Сегодня и вчера
Портрет князя Александра Андреевича Безбородко
Портреты «Портрет князя Александра Андреевича Безбородко» Автор:
Лампи Иоаганн-Батист Старший (нем. Johann Baptist von Lampi der Ältere)


Размер:
119 х 95 см
Техника:
Холст, масло
Время создания:
1794
Местонахождение:
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Смотреть полностью


Боже сохрани, чтоб я тут разумел какую-либо излишнюю вольность





Записка князя Безбородко о потребностях Империи Российской // Русский архив. Историко-литературный сборник. — М. 1877. Выпуск 3. С. 297


Записка князя Безбородко о потребностях Империи Российской.

Россия есть самодержавное государство. Обширность ее, составление из разных языков и обычаев и многие другие уважения сей единый образ правления делают ей свойственным. Тщетны всякие вопреки того умствования, и малейшее ослабление самодержавной власти навлекло бы за собою отторжение многих провинций, ослабление государства и бесчисленные народные бедствия.

Государь самодержавный, если он одарен качествами сана его достойными, чувствовать должен, что власть дана ему беспредельная не для того, чтобы управлять делами по прихотям, но чтоб держать в почтении и исполнении законы предков своих и самим им установленные; словом, изрекши закон свой, он, так сказать, сам первый его чтит и ему повинуется, дабы другие и помыслить не смели, что они от того уклониться или избежать могут.

Престол в России есть наследственный. Акт, при короновании императора Павла 1-го изданный, достаточно объясняет порядок оного, и когда оный точно будет исполняем, то ни в каком случае не может встретиться ни замешательств, ни беспокойств.

Российский Император должен быть Греческого Православного Восточного закона, так как его супруга, его наследник и его супруга, но что касается до супруг прочих великих князей Российских, оные могут быть и другого христианского закона, а токмо никто наследником престола облачен быть не должен, кто не восприимет Православной веры.

Коронование Императора есть обряд, посредством коего Государь, принося торжественное Богу благодарение, исповедуя веру свою пред алтарем и народом, воспринимает залог благодати Божией к лучшему управлению своим царством. Не было бы противно самодержавной власти, если бы Государь, по изречении символа веры, произнес клятвенное обещание в таких выражениях, которые являли бы народу его непорочное намерение царствовать во славу Империи и во благо общественное. Таковая присяга могла бы быть в следующей силе. [ Тут пропуск в оригинале ]

В России три суть состояния народные: дворянство, мещанство и поселяне. Все они имеют разные выгоды и преимущества; но общие их выгоды состоят: 1) в одинаковом для каждаго охранении законов, и потом 2) в одинаковой безопасности личной и со стороны собственности, 3) в участии в управлении по мере того, как законы однажды им определили.

Дворяне имеют свои привилегии, означенные в грамоте 1785 года и провинциальных закоиах, так что нет почти нужды распространять оные, а только, собрав, сложить по порядку.

Мещане также в грамоте их 1785 года и в разных провинциальных правах имеют достаточно объясненные их выгоды.

Но что принадлежит до поселян, то состояние их требует поправления. Боже сохрани, чтоб я тут разумел какую-либо излишнюю вольность, которая под сим невинным названием обращалась бы в своеволие и подавала новод к притязанию на какое либо равенство всеобщее и суще-химерическое. Я тут разумею: 1) неоспоримо, что в России все земли принадлежать, яко точная собственность, помещикам. Государь есть сам помещик земель своих, дворцовых, экономических, государственных и всех порозжих в его Империи. Не может, следовательно, никто пользоваться ими без некоторого условия в пользу хозяина их. Условия бывают или добровольные, или государственным узаконением определенные. Отсюда и выходит, что земледелец или поселянин обязан удовлетворять хозяина земли или податью, или работою соразмерно цене ее. Относительно работы нет нужды входить в подробное слишком расположение, а разве только повторить и несколько объяснить манифеста Павла 1-го о крестьянской работе 5 Апреля 1797 г.; а что до оброков касается, предоставить соглашению самих помещиков с крестьянами; но притом нужно в пользу сих последних постановить следующие статьи: 1) Крестьяне должны быть привязаны к земле и состоять за тем, за кем или за предками его в ревизиях написаны. 2) Перевод из одной деревни в другую или на земли не может инако иметь места, как с ведома правления и добровольно. 3) Продажа деревень не инако быть должна, как и с землями, а личную продажу, яко сущее невольничество, запретить даже и в рекруты: ибо рекруты должны служить, кому очередь по мирскому приговору приходит. 4) Движимость всякая составляет неотъемлемую собственность крестьянскую, а денежные капиталы не могут помещиками более обременены быть, как то, что Государь с капиталов купеческих себе получает. 5) Хотя нельзя избежать, чтоб не употреблять крестьян в дворовую службу, но и тут бы надобно, чтоб или они возвращались на пашню, или других посылали на работу, или же становились вольными и имели право при новой ревизии избрать себе службу или состояние но манифесту Екатерины II, 17 Марта 1775 года. Сим образуется прямая вольность поселян; а когда восстановятся расправы и прочее, что в царствование Екатерины II было учреждено, с нужными поправлениями, тогда и спокойствие сего класса надолго утвердится.

До сего времени никогда нашим нижним классам не входил в голову разврат, подобный Французского мнимого равенства, от того, что каждый из меньшего предпочитал лично добиваться большего. Отпущаемый на волю крестьянин или казенный поселянин старается быть купцом, а разбогатившийся купец чиновником или дворянином. Полезно сии желания оставить в их силе, но затруднять событие их так, чтобы и тут польза государственная вмещалась…





Раскроем летописи от времен Ярослава: идет ли в них речь об уделах? Нисколько: все князья суть члены одного рода, вся Русь составляет нераздельную родовую собственность
Под фабрикой понимали любое предприятие, производимое при помощи молота и огня, фабрикантом, именовали всякого производителя, будь то ремесленник или кустарь
Внутренние пути Суздальской Руси сходились в Москве
Восемнадцать часов тянулся отчаянный, кровопролитный бой за Малоярославец, во время которого город восемь раз переродил из рук в руки...
Золотое сердце билось в их могучей груди, руки были железные!
Он не только собирал рослых рекрутов, но и покупал их за огромные деньги, выпрашивал в виде живых подарков, и даже пытался «выводить великанов»
Ежели мы только когда повелим флоту нашему в море идти, то тогда через сие Вашего Королевского Величества запрещение себя воздерживать не допустим.
«Если Бог позволит нам проиграть еще одно такое сражение, Ваше Величество может быть уверен, что все наши противники будут уничтожены».
При виде мертвого короля Мегре, человек редкой невозмутимости, вымолвил только: «Пьеса сыграна, пошли ужинать»
Австрийцы следовали голосу национальной ненависти и жажде грабежа, поэтому Тотлебену пришлось ввести еще больше русских войск в город и велеть стрелять по австрийцам.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"