Сегодня и вчера
Примечание:
Орловский Бахтина кадетский корпус — высшее военно-учебное заведение для юношей дворянского происхождения, созданное в Орле по инициативе орловского и курского помещика, отставного полковника Михаила Петровича Бахтина, пожертвовавшего для этого собственный капитал в 1 500 000 рублей и имение в 2700 душ крестьян. Читать примечание полностью... Обзор устройства Орловского-Бахтина кадетского корпуса. — СПб.: Тип. военно-учебных заведений, 1843.— 32 с. Воспитание делится обыкновенно на физическое, нравственное и умственное. Оно изложено с особенности отчетливо в Своде Военных Постановлений ст. 832—1000, и обнимает весь быт воспитанников. Физическое воспитание сберегает и укрепляет здоровье, развиваете и совершенствует телесные силы и способности. Что были в этом отношении старые кадеты сравнительно с теперешними воспитанниками Военно-Учебных Заведений? Пища, одежда, помещение, весь образ жизни и особенно гимнастическая упражнения можно сказать переродили лицо Кадетских Корпусов. Гимнастику преподают не в виде забавы, но в виде науки в полном развитии; Фронтовое же ученье производится с умеренностью, соразмеряя его сколько возможно с физическими силами воспитанников. Все часы дня распределены с точностью. И образ жизни воспитанников выходит деятельный, но простой и правильный. Для пользования больных в корпусах есть лазареты со всей принадлежностью, а для прилипчивых болезней особые отделения. Нравственное воспитание имеет целью вселить в питомцев: страх Божий, благочестие, чувство долга, беспредельную преданность Государю и повиновение начальству, а также поддержать нежную почтительность к родителям, уважение к старшим, благодарность и вообще любовь к ближнему. Главнейшими нравственными качествами полагаются: власть над собою, воздержность, укрощение страстей, стремление к усовершенствованию, деятельность, любовь к порядку, честность, бескорыстие, правдолюбие, справедливость, твердость духа, неустрашимость и скромность. Средства к достижению цели нравственного воспитания суть: развитие нравственных чувств, примеры, соревнование, честолюбие, учение, чтение, разговоры, взыскания и поощрения. На все это в Своде Военных Постановлений есть пояснения, которые дают всякому воспитателю полную возможность основательно вникнуть в свои обязанности и проверять себя. О каждом из воспитанников ведется ротным командиром аттестационная тетрадь; в ней обозначаются не только переходы по классам и проч., но и все проступки, за которые были делаемы взыскания, а также все случаи, в которых были сделаны награждения. Тетради сии нередко рассматриваются в Воспитательном Комитете, составленном из Директора, Батальонного Командира, Инспектора классов, младшего Штаб-офицера и Полициймейстера. Туда же приглашаются как Ротные Командиры, так Помощник Инспектора классов и Наставники Наблюдатели. Отписки воспитанникам со двора считаются наградою, и производятся на основании точно определенных правил. Имена самых отличных в классе воспитанников вписываются по распоряжению Инспектора классов на красные доски. По окончании годичного курса лучшие воспитанники получают из рук Директора при собрании всех товарищей разные награды, как то: книги, математические инструменты и т. п. Имена отличнейших воспитанников, выпускаемых из Заведения, вписываются в особую книгу, и вносятся на мраморные доски в рекреационных залах. Имена же офицеров, выпущенных из Заведения, и павших на поле чести, или умерших от полученных в сражениях противу неприятеля ране, в каком бы офицерском чине ни постигла их славная смерть воина, вписываются на черные мраморные доски в церквах Военно-Учебных Заведений. Если смерть последовала при совершении личного подвига, показывавшего высокое чувство самоотвержения на пользу службы Государя Императора и в честь воинской славы России, то изображается на доске и краткое описание подвига. Монарх-отец, взыскуя таким образом славу детей своих, и по отшествии их с земного поприща, указует путь чести не одним только существующим Военно Учебным Заведениям, но и тем, который любовию его осуществляются или только предположены. |
Фридрих II, предусматривая неминуемую гибель всего своего войска при сколько-нибудь энергично веденном преследовании, пришел в состояние близкое к полному самозабвению.
Бессмертны твои творения, гений в русских стихотворцах изящнейший!
«Не дивись,— отвечал Шуйский, — не дивись моей участи! Я был сильный государь, а теперь пленник»
Русские в Берлине. 1813 год.
«Ступай! Ступай!» — раздалась приятная команда
Мог устоять только русский солдат
Записки полковника Б.М. Малявина. 1942-1945.
Турецкая армия была совершенно уничтожена
Русские знамена «на злачных берегах величественного Рейна!»
Сражение при Лобозице 1 октября 1756 года.
|