Сегодня и вчера
Здание Псковского кадетского корпуса
Фотография «Здание Псковского кадетского корпуса» Автор:
неизвестен


Техника:
Открытка, фотография
Время создания:
1910-е годы
Смотреть полностью

К такому то сброду приходилось применять инструкцию по воспитательной части





Ушаков Ф. А. Материалы для истории Псковского кадетского корпуса. — Псков: Тип. Губернского Правления, 1895.— 54 с.

Теперь посмотрим, что представлял из себя контингент учащихся.

499 человек, предназначенные в училище, были paзделены на 4 класса: приготовительный, нижний, средний и верхний. Чрезвычайно разнообразную, разношерстную массу представлял из себя контингент воспитывающихся. Его можно подразделить на следующие группы: 1) дети обер-офицеров, 2) солдатские дети, 3) дети лиц податного сословия, 4) свободного состояния немцы, 5) дворяне, 6) незаконнорожденные, 7) цыгане, 8) евреи и 9) бродяги.

Особенно много было евреев; по-видимому, прием их, кроме общеблаготворительной цели, преследовал еще цель политическую: обрусение и приведение их в православие. Из дел видно, что выбор на лучшие места служения, как-то: в фельдшерские ученики, в гравировальную школу, в телеграфисты и т. п., не мог выпадать на долю евреев, не принявших православия. Вот почему и в последующие годы было такое множество евреев, переходящих в православие. По метрическим книгам церкви видно, что в 1845 году било присоединено евреев 47 человек, в 47 году — 28 человека, в 51 г. — 38 человек, 1854 г. — 115 человек, в 55 г. — 56 человек, в 1856 г. — 67 человек и т. д.

По какому случаю, или по какому распоряжение поступали в училище бродяги, сведений не сохранилось, но в списках о сословном происхождении против фамилий воспитанников попадались прописки: «бродяга». Да и самые фамилии воспитанников достаточно ясно указывали на их происхождение: Бродяга, Безродный, Беспрозвания, Непомнящий, Неизвестный и т. п. Дворян было очень мало, да и тех большинство составляли кадеты, переведенные за дурное поведение из корпусов: так, в списках 59 года значится кадет Бестужев.

К такому то сброду приходилось применять инструкцию по воспитательной части и, хотя по внешнему виду, сделать эти училища похожими на бывшие кадетские корпуса. Уже в 60 году были введены награды за успехи и поведение, а именно: записывание на красную доску и т. п.; лучшие же воспитанники удостаивались ношения погон, а за дурное поведение — записывали па черную доску и надевали серые куртки. В 1859 году, по-видимому, впервые праздновали храмовой праздник 6 августа: на дворе училища было устроено гулянье с музыкой, здание и улица были иллюминованы. Новый начальник училища, полковник Ермолин, по-видимому, был дельный и очень энергичный начальник. Чувствуя во всем недостатки, за исключением численного состава учащихся, он занялся сам преобразованием внешнего вида училища, предоставив в учебном отношении полный простор инспектору классов Фурсову. Эта личность не уступала по энергии, понимание и благим желаниям начальнику училища: Фурсов был занят с утра до ночи и, не покладая, что называется, рѵк, работа л над введением новых порядков в училище. Кроме того, Фурсов успевал приносить пользу не только непосредственно возложенному на пего службой делу, но и делу благотворительности. В 1862 г. он был назначен директором приюта св. Ольги и энергично принялся за благоустройство вновь вверенного ему учреждения, соблюдая разумную экономию в расходах.

Нечего и говорить, что в училище было дела очень много. Сами учителя нижнего звания представляли из себя элемент, требовавший если не воспитания, то обуздания: распутство, пьянство и грубость были самыми обыденными явлениями в их среде. Между тем замена учителей нижнего звания людьми, специально подготовленными для учебного дела, хотя и входила в цели инструкции, но представлялась на деле невозможной. Петербургское училище, выслав несколько человек учителей, как например, Юшкевича, Сергеева, Кондратьева, Курочкина, в мае 1862 г. уведомило, что не может удовлетворять учителями другие училища, поэтому псковскому училищу представлялось самому озаботиться подготовкой их из тех же учителей нижнего звания. Как справилось с этим делом псковское училище, — сведений не имеется, но еще долго приходилось начальству сосредоточивать свои заботы не столько на воспитание детей, сколько на подготовку самих воспитателей. Учителя, имевшие классные чипы, получали в год по 220 руб. Учителя нижнего звания делились на три разряда: 1 разряд получал жалованье в год 50 р., 2-й — по 33 р., а 3-й — по 25 р. Может быть по тем временам такое содержание и могло быть достаточным, но 220 р. в год учителю, имевшему классный чин, чересчур умеренно, с этим каждый согласится. Немудрено, что идти на такое скудное содержание находилось мало охотников из учителей, имевших классный чин. Конечно, не чин препятствовал такому переходу, а сравнительно небольшое число учителей на Руси действительно подготовлявшихся к этому званию и получивших право на чины, но и для них перспектива окончания курса на звание учителя казалась весьма мало заманчивой, только отчаянная бедность могла прельститься должностью учителя в школе и только этим можно объяснить себе, что распоряжение о замене учителей нижнего звания с 1838 г. до 1866 не было приведено в исполнение.

Вследствие неоднократных просьб и ходатайства начальства, по распоряжений псковской городской управы, было отведено училищу место в четыре десятины на Завеличье для постоянного лагеря, где он и теперь находится.

Так проходили год за годом. Прежний состав учителей понемногу заменялся новым. 21 января 1863 года последовал приказ Военного Министра об учреждении должности главного начальника военно-учебных заведений, с подчинением ему всех кадетских корпусов и училищ военного ведомства.

В 1864 году училище отживало свои последние дни и, вдруг, почему-то вздумалось ввести в заведении суд общества офицеров. Выбрали судей, посредников, но этому суду ни разу не пришлось проявить своей деятельности, — по крайней мере случаев собрания суда по приказам не видно; вероятно общество не давало к тому поводов. Начальство строго относилось к военному элементу, так что поручик Казин за ношение длинных волос был арестован на 7 суток на хлебе и воде...





Из клоунов да в политические преступники! Обидно!
К вопросу о государственных цветах древней России
А весна шла и кричала разными голосами птиц.
При начале военно-потешной службы первейшим в оную самохотно предстал
Да погибнет в огне это богоненавистное, братоненавистное, любовь отгоняющее местничество
Невозможно предпринять ничего прочного и существенного для водворения порядка, покуда останется полная разнузданная свобода сплетни, болтовни и смуты для газет и журналов
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело и радостно гибнет за правое дело!
Когда устранился от взоров людей его грозный образ, открылась Россия, представлявшая уже более светлое, отрадное зрелище
Посещения Крыма Царствующими Особами имели большое значение для развития края, недаром слывущего «жемчужиной в русской короне
Братие! Суетно есть житие сие, и вся мимо идут. Где отцы наши, и деди, и прадеди; не умроша ли?



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.