Сегодня и вчера
Донские казаки
Историческая иллюстрация «Донские казаки» Автор:
Коссак Юлиуш польск. Kossak Juliusz


Размер:
46,5 x 70,5 см
Техника:
Бумага, акварель
Время создания:
1877
Местонахождение:
Музей г. Кельце
Страна:
Польша
Смотреть полностью


Первое общество Донских казаков, родоначальников народа, ныне Донскую область населяющего, основалось не ранее последних годов ХV столетия.



Историческое описание земли Войска Донского. Том первый. — Новочеркасск, 1867. С. 12


Итак, нет сомнения, что первое общество Донских казаков, родоначальников народа, ныне Донскую область населяющего, основалось в начале XVI или, по крайней мере, отнюдь не ранее последних годов ХV столетия. Равным образом не менее достоверно и то, что общество это составилось первоначально из людей беглых разных Российских, а наиболее из украинских городов «искавших,— как говорит Карамзин,— дикой вольности и добыч в опустевших улусах орды Батыевой в местах ненаселенных, где Волга сближается с Доном и где издавна был торговый путь из Азии в северную Европу». Одни укрывались здесь, избегая притеснений, кои претерпевали от владельцев своих, другие увлекались своевольством, алчностью к добыче и грабежам, стремились в обширные степи к независимым соплеменникам своим, в обществе которых надеялись или отдохнуть от прежних бедствий, или, не опасаясь наказаний, насыщать необузданные желания свои. Но не одни единоземцы и единоверцы принимаемы были в первоначальное общество Донцов: отважность, удальство, уменье владеть конем и оружием, более всего давали право на это и потому нередко приобщались сюда иноземцы, как-то: Запорожские Черкасы, Азовцы и даже самые Татары. Сары-Азман—первый известный вождь Донцов, был вероятно не Россиянин.

Ведя холостую жизнь и не имея постоянных жилищ, они переходили с одного места на другое, от пределов царства Крымского на берега Дона и от украинских городов России к улусам Татар Заволжских; все что могли грабили: и людей и имущество. Сильным иногда предлагали услуги свои из корысти, а на слабых нападали неожиданно. Дремучие леса и места неприступные были их убежищем для кратковременного отдыха, словом, они до 1549 года вели почти кочевую жизнь.

Таким образом, в течение времени, это воинственное общество значительно умножилось и до того стало сильно, что в одно почти время производило набеги на Крымцев, Азовцев и Татар Ногайских, не щадило даже и Россиян, ездивших иногда к народам тем по политическим и по торговым сношениям.

Султан Турецкий, царь Крымский и князь Ногайский беспрерывно жаловались на казаков великому князю Московскому; но он отрицаясь от них, отвечал: «на Дону живут разбойники без нашего ведома.... мы и прежде сего посылывали истребить их, но люди наши достать их не могут».

Таковые жалобы на Донских казаков и отрицательство от них двора Российского продолжались почти до 1550 г. Ясное доказательство, что они еще не были в зависимости от России и еще менее от неприязненных ей Турок и Татар.

Но чрез два года Донские казаки уже служат царю Русскому, ибо Султан Турецкий в 1551 году убеждая Исмаил-Мурзу Ногайского князя к войне против России действовать с ним заодно, писал: «Русскаго царя Ивана ета пришли, рука его над бусурманы восока, уж и мне от него обида великая, поле все, да и реки у меня поотыскал, да и Дон у меня отнял, да и Азов город упуст у меня доспел, поотымал всю волю в Азове, казаки его с Азова оброк емлют и воды из Дону пить не дадут»




Пошлите своих лазутчиков приготовить и осмотреть дороги, — все богатство Индии будет вам за сию экспедицию наградою.
Сознательная и свободная душа обитает во всей нервной системе, но в нервах высших чувств и движения душа проявляет свое сознание чище и свою движимость свободно
Зрелище этого народного праздника оживлено и блестяще
Празднование понедельника в Малороссии
Если не произошло отделения Сибири от России, то приписать это следует не столько счастью, сколько государственному смыслу русского народа
Солдаты в оскорблении и в тревоге клялись друг другу, что постоят за своих стариков
Наши дилетанты с плачем засвидетельствовали, что они обманулись в коварной науке Запада
Александр стремился к воссозданию европейского общества на основаниях высокой евангельской нравственности.
Преданиям о смерти, постигающей Кощея, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет бессмертного; но именно это и свидетельствует за его стихийный характер
Они бы не посмели!— говорили мы.



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Алфавитный указатель к военным энциклопедиям Внешнеполитическая история России Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. Границы России Календарь побед русской армии Лента времени Средневековая Русь Большая игра Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты
Сообщить об ошибке
Проект "Руниверс" реализуется при поддержке
ПАО "Транснефть" и Группы Компаний "Никохим"