Сегодня и вчера
Крестьянские депутаты 2-й Государственной Думы в буфете Таврического дворца

Таврический дворец, Санкт-Петербург, 1907
Фотограф неизвестен.

Частное собрание, Москва

Фрагмент.
Смотреть полностью.


Ведь может легко случиться так, что избранный всей душой и желал бы послужить своим избирателям — народу, да отстоять их хорошенько не сможет, не сумеет.




Стахович А. Как и кого выбирать в Государственную Думу. Что такое партийные выборы?. — М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1907.

Что требовать от избранника в Государственную Думу? Выше я говорил уже в конце о том, как много народ должен требовать от своих избранников в Государственную Думу. Остановлюсь сейчас на этом несколько подробнее.

Конечно, прежде всего будущий член Думы должен хорошо знать нужды всех тех, кто его выбирает, т.-е. большинства народа — крестьян и рабочих; быть человеком честным, неколебимо твердых, стойких убеждений, который всем сердцем и душою постоял бы за крестьянские нужды — не выдал их.

Не менее важно, если не важнее еще, чтобы избранник мог вполне сознательно относиться к будущей своей законодательной работе в Государственной Думе.

Первые условия никак не должны идти в ущерб второго.

А то ведь может легко случиться так, что избранный всей душой и желал бы послужить своим избирателям — народу, да отстоять их хорошенько или даже как-нибудь не сможет, не сумеет.

Вследствие малой их образованности и политического развития, подавляющее большинство крестьян совсем не подготовлены к той мудреной и сложной законодательной работе — как законы писать,— которая предстоит их избранникам в Государственной Думе. Я выше уже говорил довольно подробно о том, что нет важнее для государства той умственной работы, того дела, которое придется делать в нашем народном, представительном законодательном учреждении — Государственной Думе. В таком непривычном, умственном деле избранника-крестьянина нетрудно будет провести, обойти.. Он бы и рад всей душой постоять за пославших его, да часто в мудреных, столь непривычных для него и часто не под силу ему делах, он не сможет исполнить хорошенько то, что желал бы. Мало желания стоять за право и нужды избравших — надо суметь их отстоять.

Во время работ Государственной Думы мне немало пришлось беседовать и наблюдать за крестьянскими депутатами в Государственной Думе. Нередко, после какого-либо голосования—счета голосов за или против какого-либо предложения — жаловались некоторые из них, что голосовали так, а не иначе. Разузнав лучше, толковее от других, о чем говорили и что пришлось решать, приходилось сознаться, что голосовали они против своего убеждения, — того, что они по совести считали нужным отстаивать. Оно и понятно. Приходилось выслушивать целый ряд длиннейших речей о мудреных, мало понятных, совершенно новых для них вопросах и понятиях, и притом часто переполненных мудреными мало понятными, а то и совсем непонятными чужеземными словами.

Я знаю несколько примеров крестьян, записавшихся в так называемую «трудовую партию», в «трудовики», которые, как известно, дальше всех шли, требовательнее и резче остальных отстаивали крестьянские интересы и тем не менее эти крестьяне продолжали в своих беседах и переписке дружить с людьми, отстаивающими как раз противоположные взгляды, так называемые «черносотенные», с которыми во многом, если не во всем соглашались. Да не подумает читатель, что это были исключения неудачно выбранных, недостаточно честных радетелей народной крестьянской нужды. Нисколько — это были очень честные, почтенные, искренние люди — они и не подозревали, не сознавали, как они ошибаются и какое, глубокое противоречие лежит в их поведении.

Недоверчивое отношение крестьян к интеллигенции. Рядом с сказанным приходится, к сожалению, установить, что на прошлых выборах, как и вообще в нашей общественной жизни обнаружилось во многих губерниях (далеко не во всех, — в тех особенно, где грамотность и развитие крестьян более других отстали) недоверие, отчуждение (чурались) крестьян к так называемой интеллигенции, слою образованных и хорошо умственно развитых людей (всех сословий) — к господам вообще. Это, по многим причинам (главное это —малограмотность или полная безграмотность большинства нашего сельского населения) весьма понятное явление, очень печальное и может повлиять отрицательно (не в пользу) на результаты выборов в интересах самих же крестьян.

«Интеллигентные господа» бывают разные. Конечно, немало таких «господ», для которых интересы, нужды крестьян совершенно чужды, и безразлично относятся они к несчастной участи, бесправию и бедноте крестьян. Но много, очень много таких, которые и теперь и издавна горячо и стойко в Думе и давно до Думы отстаивают и стояли за народ и требуют и сумеют отстоять для него «земли и воли», часто куда убежденнее и тверже самих крестьян. Доказавтельство тому — некоторые депутаты от крестьян в Государственной Думе и яркие, частые примеры того в земских собраниях особенно нынешнего года, когда большинство земств после очередных выборов сделалось «черносотенными» и шли против самых жизненных интересов, не стояли за народ. Многие ведь слышали о громадном числе жертв, понесенных деятелями так называемаго «освободительного движения» — движения за освобождение и благополучие народа. Началось это еще в начале прошлого века, когда много лучших сынов нашего отечества из образованных «господ» —так называемые «декабристы», при восшествии на престол императора Николая I, 14-го декабря 1825 года потребовали с частью войск, ставших на их сторону, тот самый «конституционный» представительный строй, которого через почти 80 лет добился русский народ —17-го октября 1905 года, о чем я говорил в начале книжки.— Какое бесконечное число жертв (казненных и измученных тюремным заключением и каторгою) было принесено народу с тех давних пор и сколь много еще продолжают нести деятели этого движения, поборники народных прав! Подавляющее большинство их из той самой «интеллигенции, к которой часто многие. крестьяне и до сих пор остаются враждебно настроенными, чураются, вследствие, главным образом, преступной агитации, деятельности мнимых друзей народа — «черносотенцев», пользующихся темнотою, простого народа, чтобы натравливать наиболее темную и непросвещенную часть его (или заинтересрванных в сохранении прежних порядков — кулаков и других врагов народа) против лучших друзей народа, которые настойчиво борются за него с сплоченною ратью приказных-чиновников и поддерживающих их тупых, невежественных и корыстных помещиков, купцов и фабрикантов, мечтающих вместе с прежним темным строем отстоять свои нрава и преимущества, разоряющие большинство трудящегося народа.





Фридрих II, предусматривая неминуемую гибель всего своего войска при сколько-нибудь энергично веденном преследовании, пришел в состояние близкое к полному самозабвению.
Бессмертны твои творения, гений в русских стихотворцах изящнейший!
«Не дивись,— отвечал Шуйский, — не дивись моей участи! Я был сильный государь, а теперь пленник»
Русские в Берлине. 1813 год.
«Ступай! Ступай!» — раздалась приятная команда
Мог устоять только русский солдат
Записки полковника Б.М. Малявина. 1942-1945.
Турецкая армия была совершенно уничтожена
Русские знамена «на злачных берегах величественного Рейна!»
Сражение при Лобозице 1 октября 1756 года.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"