызывают реакцию.

Следующий по степени интенсивности императив — нравы и обычаи — представляется более необходимым для целей благосостояния общества. Сюда относятся правила вежливого обращения вообще, особенная сдержанность в взаимных отношениях лиц разных полов в обществе, правила чести и т. п. Некоторые обычаи не имеют прямого значения для общества, но служат как бы украшением жизни, удовлетворяя эстетическим потребностям, прерывая будничное однообразие трудовой жизни; сюда относятся устройство елки на Рождество, особые приготовления к празднованию Пасхи, различные общественные увеселения, праздники и процессы. — Бывают и нелепые и вредные обычаи, но ведь бывали и бывают безобразные нравственные правила; и те и другие, как вредные для общества явления, постепенно исчезают, или погибая вместе с культивирующими их обществами, или заменяясь более целесообразными нормами социальных императивов.

Исполнение предписаний нравственности имеет несравненно более важное значение для общества, чем следование моде и соблюдение обычаев, почему и реакция общества против нарушителей этих правил отличается особой интенсивностью. Пьяницу, явного прелюбодея, заведомого хотя и не уличенного казнокрада — обыкновенно перестают принимать в порядочных домах, он делается предметом общего презрения и фактически извергается из общества. Общество принуждает своих членов к исполнению правил морали, если они не имеют достаточно развитых внутренних к тому побуждений и это принуждение, хотя и не организованное, является могущественным средством укрепления и дальнейшего развития социальных добродетелей, в высшей степени полезных и даже необходимых обществу.

Наконец, есть целый ряд правил поведения, соблюдение которых безусловно необходимо для жизнеспособности общества. Исполнение этих правил гарантируется организованным принуждением со стороны общества и этот вид социального императива называется правом. К исполнению требований права человек побуждается внутреннею склонностью, называемою правовым чувством, совершенно тождественною с нравственным чувством. Это чувство прирождено человеку, унаследовано им как полезный признак от предков, почему старые философы, как Кант, признавали требования права — вместе с требованиями нравственности — безусловными и называли категорическим императивом. И так как соблюдение предписаний права для общества безусловно необходимо, то оно организует в лице государственной власти высшую непреодолимую силу, которая между прочими функциями своими принуждает население к повиновению предписаниям права.

Высшая форма права — закон — отличается безусловной принудительностью (исключая случаев фактической невозможности принуждения и технического несовершенства его организаций; ясностью, точностью и определенностью своих требований; наивысшей степенью целесообразности, какую только можно требовать от цвета интеллигенции данного народа; и высшей степенью прогрессивности, так как эта форма права не только может быстро изменять свое содержание соответственно изменяющимся требованиям жизни, но и оказывает во многих случаях несомненно благотворное влияние на общество, имеет воспитательное значение, является орудием прогресса как приспособление общества к внешним условиям жизни.

В историческом развитии закону предшествует другая, менее совершенная, форма права — обычное право. Хотя оно имеет много черт общих с законодательством — именно является совокупностью правил поведения, соблюдение которых безусловно необходимо для общества, и потому обладает организованной принудительностью (например применяется в судах); но с другой стороны по своему характеру оно значительно приближается к морали, так как применение его основывается преимущественно на внутреннем сознании необходимости, вырабатывающемся медленно и постепенно в недрах народа, а не на точных предписаниях государственной власти, и санкционируется во многих случаях, при слабости этой власти на ранних ступенях культуры, главным образом тем же неорганизованным принуждением со стороны общества, как и требования морали — отличаясь от последней лишь большей степенью интенсивности общественной реакции против нарушителя. Поэтому обычное право должно быть признано переходной ступенью между моралью и правом в истинном смысле — законом.

Четыре социальные императива (Mode, Sitte, Moral, Recht), главным же образом последние два из них, полагают известные границы индивидуальной борьбе за существование отдельных членов общества между собою. Беспощадная, неразборчивая в средствах, индивидуальная борьба за существование заменяется более мягкими формами борьбы за субъективное право и за личное счастье, совершающейся в границах, начертанных объективным правом и моралью. С нарушителями этих социальных императивов общество борется и в особенности энергично ведется эта борьба против нарушителей предписаний права. — За многие правонарушения полагаются более или менее тяжкие наказания и эти правонарушения называются преступлениями. Таким образом из среды норм поведения, устанавливаемых правом, опять таки выделяется некоторая часть, за исполнением которых общество особенно ревниво наблюдает вследствие особенной важности и необходимости их соблюдения. При этом должно иметь в виду, что применение наказания за преступления является ничем иным как видом все того же великого мирового процесса уравновешения: наказание имеет целью исправление тех преступников, которые способны исправиться, — это прямое уравновешение; и элиминацию неисправимых — это косвенное уравновешение. Кроме того, наказание влияет и устрашающим образом — это опять прямое уравновешение.





Вышел из печати новый выпуск издания Государство
Кот государев
Вместе с ним бросают и кошку
По службе был в некоторых случаях исполнителен, в других же — туп. Скоростью езды был из числа лучших.
В делах людей и в их царствах возможными оказываются невероятнейшие вещи
Множество таких русских людей, которые пользуются обширною известностью и всеобщим уважением
Он еще продолжает надеяться, что хоть какие-нибудь посланцы выведут его из неловкого положения перед армиею, Европою, перед самим собою
Совершился перелом, какому не было подобного в исторические времена: в две или три недели вся Европа перевернута была вверх дном
Вы их узнаете по белой ленте, которую они будут носить вокруг левой руки.
Ему, сыну скромного помещика, отдалась повелительница его родины



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"