Сегодня и вчера
Здание Псковского кадетского корпуса
Фотография «Здание Псковского кадетского корпуса» Автор:
неизвестен


Техника:
Открытка, фотография
Время создания:
1910-е годы
Смотреть полностью
Примечание:
Здание Псковского кадетского корпуса построено в 1784 г., перестроено в 1854-1859 гг.

Изначально в здании размещались Псковское наместническое правление, городской магистрат, палаты уголовного и гражданского суда, архив и чертёжная. После ликвидации наместничеств здание стало называться Присутственными местами, которые и находились в нём до 1811 года.

Читать примечание полностью...

К такому то сброду приходилось применять инструкцию по воспитательной части





Ушаков Ф. А. Материалы для истории Псковского кадетского корпуса. — Псков: Тип. Губернского Правления, 1895.— 54 с.

Теперь посмотрим, что представлял из себя контингент учащихся.

499 человек, предназначенные в училище, были paзделены на 4 класса: приготовительный, нижний, средний и верхний. Чрезвычайно разнообразную, разношерстную массу представлял из себя контингент воспитывающихся. Его можно подразделить на следующие группы: 1) дети обер-офицеров, 2) солдатские дети, 3) дети лиц податного сословия, 4) свободного состояния немцы, 5) дворяне, 6) незаконнорожденные, 7) цыгане, 8) евреи и 9) бродяги.

Особенно много было евреев; по-видимому, прием их, кроме общеблаготворительной цели, преследовал еще цель политическую: обрусение и приведение их в православие. Из дел видно, что выбор на лучшие места служения, как-то: в фельдшерские ученики, в гравировальную школу, в телеграфисты и т. п., не мог выпадать на долю евреев, не принявших православия. Вот почему и в последующие годы было такое множество евреев, переходящих в православие. По метрическим книгам церкви видно, что в 1845 году било присоединено евреев 47 человек, в 47 году — 28 человека, в 51 г. — 38 человек, 1854 г. — 115 человек, в 55 г. — 56 человек, в 1856 г. — 67 человек и т. д.

По какому случаю, или по какому распоряжение поступали в училище бродяги, сведений не сохранилось, но в списках о сословном происхождении против фамилий воспитанников попадались прописки: «бродяга». Да и самые фамилии воспитанников достаточно ясно указывали на их происхождение: Бродяга, Безродный, Беспрозвания, Непомнящий, Неизвестный и т. п. Дворян было очень мало, да и тех большинство составляли кадеты, переведенные за дурное поведение из корпусов: так, в списках 59 года значится кадет Бестужев.

К такому то сброду приходилось применять инструкцию по воспитательной части и, хотя по внешнему виду, сделать эти училища похожими на бывшие кадетские корпуса. Уже в 60 году были введены награды за успехи и поведение, а именно: записывание на красную доску и т. п.; лучшие же воспитанники удостаивались ношения погон, а за дурное поведение — записывали па черную доску и надевали серые куртки. В 1859 году, по-видимому, впервые праздновали храмовой праздник 6 августа: на дворе училища было устроено гулянье с музыкой, здание и улица были иллюминованы. Новый начальник училища, полковник Ермолин, по-видимому, был дельный и очень энергичный начальник. Чувствуя во всем недостатки, за исключением численного состава учащихся, он занялся сам преобразованием внешнего вида училища, предоставив в учебном отношении полный простор инспектору классов Фурсову. Эта личность не уступала по энергии, понимание и благим желаниям начальнику училища: Фурсов был занят с утра до ночи и, не покладая, что называется, рѵк, работа л над введением новых порядков в училище. Кроме того, Фурсов успевал приносить пользу не только непосредственно возложенному на пего службой делу, но и делу благотворительности. В 1862 г. он был назначен директором приюта св. Ольги и энергично принялся за благоустройство вновь вверенного ему учреждения, соблюдая разумную экономию в расходах.

Нечего и говорить, что в училище было дела очень много. Сами учителя нижнего звания представляли из себя элемент, требовавший если не воспитания, то обуздания: распутство, пьянство и грубость были самыми обыденными явлениями в их среде. Между тем замена учителей нижнего звания людьми, специально подготовленными для учебного дела, хотя и входила в цели инструкции, но представлялась на деле невозможной. Петербургское училище, выслав несколько человек учителей, как например, Юшкевича, Сергеева, Кондратьева, Курочкина, в мае 1862 г. уведомило, что не может удовлетворять учителями другие училища, поэтому псковскому училищу представлялось самому озаботиться подготовкой их из тех же учителей нижнего звания. Как справилось с этим делом псковское училище, — сведений не имеется, но еще долго приходилось начальству сосредоточивать свои заботы не столько на воспитание детей, сколько на подготовку самих воспитателей. Учителя, имевшие классные чипы, получали в год по 220 руб. Учителя нижнего звания делились на три разряда: 1 разряд получал жалованье в год 50 р., 2-й — по 33 р., а 3-й — по 25 р. Может быть по тем временам такое содержание и могло быть достаточным, но 220 р. в год учителю, имевшему классный чин, чересчур умеренно, с этим каждый согласится. Немудрено, что идти на такое скудное содержание находилось мало охотников из учителей, имевших классный чин. Конечно, не чин препятствовал такому переходу, а сравнительно небольшое число учителей на Руси действительно подготовлявшихся к этому званию и получивших право на чины, но и для них перспектива окончания курса на звание учителя казалась весьма мало заманчивой, только отчаянная бедность могла прельститься должностью учителя в школе и только этим можно объяснить себе, что распоряжение о замене учителей нижнего звания с 1838 г. до 1866 не было приведено в исполнение.

Вследствие неоднократных просьб и ходатайства начальства, по распоряжений псковской городской управы, было отведено училищу место в четыре десятины на Завеличье для постоянного лагеря, где он и теперь находится.

Так проходили год за годом. Прежний состав учителей понемногу заменялся новым. 21 января 1863 года последовал приказ Военного Министра об учреждении должности главного начальника военно-учебных заведений, с подчинением ему всех кадетских корпусов и училищ военного ведомства.

В 1864 году училище отживало свои последние дни и, вдруг, почему-то вздумалось ввести в заведении суд общества офицеров. Выбрали судей, посредников, но этому суду ни разу не пришлось проявить своей деятельности, — по крайней мере случаев собрания суда по приказам не видно; вероятно общество не давало к тому поводов. Начальство строго относилось к военному элементу, так что поручик Казин за ношение длинных волос был арестован на 7 суток на хлебе и воде...





Главную сложность вызывает у начинающих читателей рукописных текстов не чтение незнакомых букв, а слитное написание слов
Буде же станет он противиться, тогда можешь ты и силою его, яко беглеца, взять и сюда привезть, чего ради и двое гренадиров тебе приданы
Первое дело пасть пред ним на колени, не рассуждая, настоящий ли это царь; чем страннее, чудеснее рассказ, тем больше ему верилось.
«Руниверс» совместно с Лабораторией исторической геоинформатики Института всеобщей истории РАН и компанией NextGIS представляет проект «Границы России 850–2020 гг.»
Жители Кавказа должны столько же любить и уважать нас во время мира, сколько бояться в военных действиях
Мое участие в террористической деятельности ограничивалось исключительно научною, техническою сферою.
Что привлекает к Л. Толстому? Его еще большая безнравственность, чем то у Ницше.
Ну, казачки, — сказал Маслов стоявшей сотне, — вот через 40 секунд взорвем стену!
Желателен переход крестьян к подворному владению
Скоро, любезная сестрица, мы перестанем быть поляками!



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.